Data-роуминг: цены все выше и выше

Вы все еще используете в роуминге SIM-карту российского оператора связи для того, чтобы выходить в Сеть? Тогда я очень рад за размер вашего банковского счета – выкладывать по 500-700 рублей за мегабайт трафика могут себе позволить только очень забывчивые пользователи или сотрудники крупных компаний... которым зачастую приходится платить за перерасход кредитного лимита из своего кармана. Операторы «большой тройки», внедряя сети 3G, изо всех сил пытаются сделать так, чтобы пользователям было невыгодно использовать их SIM-карту за рубежом. Почему так происходит?

Причин такой странной ситуации, когда роуминговые платежи за передачу данных только увеличиваются, несколько. Некоторое время назад «большая тройка» вроде бы откровенно заявляла – роуминг дорогой потому... что злобные транзитные операторы задирают цены на свои услуги и мы, бедные и маленькие, вынуждены платить этим монстрам. Задав вопрос о ценообразовании на роуминг в текущих условиях двум руководителям таких транзитных «монстров», я увидел на их лицах только грустные улыбки – «даже если мы дадим ноль на транзите, на цены для конечных потребителей это практически не повлияет, – был типовой ответ. – Дело в том, что из-за сильной конкуренции транзитная составляющая в оконечных тарифах и так исчезающе мала». Вам не кажется странным эта ситуация? Транзит стоит немного, но цены – только вверх? Дело в том, что дороговизна руоминга – исключительно из-за несовершенной рыночной ситуации. Поскольку это не основная услуга, то по ней можно держать максимальную маржу, по которой пользователи ещё готовы платить. Разумные абоненты, выезжая за рубеж, сразу выключают у себя на смартфоне возможность GPRS-роуминга. Но сколько людей забывает? А сколько о такой возможности не знает? «Игра стоит свеч, – в свое время говорил мне высокопоставленный сотрудник одного из операторов мобильной связи, – один «метр» трафика тарифицируется как пара среднерыночных ARPU: хорошая цена, чтобы ни о чем не волноваться». Разумеется, со стороны оператора. 

Сколько я ни спрашивал официально, операторы «большой тройки» не готовы продемонстрировать, кто и сколько получает от международного роуминга данных. «Это закрытая информация», – стандартный ответ, на который я натыкался в любой пресс-службе. Неофициально мне все рассказали, показали и даже продемонстрировали на примерах. Составляющих четыре – сама себестоимость (сюда включается биллинг, транзит, сама услуга связи), налоги (для каждой страны разные), а также интерес «гостевого» и «домашнего» оператора связи. Причем две крайние величины – совсем не маленькие, часто они превышают себестоимость в несколько раз. «Дело в том, – говорит представитель крупного оператора связи в одном из интервью, – что иностранные операторы выставляют высокие цены и мы вынуждены с ними соглашаться». И якобы никаких инструментов влияния на ситуацию у отечественной «большой тройки» нет. Это уже обсуждалось у меня в блоге  – не буду здесь повторяться. Может быть, для островов Науру или Гвинеи так на самом деле и происходит – число роумеров из России там невелико. Но для Европы, где наших соотечественников год от года больше, или на туристических направлениях типа Турции это выглядит странно. 

В целом проблема состоит в том, что отечественные операторы не готовы и не хотят выступать «единым фронтом» на переговорах с зарубежными партнерами – каждый сражается только за себя, в итоге проигрывает конечный потребитель: ему платить за всевозможные договоренности. И это при том, что достаточно исключить ту или иную сеть из числа роуминговых партнеров, как руководство такого оператора связи сразу одумается – ведь гостевые платежи в любой сети составляют значимую часть поступлений. Как вариант – операторам всегда можно показать своим клиентам стоимость в каждой отдельной сети и предложить им выбор вместо тотальной «уравниловки», которая сейчас происходит. Кстати, «домашние» операторы связи этой системой вполне довольны – они успешно манипулируют выбором сетей посещения своими клиентами, с целью повышения своей маржи: самые дешевые сети «вдруг» становятся любимыми и приоритетными для подключения. 

Кстати, есть проблемы и с голосовым роумингом – при вроде бы высокой стоимости вызовов они вполне легко предоставляют своим клиентам тарифные модификаторы, которые могут «сбивать» стоимость роуминговых минут как минимум вдвое. Не странно, что это вообще возможно? Не забудем и о том, что операторы со странной «брезгливостью» относятся к вполне нормальной схеме call back – ее используют только Tele2 и «МегаФон», на очереди – МТС. А вот «ВымпелКом» приводит в свое оправдание совершенно странные аргументы – мол, «легальность данной технологии остается дискуссионной... Более того, эта технология имеет большой минус с точки зрения абонента – качество связи в роуминге снижается и не всегда позволяет абоненту быть постоянно на связи». В общем, как есть выгода для абонента, так у нас слова о качестве связи сразу проскальзывают и о том, что call back – это дискуссионная схема.

Вряд ли подобную ситуацию удастся изменить в ближайшем будущем, особенно с дата-роумингом. Для выхода в Сеть пользователям по-прежнему на чужбине остается искать Wi-Fi в отеле, закусочных McDonalds или Starbucks coffee, а также воспользоваться каким-либо глобальным поисковиком по Wi-Fi хот-спотам (это может быть Fon, Jiwire). Туристические SIM-карты тоже не особенный выход – там стоимость дата-трафика тоже стоит немалых денег. А вот местные контракты вполне подойдут – цена минимальна, есть свои тарифные модификаторы и стоимость мегабайта невелика. Интересно, до каких пор российские операторы сотовой связи будут завышать цены на дата-роуминг, для того чтобы пользоваться невнимательностью своих клиентов для получения сверхприбыли? При таком подходе стимулировать клиентов для использования сетей 3G и, в перспективе, LTE не получится. Рынок дополнительных услуг они уже потеряли, роуминг – на очереди?

Автор: Максим Букин.

Тематики:

Ключевые слова: мобильный Интернет, роуминг