Субсидии просквозят софт

В бу­дущем го­ду у по­луча­телей фе­дераль­ных суб­си­дий на "сквоз­ные проек­ты" поя­вит­ся воз­можность ком­пенси­ровать зат­ра­ты на прог­рам­мное обес­пе­чение и софт в прог­рам­мно-ап­па­рат­ных ком­плек­сах. По­ка го­сударс­тво дает суб­си­дии толь­ко по­купа­телям же­леза.

Минцифры после Нового Года внесет первые изменения в постановление правительства РФ №1619 от 27 сентября 2021 г. "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским компаниям на финансовое обеспечение части затрат, связанных с внедрением российской продукции радиоэлектронной промышленности". Изменения касаются "сквозных проектов", по которым сейчас для получения субсидий часть затрат нельзя отнести к программному обеспечению.

Об этом вчера, 24 ноября, на форуме "Возможности и риски реализации программ развития рынка отечественной микроэлектронной продукции для российского бизнеса" сообщил заместитель министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Андрей Заренин.

Председатель Комитета РСПП по цифровой экономике, президент ПАО "Ростелеком" Михаил Осеевский напомнил, что в этом году появились так называемые "сквозные проекты". "Правительство было неудовлетворено тем, что финансирование шло к производителям и не доходило до заказчика. Государство готово субсидировать производство аппаратных решений для того, чтобы выстроить всю цепочку - от производства до потребления. Так появился новый термин "сквозной проект", - объяснил он.

Замминистра Минцифры Андрей Заренин сообщил, что Минцифры создали экспертный совет, в рамках которого ведомство рассматривает "сквозные проекты", которые заканчиваются конечным изделием для якорного заказчика - который обязуется это изделие приобрести. "Например, в проекте по поставке DWDM-оборудования - якорный заказчик "Ростелеком" (поставщик - компания "Т8"). Согласно постановлению правительствта №1619 государство может возместить до 50% расходов на отечественное оборудование. Мы провели 111 заседаний, рассмотрели 19 проектов с заявленной суммой субсидий на 270 млрд руб. Мы одобрили 8 из них", - рассказал замминистра.

Михаил Осеевский отметил, что из постановления №1619 убрали интеграцию, но само по себе железо никого не интересует. "Мы хотели бы собраться с заинтересованными сторонами и обсудить возможность внесения правок в постановление".

Андрей Зарениен ответил ему, что, действительно, согласно данному постановлению нельзя часть затрат по проекту отнести на ПО. "Да, это неправильно, мы уже сейчас продумываем изменения в этот документ - постановление это не догма, мы сами его формировали и внесем в него правки, сразу после Нового Года будет первый транш изменений в это постановление", - пообещал замминистра.

Генеральный Директор ООО "Т8" Владимир Трешиков отметил, что для России идея "сквозных проектов" - новая. Идея проекта - стимулировать спрос - как сделать российское ПО выгодным для заказчика. Этот проект касается "Ростелекома". Моя мечта - чтобы производство российского ПО достигло объемов импорта. Я считаю, этот проект пойдет - потому что он заказчику нужен - эта идея выстрелит. Проблема в том, что мы проигрываем битву за людей. Тренд работы на иностранца надо переломить. Чтобы специалисты меньше мигрировали", - выступил Владимир Трешиков.

Заместитель президента — председателя правления ПАО "Банк ВТБ" Вадим Кулик сообщил, что идея "сквозных пректов" ВТБ нравится. "Мы одними из первых в эти проекты включились", - пояснил он. Вадим Кулик предложил изменить постановление 1619 по нескольким аспектам. "Там есть несколько крупных тем. Первая - ПАК (программно-аппаратный комплекс). На данный момент российский софт в реестре Минцифры, а железо - Минпромторга, - напомнил он. - Реестры не разговаривают друг с другом, системный софт при этом не относится никуда. В итоге ПАК не может быть заявлен как единый объект и на него нельзя получить субсидии. Это требует корректировки постановления №1619, а также закрытия в реестре вакуума: надо пожентить да реестра. Вторая тема - ФЗ "О закупках". Так как системный софт в России требует больших затрат и не попадает под субсидии и под возврат НДС тоже. И производитель, начинающий выходить на производственный объем сталкивается с тем, что продукт становится дороже, чем импортный. Третье - распределение рисков. Так как теперь основной участник "сквозных проектов" - потребитель - риски в постановлении №1619 распределены на самого потребителя. Если проект провален, к производителям претензий нет, все ложится на потребителя - он должен вернуть субсидии и попасть в черный лист", - рассказал Вадим Кулик.

Он предложил рассмотреть возможность лизинговых программ на ПАКи, чтобы через льготную ставку субсидировать развитие этого рынка. "Также нужно рассмотреть налоговую поддержку R&D-центров или меры по их субсидированию", - добавил Вадим Кулик.

Михаил Осеевский подчеркнул, что риски правильнее распределить или купировать. "Это не значит, что с заказчиков надо их снять и переложить на государство. Мы готовы нести риски, но надо их скорректировать", - пояснил он.

Заместитель генерального директора ОАО "РЖД" Евгений Чаркин рассказал, что "РЖД" и "Байкал Электроникс" в июле этого года инициировали заявку на участие в "сквозном проекте" поэтапного внедрения вычислительной техники на базе российских процессоров. "Результаты предполагают к 2024 г. установку 60 тыс. ПО на базе российских процессоров "Эдьбрус", 20 тыс. ноутбуков и промышленных планшетов, а также 400 серверов на новых перспективных российских процессорах. Мы, как якорный заказчик, не запрашиваем госсубсидию. Это противоречит методическим рекомендациям по отбору проектов. Мы предлагаем актуализировать методические рекомендации к "сквозным проектам" в части установления ключевого показателя эффективности как для госкомпаний, так и для производителей радиоэлектронной продукции, регламентации неконкурентных закупок и предоставлении возможности реализации "сквозного проекта" без использования федеральных субсидий на тиражирование", - предложил Евгений Чаркин.

Михаил Осеевский подтвердил примером: "У нас куча коллизий между базовым законодательством о закупках и инструментами поддержки отечественного производства (подрядчиков). Мы упираемся в то, что надо выбрать кого-то конкретного и поддержать российского производителя, но есть нормы ВТО, и этот клубок не развязывается уже много лет. Мы говорим с министерствами, но ничего не происходит. В рамках "сквозного проекта" мы у "Т 8" будем покупать оборудование. Это можно будет сделать единственным способом - закупки у единственного исполнителя. Никакого другого способа не существует. Дальше мы отчитываемся, нам говорят, что надо сокращать долю закупки у единственного исполнителя , и увеличивать долю конкурентных закупок. Это противоречие нас всегда будет преследовать. Правительству не хватает системного взгляда. Нам бы хотелось, чтобы эти пожелания были по итогу учтены".

Председатель Комиссии РСПП по связи и информационно-коммуникационным технологиям, президент АО "ЭР-Телеком Холдинг" Андрей Кузяев сообщил: "Первый раз мы почувствовали, что государство разворачивается к частному бизнесу. Мы получим допфинансирование, которое так необходимо для развития российской электронной промышленности. Я посмотрел статистику - выручка самого крупного российского производителя микросхем "Микрон" составляет около $200 млн. А те парни, которые делают чипы для ключевого импортного оборудования имеют минимальную выручку $12 млрд. Перед нами стоят вызовы. Но у нас нет последовательной политики шаг за шагом: мы делаем шаг и ждем. Мы больше реагируем на риски, чем на задачи. Именно телеком-компании способны трансформировать страну и создать условия для гипреавтоматизации экономики и внедрения искусственного интеллекта (ИИ)".

Михаил Осеевский считает, что лучше заходить на те рынки, что уже существуют, а на те, что только начинают развиваться - например ИИ и IoT (интернет вещей). "Наша задача сделать технологический прорыв, а не заставлять покупать российское железо. Нам надо определить приоритетные направления. Мы посчитали, что за последние десять лет правительство приняло более 12-ти существенно ухудшающих экономическую ситуацию решений, и ничего не было сделано, чтобы телеком комп стали драйвером технологического перевооружения. Надо, чтобы наряду с "Яндексом" и Mail.ru Group (VK) стояли телеком компании. Нужно создавать условия для трансформации телеком-компаний в технологические компании. Мы разработали инициативы и первый пакет представили министру. Только телеком компании обладают такой мощью. Следующий год должен быть годом, когда мы перейдем от обсуждения подходов к действиям", - сообщил Михаил Осеевский и поздравил всех участников форума с Новым Годом.

Юлия Мель­ни­кова

Тематики: Оборудование, ПО, Регулирование

Ключевые слова: регулирование, Импорто­замещение, Минкомсвязь