Северная столица на счету. У «Комстара»

На петербургском телекоммуникационном рынке до конца этого года может появиться еще один московский игрок – крупнейший столичный оператор «Комстар объединенные телесистемы». Это произойдет в рамках его региональной программы, на которую он готов потратить $55 млн. Возможно, что пятая часть из них уйдет как раз на Северную столицу.

Компания «Комстар объединенные телесистемы» была создана в начале 2004 года на базе трех операторов – «Комстар», «МТУ-Информ» и «Телмос». Их объединяет общий акционер – «Система Телеком», которому также принадлежат активы в таких столичных телекоммуникационных компаниях, как «Голден Лайн», «МТУ-Интел» (в первую очередь известна своим масштабным ADSL-проектом «Точка.ru»), «Центр Телко». До объединения у компаний «Комстар», «МТУ-Информ» и «Телмос» был в принципе схожий бизнес – они активно работали на корпоративном рынке телефонии, продвигая в этом же сегменте дополнительно услуги доступа в Интернет, передачи данных. Сейчас оптоволоконная сеть объединенного оператора насчитывает более 6 тыс. км, количество телефонных номеров – более 500 тыс. Кроме того, «Комстар» является владельцем мультисервисной NGN-сети. На частном рынке компания продвигает предоплаченные карты телефонии («Максикарта») и доступа в Интернет (Comstar DialPublic). Выручка объединенного оператора за 2004 год выросла на 18% до $289 млн, чистая прибыль – на 7,3%.

О создании объединенного оператора было заявлено на прошлогодней выставке «Связь-экспокомм». На «Связь-экспокомме’2005», который завершился в конце минувшей недели, «Комстар» отчитался о реорганизации (в частности, как оказалось, полное юридическое завершение объединения произойдет летом этого года, операционное уже состоялось) и анонсировал планы по региональному развитию. Как сообщил гендиректор компании Семен Рабовский, в ближайшие пять лет она намерена потратить $55 млн на освоение новых рынков за пределами Москвы. При этом «Комстар» планирует идти точечными шагами, и в первую очередь нацелен на те города, где у него есть клиенты и точки присутствия. В числе приоритетных городов были названы Петербург, Тюмень, Екатеринбург, Пермь, Ростов и т.д. Напомним, что после объединения «Комстару» в наследство достались филиал в Сочи и дочерние предприятия в Тольятти и Одессе – «Ком-Инфо» и «TWT – Украина» соответственно. Также на прошлой неделе столичный оператор заявил о скором завершении сделки по приобретению украинской телекоммуникационной группы «Фарлеп». В рамках нового витка регионального развития «Комстар» готов приобретать операторов или строить собственную инфраструктуру. Для продвижения в регионы оператор заручился поддержкой еще одной «дочки» «Системы Телеком» - оператора «Межрегиональный Транзит Телеком» (МТТ), владельца национальной транзитной сети, который будет объединять каналами региональные проекты «Комстара». В Петербурге действует «дочка» МТТ – компания «Нева Лайн».

Как рассказал корреспонденту spbIT.ru директор по маркетингу компании «Комстар объединенные телесистемы» Дмитрий Дронов, сейчас у компании в Северной столице есть точка присутствия и несколько клиентов. Компания предоставляет единственную услугу в городе – организацию VPN, в основном для объединения петербургских офисов своих московских клиентов. Договоренности о предоставлении «последней мили» в Петербурге у «Комстара» есть с несколькими операторами, в частности, с компаниями «ПетерСтар» и «Нева Лайн» (последняя также обслуживает одного из местных клиентов «Голден Лайна»).

«Комстар» планирует активизироваться в Петербурге уже в конце этого года. Несмотря на то, что компания может положиться в освоении местного рынка на мощности компании «Нева Лайн» (напомним, что помимо обслуживания местного центра коммутации МТТ, этот оператор владеет достаточно масштабной сетью, которая охватывает и пригороды Петербурга), по словам Дмитрия Дронова, «Комстар» планирует строить в городе собственную сеть. В Северной столице «Комстар» в первую очередь сосредоточится на корпоративном рынке и не планирует выходить в массовый сегмент. По оценкам экспертов, создание полноценной телекоммуникационной инфраструктуры, которая охватила бы центр города, может обойтись в сумму $8-10 млн, или почти что 20% объявленной суммы инвестиций в регионы «Комстара».

Планы «Комстара» - это не первая попытка ее владельца – «Системы Телеком» – выйти в Петербург. Интересно, что в свое время, акционером «Комстара» была американская инвесткомпания Metromedia International Telecommunicarions (MIT). Она стала владельцем 50% акций столичной компании в 2000 году, купив их у Marconi Communications. Напомним, что MIT является акционером крупнейшего петербургского оператора «ПетерСтар», и одно время ходили слухи об образовании единого оператора обеих столиц. Первым шагом стал запуск совместной услуги – предоставления единых петербургско-московских номеров. Однако им не суждено было сбыться – в 2003 году акции MIT были куплены оффшорной компанией Adamant Advisory Services, которая продала их в конце того же года «Системе Телеком». А вскоре «ПетерСтар» прикрыл и совместную услугу – у него появились свои телекоммуникационные ресурсы в Москве.

Напомним: в прошлом году стало известно, что Metromedia отказалась и от пакета в «ПетерСтаре», который должен отойти холдингу «Телекоминвест» (см. выпуск новостей от 16 февраля 2005). Между тем одно время планы «Системы Телеком» были связаны с «ПетерСтаром» - после того как американцы заявили о своем желании продать свой петербургский актив. Кроме того, в 2002 году компания «МТУ-Интел» запустила в Петербурге номер для организации роуминга для клиентов предоплаченных карт, но он был закрыт через два года.

Как предполагают наблюдатели рынка, в Петербурге на первом этапе компания сосредоточится на продвижении услуг на базе комплекса IP-Centrex, который позиционируется как виртуальный центр управления телекоммуникационной инфраструктурой клиента и предоставляет полный комплекс услуг сетей нового поколения NGN. За минувший год компания активизировалась в этом сегменте в Москве, где предоставляет на его основе комплекс услуг, включая передачу голоса, данных, видео, организации интерактивных приложений. Этот ресурс вполне может быть распространен и на регионы.

Правда, наблюдатели рынка не прочат быстрый успех «Комстару» в Северной столице. «Выход в регионы – логичный шаг для этого оператора, и ожидался давно. Петербургский рынок отличается насыщенной конкуренцией, и найти место новому игроку будет непросто. Пока прогнозировать, как будет развиваться ситуация, трудно. Можно предположить, что «Комстар» на первом этапе просто обозначит свое присутствие в регионе», - прокомментировала аналитик компании iKS-Consulting Татьяна Толмачева. Как отмечают другие наблюдатели, Петербург является традиционным местом притяжения интересов столичных операторов, однако с каждым годом выйти на местный рынок становится все труднее – этому способствует все возрастающая активность тех игроков (как местных, так и пришлых), которые уже успели здесь закрепиться. Если в свое время выход москвичей сюда происходил достаточно быстро (вспомним появление здесь таких игроков, как «Совинтел», «Голден Телеком», а затем «Зебры Телеком», «Корпорации ОСС», «Элвис Телеком»), то сейчас этот процесс занимает у новых игроков все больше времени. Например, компании ArtCommunications и «Корбина Телеком» объявили о своих планах еще в начале прошлого года, однако особой активности на рынке пока не заметно (правда, «Корбина» планирует перейти к активным действиям осенью этого года, см. выпуск новостей от 26 апреля 2005). Кроме того, ряд московских операторов, которые рассматривали в свое время рынок Северной столицы в качестве плацдарма, отказались от своих планов, в частности, так поступила АСВТ, которую интересовал местный карточный рынок. Другие просто ограничились обслуживанием своих московских клиентов здесь, например, «Наука Связь» (ее клиентом в Петербурге является местное подразделение оффшорного разработчика Luxoft, см. выпуск новостей от 28 октября 2004).

Автор: Александр Янкевич.

Тематики: Фиксированная связь, Финансы

Ключевые слова: