«Яндекс» подарил сотрудникам 6 млрд руб и потерял 90% прибыли

Финансовые показатели «Яндекс» за I квартал 2022 оказались пессимистичными: показатель EBITDA у компании упал на 88% по сравнению с аналогичным периодом 2021 г. Это связано с макроэкономической ситуацией и с единовременной выплатой компанией 13-й зарплаты в размере 5,89 млрд руб.

Компания Yandex (головная структура российского «Яндекса») представила финансовые результаты работы за I квартал 2022 г. В компании сразу предупредили, что до 23 февраля 2022 г она испытывала значительный рост в большинстве своих направлений. В то же время «за последние пять недель первого квартала на деятельность некоторых наших направлений негативно повлияли геополитические события, что отразилось на результатах за весь первый квартал»

Выручка компании за I квартал 2022 г составила 106 млрд руб, увеличившись на 45% по сравнению с аналогичным периодом 2021 г.  В том числе выручка от интернет-рекламы увеличилась на 16% до 41,66 млрд руб.

Общий скорректированный показатель EBITDA (прибыль до уплаты налогов, процентов по кредитам и расходам на амортизацию) за год резко упал – до 88% - и составил 1,27 млрд руб. Рентабельность по данному показателю составила 1,2%, что также значительно ниже аналогичного показателя 2021 г – снижение составило 13,9 процентных пункта.

Впрочем, основная причина резкого снижения показателя EBITDA – это принятое компанией в марте месяце решение о единовременной выплате своим сотрудникам так называемой 13-ой зарплаты на общую сумму 5,89 млрд руб. Таким образом компания решила поддержать своих сотрудников в условиях макроэкономической нестабильности.

Без учета данного фактора скорректированный показатель EBITDA составил бы 7,16 млрд руб, что было бы лишь на 35% показателя за аналогичный период 2021 г. Рентабельность по данному показателю при таких расчетах составила бы 6,8%, что меньше соответствующего значения за 2021 г на 8,3 процентных пункта.

Чистый убыток за I квартал 2021 г составил 13,037 млрд руб, что в четыре раза больше показателя за аналогичный период 2021 г. Скорректированный чистый убыток за I квартал 2022 г составил 8,12 млрд руб, за аналогичный период 2021 г скорректированная чистая прибыль составляла 3 млрд руб.

В сегменте «Поиск и портал» «Яндекса» выручка в I квартале 2022 г составила 43,8 млрд руб, увеличившись за год на 25%. Скорректированный показатель EBITDA по данному сегменту составил 18,4 млрд руб, рост за год составил 8%. Поисковая доля «Яндекса» в России осталась примерно на прежнем уровне – 61%. На Android-устройствах доля «Яндекса» составляет 59,9%, на устройствах под управлением iOS – 46,1% (рост за год составил 1,1 процентных пункта).

В сегменте «Электронная коммерция, райдтех (таки, каршеринг и т.д.) и доставка» выручка за I квартал 2022 г составила 54,9 млрд руб, увеличившись за год на 61%. Скорректированный показатель EBITDA по данному сегменту составляет отрицательное значение – минус 8,2 млрд руб. За год соответствующий убыток вырос в 2,5 раза.

Валовая выручка (GMV) в сегменте электронной коммерции составила 64,58  млрд руб, увеличившись за год на 164%. В сегменте райдтеха данный показатель составил 167,4 млрд руб, увеличившись за год на 40%. Валовая выручка других offline-to-online сервисов ссотавила 24,32 млрд руб (рост за год – 92%).

Рост числа райдтех-заказов год к году составил 36,4%. В медиа-сервисах число платных пользователей подписки «Яндекс.Плюс» составило 12,2 млн, увеличившись за год до 36%. Выручка данного сегмента за I квартал 2022 г выросла на 67% до 5,83 млрд руб, скорректированный показатель EBITDA имеет отрицательное значение – минус 3,17 млрд руб (за год убыток вырос на 152%).

В сегменте объявлений «Auto.ru, «Яндекс.Недвижимость» и «Яндекс Аренда») выручка за I квартал 2022 г составила 2,17 млрд руб (рост за год  -22%), скорректированный показатель EBITDA – 277 млн руб (снижение за год – 28%).

Ранее Yandex прогнозировал, что за 2022 г выручка компании достигнет 490 – 500 млрд руб. Однако в сложивших макроэкономических условиях «Яндекс» отозвал свой прогноз.

Основной проблемой для Yandex  является приостановка торгов ее акциями на американской бирже Nasdaq (схожая участь постигла на американских и британских фондовых площадках и другие российские компании). В связи с этим держатели облигаций yandex общий объемом $1,25 млрд и сроком погашения до 2025 г имеют право досрочно погасить их по номиналу с учетом накопившихся процентов. Сейчас компания ведет переговоры со специальным комитетом держателей облигаций, чтобы «найти справедливое решение, которое устроит все заинтересованные стороны».

Автор: Игорь Королев.

Тематики: Финансы, Web

Ключевые слова: Яндекс, финансы, выручка