Чехол дороже телефона. Аксессуары для мобильных устройств стали самой прибыльной категорией для сетей

Снижение цен на мобильные устройства сделало главной прибыльной категорией для сотового ретейла аксессуары, говорится в исследовании МТС. Ее конкуренты говорят, что у них рентабельность продаж смартфонов не снизилась.

Неприбыльные смартфоны

Снижение маржинальности продаж смартфонов сделало аксессуары для гаджетов главной категорией, приносящей прибыль сотовому ретейлу, следует из отчета по этому сегменту рынка, опубликованного в четверг МТС .

МТС в течение 2015 года несколько раз пересматривала цены на мобильные гаджеты. Сначала сказалось весеннее укрепление курса рубля, затем МТС приняла новую стратегию, предполагающую снижение цен на устройства в собственной розничной сети в расчете на рост дохода от мобильного трафика на проданных гадж​етах. Цены на некоторые модели снижались до 30%, часть цен на девайсы на полке снижались до закупочных. Ранее несколько участников рынка подсчитывали для РБК, что на субсидирование цены гаджетов МТС только за несколько месяцев 2015 года потратила несколько сотен миллионов рублей. По итогам года общая сумма может составить порядка 4,5–5 млрд руб. Компания не комментировала эти данные.

«Розничные сети снижают маржу от продажи смартфонов и планшетных ПК, компенсируя прибыль сопутствующими продажами контрактов, а операторы могут продавать смартфоны с минимальной маржой, увеличивая абонентскую базу пользователей мобильного интернета», — подтверждает руководитель департамента сотовой связи и цифровых устройств J'son & Partners Сonsulting Евгений Альминов. «Если кто-то из значимых игроков рынка начинает продавать что-то дешевле — то и мы ориентируемся на эти цены», — говорит представитель сети «Эльдорадо» Юлия Завьялова.

Другие ретейлеры признают снижение цен на мобильные устройства, но уверяют, что рентабельность их продаж осталась прежней. «Связной» не продает гаджеты в минус, при этом розничные цены на устройства в нашей сети абсолютно соответствуют рыночным. Снижение стоимости в нашем случае возможно за счет выгодных закупочных цен, а также высоких объемов реализации устройств», — поясняет Мария Заикина из «Связного». «За год экономика у нас серьезно не менялась, маржинальность смартфонов осталась прежней», — говорит президент «Евросети» Александр Малис.

При этом рост продаж устройств замедляется, отмечает аналитик IDC Наталья Виноградова, — это обусловлено падением реальных доходов населения и снижением доступности кредитов. По данным IDC, объем поставок гаджетов в первом полугодии в натуральном выражении сократился на 10,5%, в денежном — на 34,7%. По оценкам J'son & Partners Сonsulting, по итогам 2015 года в России будет продано 25,5 млн смартфонов — на 2% меньше, чем годом ранее (26,1 млн).

Рентабельность до 95%

Маржинальность аксессуаров для мобильных устройств достигает 95%, в продажах смартфонов и планшетов этот показатель составляет только 5–15%, говорится в исследовании МТС. По данным оператора, на долю аксессуаров сейчас приходится около 10% выручки сотовых ретейлеров от продажи абонентского оборудования (телефоны, смартфоны, планшеты, аксессуары). В выручке «Евросети» доля аксессуаров составляет 13%, «Связного» —15% от продажи оборудования, сообщили компании. В выручке крупнейшего продавца бытовой техники и электроники «М.Видео» аксессуары для гаджетов занимают около 9% и входят в топ-5 категорий по доле, но ретейлер относит к этой категории более широкий круг товаров, сказал РБК представитель сети.

В 2015 году, по оценкам МТС, объем рынка аксессуаров должен составить 38 млрд руб. (падение на 4% к 2014 году). 70% рынка занимает сотовый ретейл, оставшиеся продажи делают сети по продаже электроники, небольшие точки в торговых центрах и на рынках, а также интернет-ретейл.

Евгений Альминов из J'son & Partners согласен с тем, что аксессуары — один из самых высокомаржинальных товаров в сотовой рознице. Но другие ретейлеры в оценке рентабельности категории более консервативны, чем МТС. «Уровень маржинальности как на гаджеты, так и на аксессуары может сильно отличаться в зависимости от бренда. Что касается маржинальности аксессуаров, она может составлять от 10% и более — это зависит от бренда и модели аксессуара», — говорит представитель сети «Связной» Мария Заикина.

Анна Левинская

Тематики: Мобильная связь, Гаджеты

Ключевые слова: смартфоны