МИК и Рексофт Консалтинг: К 2030 году российский рынок медиатехнологий вырастет в три раза

Согласно исследованию, проведенному Московским инновационным кластером совместно с Рексофт Консалтинг, общий объем российского рынка потребления медиатехнологий в 2024 году составил 377 млрд рублей, и к 2030 году он может вырасти в 3 раза до 1,03 трлн рублей.

Российский рынок медиатехнологий переживает период трансформации и демонстрирует значительный потенциал роста, обусловленный изменением конкурентной среды и необходимостью развития отечественных решений. 

К 2030 году емкость рынка медиатехнологий в России (потребление медиатехнологий) может достичь 1,03 трлн рублей, что почти в три раза превысит показатель 2024 года. В прошлом году лидирующую позицию по объему рынка потребления медиатехнологий заняла отрасль рекламы и СМИ с показателем в 301 млрд рублей. Далее следуют отрасль кино и сериалов, на которую пришлось 43 млрд рублей, а также сфера анимации – 31 млрд рублей. 

Центром потребления медиатехнологий в стране является Москва – доля российской столицы составляет 90%, или 340 млрд рублей.

Основу индустрии медиатехнологий составляют четыре технологических направления:

  • Оборудование для производства аудио- и видеоконтента
  • Программное обеспечение для обработки контента
  • Системы управления медиаконтентом
  • Инфраструктура распространения контента

Динамика развития отечественного рынка медиатехнологий определяется совокупностью макроэкономических и технологических драйверов. Среди ключевых факторов, определяющих развитие индустрии, можно выделить:

  • Импортозамещение – уход зарубежных вендоров сформировал устойчивый спрос на российские решения, варьирующиеся от точечных продуктов до комплексных экосистем.
  • Активное внедрение инструментов искусственного интеллекта и аналитики – алгоритмы персонализации, автоматизация постпродакшна и рекламных процессов становятся ключевыми направлениями развития медиарынка.
  • Рост стриминговых сервисов – увеличение объемов стриминга и on-demand сервисов усиливает значение медиатехнологий в дистрибуции.
  • Переход на облачные технологии – переход от аппаратных решений к программным и индустриальным облачным платформам снижает затраты и повышает гибкость.
  • Активность стартапов, создающих независимые точечные решения, которые усиливают конкуренцию в сегментах автоматизации и генеративных технологий.

Российская индустрия следует глобальным технологическим трендам, адаптируя их под локальную специфику. Искусственный интеллект становится фундаментальным элементом медиапроизводства, охватывая спектр задач от генерации контента до дубляжа и монтажа, что подтверждается экспериментами студий «Союзмультфильм», «Самовар» и проектами Яндекса по реставрации и улучшению качества советской анимации. 

Наблюдается переход к гибридным форматам продакшна, объединяющим реальные съемки с графикой на игровых движках и VR/AR-технологиями, примером чего служит проект «Формула воды» на базе Unreal Engine. Стриминговые сервисы, такие как VK Music и Яндекс.Музыка, а также видеоплатформы VK Видео, RuTube и Кинопоиск, фактически задают отраслевые стандарты качества и форматов, внедряя алгоритмические ленты, короткие видео и in-stream рекламу в ответ на запрос аудитории на иммерсивный и персонализированный контент.

Перспективные для развития технологические ниши

На основе оценки текущего уровня конкурентоспособности основных технологических ниш можно выделить две перспективные группы для развития и поддержки российских решений и продуктов:

Ниши с высокой степенью зрелости, рыночным спросом и сильными российскими игроками:

  • Маркетинг и монетизация 
  • Управление каналами 
  • Инструменты совместного доступа 
  • Управление проектами и задачами 
  • Инструменты рецензирования 

Данная группа имеет сформировавшийся рынок, в котором уже присутствуют сильные известные российские игроки.

Ниши с потенциалом ускоренного роста:

  • Графика и дизайн 
  • Системы доставки и управления контентом 
  • AI-инструменты 
  • Фото- и графическое оборудование 
  • Аудиопроизводство 

В этой группе присутствуют российские решения, известные для узкого круга специалистов и требующие дополнительной поддержки в развитии и масштабировании. 

Москва создает все необходимые условия для развития медиатехнологий. На прошлой неделе состоялось открытие первой очереди Креативного кластера «Сколково», который выступает как главный технологический «каркас» для видеоигр, анимации и медиатехнологий Москвы и призван решить ключевые задачи, стоящие перед отраслью. Кластер будет функционировать как единый хаб полного цикла – от разработки продукта до его продвижения и экспорта, с профильной инфраструктурой (ЦОД, студии захвата движений, звукозаписи, фотограмметрии, киберарена, просмотровые залы и др.) и экосистемой мер поддержки резидентов.

Тематики: Маркетинг

Ключевые слова: Рексофт, исследование рынка, интернет-медиа