«Мета» не сбылась. «Ниеншанц» пересматривает перспективные проекты

На бизнес «Ниеншанц-Телеком» продолжает влиять финансовый кризис, наложившийся на последствия отказа от приобретения его активов в области домашних сетей («Ниеншанц-Хоум») со стороны столичного холдинга «Акадо». В частности, по данным spbIT.ru, компания заморозила проект «Мета-Сервис», который представлял собой фактически первую попытку в городе создать «оператора для провайдеров» внутри жилых зданий. В самой компании говорят о пересмотре бизнес-модели этого направления.

Компания «Мета Сервис» начала работать в прошлом году. Инициатором ее создания стал Дмитрий Горохов, который ранее проработал в должности заместителя директора по развитию бизнеса «Ниеншанц-Хоум» два года – с момента вывода этой компании на рынок в 2005 году. Как в свое время пояснил г-н Горохов, отправная точка для нового бизнеса была достаточно проста: «На своей должности в «Ниеншанц-Хоум» я достаточно часто общался с представителями ТСЖ и управляющих компаний. В итоге мне стало очевидно, что в сфере взаимодействия домашних провайдеров и ТСЖ есть целый ряд противоречий. В частности, правление дома должно обеспечивать допуск тех провайдеров, к которым захотят подключаться жильцы – а как показывает практика, если в районе действует пять провайдеров, то на каждого из них найдутся желающие. С другой стороны, каждый оператор, приходящий в дом, ставит свое оборудование, прокладывает свои кабели и т. д., не говоря уже о списках сотрудников для прохода в дом, которые могут составлять несколько десятков человек. Все это создает определенную неразбериху, и, кроме того, часто бывают случаи, когда при подключении квартиры через стояк повреждаются другие слаботочные сети – для домофонов, домашних телефонов, сигнализации и т. д. Оптимальным выходом из ситуации было бы создание единой сети внутри здания с единым управлением, к которой бы уже подключались внешние провайдеры».

Именно такая схема была положена в основу бизнеса новой компании «Мета-Сервис», инвестором которой стал «Ниеншанц-Телеком». В качестве целевых объектов были выбраны новостройки – то есть здания, где отсутствуют другие провайдеры. В таких домах, где «Мета-Сервис» удавалось договориться с ТСЖ, компания организовывала сеть по всему зданию с подводкой к каждому этажному щитку, а также устанавливала 19-дюймовые шкафы в каждой парадной. При этом сеть строилась исходя из возможности обслуживания до 8 операторов в здании. Таким образом, внешнему провайдеру оставалось только подвести оптический кабель к дому, установить свой коммутатор, заключить договор об аренде оборудования локальной сети с «Метой» и после этого начать предоставление услуг для конечных пользователей (при этом последние заключали договор на предоставление услуг доступа в Интернет с самим провайдером напрямую). Заработок «Мета-Сервис» складывался из отчислений внешних операторов за подключение и взимания с них ежемесячной абонентской платы.

Всего за время работы на рынке «Мета-Сервис» удалось освоить около 10 адресов, включая Тельмана, 30 (2 корпуса), Стачек, 212/2, Ивана Фомина, 7/3, Хасанскую ул., 2, пр. Наставников, 47/1, Шотмана, 18/2 и 6/3. Бизнес-план на отдельный дом подразумевал 50-процентное проникновение подключившихся к Интернету квартир в течение первого года работы при условии наличия в здании трех домашних сетей. Среди тех провайдеров, кто воспользовался предложением от «Меты» за это время: «Ниеншанц-Хоум», «Эленет», InterZet, «Цифра» (включая «Озерки.Нет»), «Корпорация ОСС» («Киви»). Кроме того, велись переговоры еще с рядом игроков, в частности, с «Корбиной Телеком». Что касается подключений провайдеров, то в указанных зданиях действовало от одного (например, на Стачек, где работал InterZet) до трех провайдеров (в частности, на Ивана Фомина, 7/3, работали «Ниеншанц-Хоум», «Цифра», Interzet, а на Наставников, 47, – InterZet, «Ниеншанц-Хоум», «Эленет»). Инвестиции в оснащение сетью одного здания не раскрываются, однако, по расчетам экспертов, одна абонентская линия в среднем обходится оператору в сумму 800 – 1000 рублей без учета оборудования. Таким образом, строительство сети в здании на 600 квартир стоит примерно 480 – 600 тыс. рублей, а общую сумму инвестиций в проект можно оценить в сумму 5 - 6 млн рублей. В целом, как сообщил корреспонденту spbIT.ru Дмитрий Горохов, компании «Мета-Сервис» удалось выйти в операционный плюс.

Однако, по данным spbIT.ru, в прошлом месяце было принято решение о приостановке данного проекта со стороны прямого владельца бизнеса – холдинга «Ниеншанц». Причины для этого понятны: в условиях финансового кризиса на компанию влияют последствия от отказа со стороны столичной группы «Акадо» по покупке «Ниеншанц-Хоум» - на рынке ходят слухи, что московские покупатели сделали даже аванс в размере $1 млн, который потом пришлось возвращать. Сейчас «Ниеншанц» также приступил к сокращению персонала своего телекоммуникационного дивизиона. Что касается «Мета-Сервис», то в прошлом месяце, по данным spbIT.ru, ее штат был расформирован и также ее покинул генеральный директор Дмитрий Горохов. Сейчас текущая деятельность «Мета-Сервис» курируется специалистами «Ниеншанц-Хоум», и дальнейшее развитие проекта не предусматривается. Г-н Горохов не стал комментировать детали этого процесса, отметив, что со стороны «Ниеншанца» были соблюдены все надлежащие условия.

В самой компании «Ниеншанц» говорят о пересмотре бизнес-модели предприятия. «Проект не был заморожен, он сейчас претерпевает изменения, которые коснутся и самой бизнес-модели, и управления компанией. Изначально концепция работы «Мета-Сервис» была ориентирована на конечного потребителя - пользователя домашних сетей. Эта модель оказалась недостаточно успешной с коммерческой точки зрения, поэтому управляющая компания («Ниеншанц») приняла решение о смене бизнес-модели с B2C на B2B. Разработкой и внедрением новой бизнес-модели действительно сейчас занимаются менеджеры компании «Ниеншанц-Хоум», что также связано с оптимизацией расходов. При этом штат компании не был расформирован, произошла смена управляющего менеджмента. Компания «Мета-Сервис» продолжает свою работу», -  прокомментировали в пресс-службе «Ниеншанц-Хоум».

Что касается дальнейшей деятельности Дмитрия Горохова, то сейчас бывшие руководитель «Меты» и начальник отдела эксплуатации Максим Скидан организовали новое предприятие – ООО «Информационные системы и сети», которое, как планируется, будет заниматься несколькими видами деятельности, в том числе, например, продажами систем голосового оповещения. В его рамках запущен бренд «Умный Интернет», который будет реализовывать модель бизнеса, апробированную ранее в «Мета-Сервис». Уже ведется строительство сети по адресу Дыбенко, 21/3, и в ближайшее время компания намерена подключить еще несколько домов. При этом она намерена предлагать и новую схему работы – строительство сети в здании при партнерском участии ТСЖ – в этом случае созданная СКС остается на балансе дома, а прибыль распределяется между партнерами.

Наблюдатели рынка оценивают схему работы, когда в здании организована единая сеть, чьи ресурсы сдаются в аренду, как вполне здравую. «Мы в самом деле взяли один адрес из списка «Мета-Сервис» и продолжаем по нему сейчас работать. Для нас это был своего рода эксперимент. Что касается его результатов, то могу отметить, что, по нашему мнению, особой разницы по сравнению со схемой работы, когда сеть внутри дома принадлежит нам, нет. Так что модель, которую выдвинула «Мета-Сервис», вполне паритетна с рыночной точи зрения», - рассказал генеральный директор компании «Эленет» Денис Попов. «У нас сейчас около 6 адресов, по которым мы работаем с «Мета Сервис». В целом такая модель весьма перспективна, но – в отношении новостроек, где работают заинтересованные в таком подходе ТСЖ. Кроме того, на мой взгляд, такая схема была бы гораздо эффективнее и привлекательнее для тех же ТСЖ, если бы такой «оператор внутри здания» брал бы на себя обслуживание всех слаботочных сетей дома, включая домофоны, сигнализацию и т. д. Могу добавить, что мы сами сейчас присматриваемся к реализации такой модели работы», - отметил руководитель проекта InterZet Дмитрий Анчунов.

Правда, у такой схемы есть и противники. «Нас подобные предложения не заинтересовали ввиду низкой рентабельности таких проектов с учетом ежемесячных отчислений этой компании. Теоретически идея хорошая, однако на практике пока мы не смогли увидеть ни одного решения, которое не было бы аффилировано с одной из городских телекоммуникационных компаний, что сразу сводит на «нет» эффект от реализации таких проектов», - сообщил генеральный директор сети TiERA Валерий Стрельцов. «К нам поступало предложение от «Мета-Сервис», но мы от него отказались – нам оно показалось не очень выгодным с точки зрения тех отчислений, которые нам предлагалось делать. Кроме того, мы все-таки предпочитаем, чтобы инфраструктура принадлежала нам. Хотя, если бы здание, которое нам предложили, было бы более перспективным, может, мы бы и более тщательно изучили этот вариант», - резюмировал руководитель одной из сетей, действующих в Невском районе.

Автор: Михаил Северов.

Тематики: Фиксированная связь, Интернет, Маркетинг

Ключевые слова: