Сотовые подключения: вопреки сезонности

Июль текущего, 2008 года стал одним из самых успешных месяцев для рынка сотовой связи Российской Федерации в целом, а также для обеих столиц, продолжив тем самым тенденцию прошлого года. При этом в Петербурге в июле увеличение абонентской базы и проникновения сотовой связи оказалось рекордным. Также в Северной столице произошла смена лидера по доле в приросте абонентской базы: Tele2 уступила первое место «ВымпелКому», который после нескольких месяцев отрицательных результатов по доле в приросте демонстрирует хорошую динамику.

По информации аналитического агентства Advanced Communications & Media Consulting, число пользователей сотовой связи в России концу июля 2008 года достигло 175,75 млн, увеличившись с июня текущего года на 2,8 млн: количество абонентов в России на конец июня составляло 172,95 млн. При этом прирост абонентской базы в июне текущего года был чуть ниже июльского – 2,05 млн, что все же больше, чем прирост в мае (1,57 млн), а также апреле (1,34 млн) и марте (1,58 млн) текущего года. Таким образом, показатель прироста абонентской базы в июле оказался самым значительным по итогам прошедших месяцев. Увеличение темпов прироста абонентской базы, начиная с июня, позволило достичь уровня конца предыдущего, 2007 года еще прошлом месяце: напомним, что на конец декабря 2007 года количество абонентов сотовой связи, по данным Advanced Communications & Media Consulting, составляло 172,84 млн, «провал» же наблюдался в январе 2008 года (уменьшение абонентской базы на 8,03 млн за месяц) (см. новость раздела «Сотовая связь» от 6 марта 2008 г.). Если бы темпы прироста остались на уровне марта-апреля, то достижение показателей конца 2007 года длилось бы на месяц дольше. 

Уровень проникновения сотовой связи в России увеличился к концу июля 2008 года до 121,1 %, тогда как в июне этот показатель равнялся 119,1 %, в мае – 117,7 %, а в апреле – 116,6 %. Таким образом, увеличение в июле текущего года составило 2 %, что, соответственно, несколько больше показателей предыдущих месяцев: 1,4 % в июне и 1,1 % в мае.

Отметим, что, согласно данным агентства J'son & Partners, число пользователей сотовой связи на конец июля 2008 года достигло 176 млн, что практически соответствует данным Advanced Communications & Media Consulting, однако по данным J'son & Partners проникновение сотовой связи в России составляет 124 %, при этом прирост за месяц равнялся 2,8 млн и 1,6 % соответственно. Напомним, что расхождение в оценках у этих аналитических агентств наблюдалось еще в апреле текущего года.

Интересно, что в прошлом году июль не демонстрировал ни рекордных результатов, ни даже всплеска увеличения проникновения. Так, уровень проникновения сотовой связи в России возрос в июле 2007 года до 111,4 %, тогда как в июне того же года он составлял 110,4 % , в мае - 109,2 %, в апреле - 108 %, в марте - 106,8 %. Увеличение, таким образом, составило 1,0 % за месяц, что было ниже уровня увеличения за предыдущие месяцы: по 1,2 % в июне и мае 2007 года.

В Москве и Петербурге объем абонентской базы на конец июля 2008 года составил, по данным аналитического агентства Advanced Communications & Media Consulting, 29,207 млн и 9,932 млн соответственно. Напомним, что на конец июня текущего года эти показатели равнялись 28,972 млн и 9,716 млн соответственно, при этом увеличение абонентской базы составило 235 тыс. и 216 тыс. соответственно. На конец мая текущего года эти показатели равнялись 28,689 млн и 9,513 млн, на конец апреля – 28,437 млн и 9,430 млн, на конец марта - 28,246 млн и 9,335 млн, на конец февраля - 28,107 млн и 9,272 млн, на конец января – 27,850 млн и 9,213 млн соответственно. Проникновение же в столицах на конец апреля составило 172,0 % (Москва) и 156,6 % (Петербург). Показатели июня текущего года – 170,0 % и 153,2 %, на конец мая – 168,9 % и 150,0 %, на конец апреля – 167,4 % и 148,7 %, марта – 166,3 % и 147,2 %, февраля – 165,5 % и 146,2 %, января – 164,0 % и 145,3 % соответственно. Таким образом, увеличение проникновения в столицах в июле составило 2 % (Москва) и 3,4 % (Петербург).

Соответственно, и в Первопрестольной, и в Северной столице прирост абонентской базы и проникновения сотовой связи в июне и июле текущего года был значительно большим, чем в предыдущие месяцы: в мае прирост в Москве составил 251 тыс. и 1,5 %, в Петербурге – 83 тыс. и 1,3 %, в апреле – 191 тыс. и 1,1 % (Москва) и 95 тыс. и 1,5 % (Петербург). При этом для Северной столицы прирост в 216 тыс. и 3,4 % является рекордным не только для текущего, но и для прошлого года. Знаменательно, что предыдущий рекорд также зафиксирован в июле: в этом месяце в 2007 году и объем абонентской базы, и уровень проникновения увеличились на 207 тыс. и 3,3 % (см. новость раздела «Сотовая связь» от 30 августа 2007 г.).

В июле 2008 года чистый прирост абонентской базы в России, по данным аналитического агентства Advanced Communications & Media Consulting, распределился так. МТС получили 16,9 %, причем для МТС это означает потерю доли прироста на 8,7 % за месяц, так как в июне доля МТС равнялась 25,6 %. МТС, начиная с апреля текущего года, теряют долю в приросте: в апреле потери составили 14,9 %, в мае – 10,1, в июне - 0,5 %. Таким образом, снижение темпов потери доли в приросте, наблюдаемое в июне, не продолжилось в июле текущего года.

На лидирующих позициях по доле в приросте в федеральных масштабах четвертый месяц подряд оказывается «МегаФон»: в июле его доля составила 36,4 %,  увеличившись по сравнению с июньским показателем на 4,5 %. В июне 2008 года, несмотря на сохранение первого места в приросте, «МегаФон» снизил свою долю на 7 % - с 38,9 % до 31,9 %. В мае также наблюдалось снижение доли в приросте, хотя первое место и было сохранено: с 40,7 % на конец апреля до 38,9 % на конец мая (потеря – 1,8 %).

«ВымпелКом», до апреля включительно демонстрировавший отрицательный прирост, в мае текущего года «вышел в плюс» и с тех пор увеличивает долю в приросте абонентской базы. Так, в мае доля этого оператора составила 7,7 %, в июне – 22,3 %, в июле – 33,1 %. Таким образом, увеличение доли в приросте составило в июле 10,8 %. Другие же операторы РФ стремительно теряют в течение последних двух месяцев долю в приросте: 27,2 % в мае, 20,2 % в июне и 13,6 % в июле текущего года.

В итоге к концу июля 2008 года абонентская база операторов «большой тройки» в России выглядела так: количество абонентов МТС по России составляет 61,858 млн (увеличение за месяц – 473 тыс.), «ВымпелКом» - 43,412 млн (прирост – 927 тыс.), «МегаФон» - 39,724 млн (увеличение – 1,019 млн).

Рынок России в конце июля 2008 года оказался поделен между операторами следующим образом: МТС занимают 35,2 % (потеря - 0,3 %), «ВымпелКом» контролирует 24,7 % (увеличение на 0,1 %), «МегаФон» занимает 22,6 % (рост – 0,2 %), другие операторы владеют 17,5 % (без изменений). Напомним, что на конец июня 2008 года рынок был поделен так: МТС занимали 35,5 % (увеличение на 2,4 %), «ВымпелКом» контролировал 24,6 % (рост на 0,5 %), «МегаФон» занимал 22,4 % (рост – 0,8 %), другие операторы владели 17,5 % (снижение – 3,7 %). В мае положение было таким: МТС контролировали 33,1 %, «ВымпелКом» - 24,1 %, «МегаФон» - 21,6 %, другие операторы – 21,2 %.

В Петербурге в июле 2008 года наблюдалось увеличение совокупной абонентской базы на 216 тыс. абонентов. Что касается прироста абонентской базы отдельных операторов в Северной столице, то по уровню прироста впервые за пять месяцев первое место уступил Tele2. Так, если еще в апреле доля Tele2 в общем приросте составляла 51,3 %, в  мае она увеличилась до 65,2 %, то в июне началось снижение – до 32,2 %, однако первое место еще сохранялось за этим оператором. В июле же доля в приросте снизилась до 25,5 %, а на первое место вышел другой игрок рынка – «ВымпелКом».

«ВымпелКом», в апреле и мае демонстрировавший отрицательный прирост, в свою очередь, в июне вышел на второе место с 29,0 %, а в июле оттеснил с первого места Tele2: для этого оказалось достаточно 37,6 %. «МегаФон», значительно увеличивший долю в приросте в мае текущего года (с 16,3 % до 29,5 %), в июне снова снизил показатели, причем весьма значительно – до 9,7 %. Июль для этого оператора оказался более успешным: «МегаФон» получил 13,6 % в общем приросте в Северной столице. МТС также не отличаются стабильностью по доле в приросте. Так, в апреле доля МТС составила 29,9 %, в мае упала до 0,6 %, в июне снова начался рост – до 26,0 %, а в июле доля несколько снизилась, хоть и не столь значительно, как в мае, – до 20,7 %. «Скай Линк» в июле получил 2,7 % - напомним, что в июне доля этого оператора в приросте составила 3,1 %, в мае – 4,7 %, в апреле – 4,8 %.

Доли петербургского рынка по итогам июля 2008 года в результате распределились так: «МегаФон» занимает 34,9 % (уменьшение на 0,5 %), МТС – 30,3 % (уменьшение – 0,2 %), «Билайн» - 18,9 % (рост на 0,4 %), а Tele2 – 13,6 % (рост – 0,3 %). «Скай Линк» владеет 2,3 % рынка (без изменений). Доли петербургского рынка по итогам июня 2008 года были таковы: «МегаФон» занимал 35,4 % (уменьшение на 0,5 %), МТС – 30,5 % (уменьшение на 0,1 %), «Билайн» - 18,5 % (увеличение на 0,2 %), а Tele2 – 13,3 % (рост – 0,4 %). «Скай Линк» владел 2,3 % рынка (уменьшение на 0,1 %). 

В июле 2008 года количество проданных контрактов сотовых операторов по Петербургу и Ленинградской области, по оценкам spbIT.ru, увеличилось до 242 тыс., что выше показателей нескольких предыдущих месяцев. При этом, как показывает результат оценочного анализа продаж ведущих дилерских сетей, лидером по новым подключениям в Северной столице в июле 2008 года, как и в предыдущие несколько месяцев, остаются МТС – на долю этого оператора пришлось 39,8 %. На втором месте по новым подключениям в Петербурге остается «Билайн» с 33,3 %. «МегаФон» остается на третьем месте с 14,5 %, а Tele2 - на четвертом с 10,5 %. Доля же «Скай Линк» составила 1,8 %. Отметим, что эти данные не абсолютны и основаны на анализе результатов лишь крупнейших сетей без учета субдилеров и небольших дилерских сетей и одиночных салонов, а также офисов операторов.

Что касается маркетинговой активности игроков рынка, то уже конец июня – начало июля 2008 года отметились всплеском активности операторов сотовой связи Северной столицы. В частности, о запуске нового тарифного плана «Город без границ», предполагающего безлимитный голосовой трафик внутри «домашней» сети, объявил «Скай Линк». «МегаФон Северо-Запад», в свою очередь, начал акцию по продвижению услуг мобильного Интернета, в рамках которой новым абонентам предоставлялся пакет интернет-трафика по низкой цене (см. новость раздела «Скай Линк» от 2 июля 2007 г.). Кроме того, было объявлено о том, что до 31 декабря 2008 года продлевается подключение на тарифный план «ISIC.Лайт» и тарифную опцию «PRO.Коктейль».

Также операторы сотовой связи Петербурга в начале июля 2008 года запустили сразу несколько инициатив, ориентированных на стимулирование продаж стартовых контрактов. Так, ОАО «Мобильные ТелеСистемы» в Северной столице внесли изменения в тарифный план «Бизнес без границ», в рамках которого абонентам предоставляется опция «SMS и GPRS-Internet без границ» без дополнительной платы. ОАО «ВымпелКом», в свою очередь, расширил линейку тарифов, выведя на рынок тарифный план «Удивительные вещи», предполагающий степ-тарификацию местного голосового трафика (см. новость раздела «МТС» от 3 июля 2008 г.).

Оператор сотовой связи «Скай Линк», не так давно официально запустивший в нескольких регионах своего присутствия технологию Revision A, пополнил линейку оборудования несколькими интернет-модемами, а также многофункциональным EV-DO-роутером c поддержкой Wi-Fi/Ethernet (см. новость раздела «Скай Линк» от 10 июля 2008 г.).

В середине месяца, 15 июля 2008 года, оператор сотовой связи «Мобильные ТелеСистемы» запустил в макрорегионе «Северо-Запад» новый тарифный модификатор «Льготный Северо-Запад». Подключив его, абонент может совершать вызовы на городские и мобильные телефоны абонентов других операторов Северо-Западного региона по льготной цене: в рамках услуги стоимость минуты разговора составит 5 рублей (см. новость раздела «МТС» от 16 июля 2008 г.).

Также в июле был инициирован ряд акций, ориентированных на увеличение среднего дохода с абонента (ARPU). Так, ОАО «Мобильные ТелеСистемы» запустило новый проект «Подарочный сертификат МТС». Подарочный сертификат предоставляет право получения услуг связи МТС в объеме, эквивалентном его номиналу, при условии активации в установленном оператором порядке, при этом возврату он не подлежит. Подарочный сертификат МТС можно использовать для оплаты услуг связи оператора, причем с его помощью можно оплатить не только голосовой трафик, но и различные сервисы, в том числе отправку SMS- и MMS-сообщений и доступ в Интернет. Это федеральная инициатива оператора, приобрести подарочные сертификаты можно в салонах-магазинах МТС (см. новость раздела «МТС» от 21 июля 2008 г.).

Рубрики: Мобильная связь, Маркетинг, Торговые сети, Финансы

Ключевые слова: Билайн, МТС, GSM, МегаФон