ИТ-холдинг Т1 и РУССОФТ: к 2030 г. более половины российского бизнеса планирует стать независимым от зарубежного ПО

10,3% российских компаний заявляют о своей полной независимости от иностранных ИТ-решений или намерены достичь этого до конца 2025 года. Еще 56,7% организаций рассчитывают добиться аналогичного результата в промежутке с 2026 по 2030 год. Такие данные приведены в совместном исследовании ИТ-холдинга Т1 и Ассоциации РУССОФТ «Особенности автоматизации и цифровизации крупного российского бизнеса».

«Более половины компаний из разных отраслей собираются достичь импортонезависимости к 2030 году. Тем не менее, несмотря на наличие достойных российских альтернатив, барьеры для импортозамещения пока не удалось преодолеть полностью. Так, по мнению заказчиков, наиболее критичными факторами для импортозамещения остаются ограниченность финансовых ресурсов на реализацию необходимых проектов и недостаточная функциональность некоторых решений, сопряженная с их стоимостью. Кроме того, критическую роль в успехе миграции играют инфраструктурная совместимость и необходимость интеграции с контрагентами, которые используют глобально доминирующие платформы», — поделился Валентин Макаров, президент Ассоциации РУССОФТ.

Наиболее продвинутыми с точки зрения готовности к полному отказу от критически значимого зарубежного ПО оказались банковский сектор и ритейл-отрасль. В финансовой сфере 23,1% компаний уже считают себя независимыми или завершат переход до конца 2026 года, еще 38,5% — в период до 2030 года. Стоит отметить, что здесь уже есть примеры достижения цифрового суверенитета, и это в первую очередь связано с высокой ролью технологий в операционной деятельности и клиентском обслуживании. В среднем банки направляют на развитие ИТ около 13,3% бюджета, а у цифровых игроков, которые работают полностью без отделений и традиционной инфраструктуры, эти расходы еще выше. В свою очередь, треть ритейл-компаний сообщает о собственной импортонезависимости или о планах ее достижения до конца 2025 года, еще 33,3% готовятся реализовать переход к 2030 году.

«Успешный опыт российских вендоров по импортозамещению в финтехе дает уверенность в том, что они смогут обеспечить инфраструктуру высокого качества и для других отраслей. Во-первых, российский парк конкурентоспособных решений активно расширяется, а для большинства компаний переход на локальное ПО и “железо” является частью долгосрочной стратегии. Во-вторых, российские ИТ-компании делают серьезный упор на достижение совместимости и взаимной интеграции при разработке своих решений, в том числе с уже действующим ИТ-ландшафтом компаний. Поэтому трудности при внедрении или интеграции новых отечественных продуктов с действующей инфраструктурой постепенно сходят на нет», — прокомментировал Алексей Фетисов, генеральный директор ИТ-холдинга Т1.

В частности, нефтегазовые компании в данный момент пока не готовы говорить о полной импортонезависимости, но демонстрируют коллективную установку на достижение этой цели к 2030 году. И это невзирая на то, что относительная доля ИТ-расходов в отрасли одна из самых низких — в среднем около 3% от бюджета. В промышленности около четверти компаний планируют завершить миграцию к концу 2026 года, а 45% — к концу 2030 года. При этом данная отрасль острее других отреагировала на импортозамещение — 66,7% отметили сложности с внедрением отечественного отраслевого ПО, например, систем проектирования и производства.

В целом, наиболее зависящими от импорта классами решений стали базовое системное и офисное ПО — их упомянули 50% и 35,9% всех участников исследования соответственно. В числе других категорий с трудностями при замещении респонденты чаще всего называли промышленное ПО (34,6%), встроенное ПО (34,6%), прикладные отраслевые решения и средства разработки (от 33,3% до 34,6%).

Тематики: Маркетинг, ПО

Ключевые слова: программное обеспечение, исследование рынка, Руссофт, Импорто­замещение, Т1