Госрасходы станут прозрачнее

На пор­та­ле "Гос­расхо­ды" поя­вил­ся но­вый мо­дуль, ко­торый аг­ре­гирует дан­ные о рас­хо­дах фе­дераль­но­го бюд­же­та Рос­сий­ской Фе­дера­ции. Мо­дуль "Бюд­жет" поз­во­ляет уз­нать, сколь­ко де­нег зап­ла­ниро­вано на раз­ные нап­равле­ния, го­сударс­твен­ные прог­раммы, нац­проек­ты и сколь­ко из них из­расхо­дова­но.

Все данные модуля "Бюджет" формируются на основе отчетов Казначейства России, которые публикуются ежемесячно. В частности, сейчас представлена актуальная информация по состоянию на 1 августа 2021 г. Аналитики проекта "Госрасходы" собрали и обработали в модуле данные о бюджетных расходах, начиная с 2016 г.

В новом модуле можно узнать о расходах в разрезе разделов и подразделов федерального бюджета и расходы главных распорядителей бюджетных средств. Кроме того, в новом модуле будут публиковаться расходы на реализацию госпрограмм и национальные проекты.

Руководитель проекта "Госрасходы" Ольга Пархимович отмечает, что разработкой проекта "Госрасходы" и модуля "Бюджет", в частности, занимается управление открытых данных ФКУ "Центр экспертно-аналитических и информационных технологий Счетной палаты РФ". Разработка новых модулей портала-агрегатора "Госрасходы", развитие и поддержка существующего функционала, а также взаимодействие с пользователями осуществляется сотрудниками ФКУ ЦЭАИТ в рамках бюджета учреждения.

"Счетная палата стремится доступно и понятно объяснять, как устроены государственные финансы и бюджетные процессы в России. Проект "Госрасходы" создан именно из этих соображений. Мы стремимся предоставить пользователям инструмент, позволяющий прослеживать финансовые потоки от выделения средств в бюджете до конечного получателя этих средств и результатов. На первом этапе развития проекта мы разработали модули "Контракты", "Субсидии", "Нацпроекты" и "Госпрограммы". Вторым этапом стал представленный в сентябре модуль "Бюджет", предоставляющий пользователям возможность изучения данных о расходах федерального бюджета в разных разрезах. Следующими этапами, вероятнее всего, будут разработка модуля "Региональные бюджеты" и связывание данных федерального бюджета с контрактами, субсидиями, нацпроектами и госпрограммами", - рассказывает Ольга Пархимович.

При создании модуля "Госрасходы" ориентировались на три группы пользователей, объясняет Ольга Пархимович. Для обычных граждан "Госрасходы" постарались максимально упростить представление данных бюджетной отчетности, составили глоссарий терминов, используемых в бюджетной сфере, и сделали расшифровку всех кодов, использующихся в строках бюджета. Пользователь может кликнуть на любую интересующую его строку бюджета и во всплывающем окне увидеть наименования (расшифровки) всех использующихся в этой строке кодов.

Для программистов, аналитиков и дата-журналистов в ближайшие недели "Госрасходы" откроют API, опубликуют дампы базы данных модуля и добавят возможность скачивания данных, представленных на страницах модуля, отмечает Ольга Пархимович.

"Также мы провели ряд интервью с сотрудниками Счетной палаты, по результатам которых составили перечень функций, наиболее востребованных инспекторами при выполнении контрольных проверок и аналитической работы. Для того чтобы сделать проект полезным сотрудникам Счетной палаты РФ, региональным контрольно-счетным органам, финансистам и экономистам мы взяли в качестве источника данных ежемесячные отчеты об исполнении федерального бюджета, которые на данный момент являются наиболее часто обновляемыми и достоверными из всех данных, публикуемых в открытом доступе", - подчеркивает Ольга Пархимович.

Первый вице-президент "Опоры России" Павел Сигал считает, что это очень интересная и полезная новация, поскольку действительно позволяет оценить расходы государства на самые разные статьи, причем можно увидеть распорядителей средств по статьям. Это нужные данные для СМИ, социологов, политологов, экономистов. Даже для простого обывателя, который интересуется российской экономикой, цифры будут полезными. Например, можно будет в динамике (зная расходы предыдущих лет) оценить расходы государства на разные социальные статьи: развитие медицины, образования, пенсионное снабжение, различные выплаты и дотации.

Конечно, такая объемная информация позволяет делать аналитику тем, кому это необходимо. Но и сам факт, что в общедоступной форме выложены расходы государства, делает этот ресурс очень востребованным. Это означает большую прозрачность госрасходов, понимание того, какие ведомства и за какие направления и средства отвечают, как реализуются программы и национальные проекты и т.д., подчеркивает Павел Сигал.

Директор по развитию бизнеса Softline в нацпроекте "Цифровая экономика" Сергей Сошников отмечает, что практика публикации данных о расходовании бюджета на различные государственные проекты широко распространена по всему миру, так что появление его скорее вынужденная мера, нежели новый шаг. Подобные данные активно используются гражданскими аналитиками для различных независимых исследований, также эти данные могут быть полезными для представителей бизнеса, чье предложение соответствует потребности программы проектов.

Данный модуль, вероятно, сможет стать одним из поставщиков данных для аудита прозрачности расходов, но то, что сам по себе он не станет достаточным - это очевидно в виду того, что при формировании подобной оценки необходимо проводить проверку всех транзакций исполнителей, считает Сергей Сошников.

Независимый эксперт на рынке ИТ и телеком Вадим Плесский отмечает, что создание государственных информационных систем, позволяющих всем желающим получить информацию о том, как и на что расходуются средства из государственного (федерального) бюджета, можно только приветствовать. Например, в разделе Национальные проекты РФ можно получить подробную информацию о расходе средств на различные национальные проекты. Видны также и бенефициары. Прозрачность прохождения бюджетных расходов увеличивается.

Но по информации, отображаемой на портале, трудно оценить, насколько эффективным было расходование средств, подчеркивает Вадим Плесский. У крупных контрактов, как правило, исполнителем является одна из крупных госкорпораций. Требования госконтрактов весьма специфичны, процесс участия в таких контрактах сложен и утомителен, и это ограничивает количество возможных участников. Упрощение прохождения госконтрактов позволило бы привлечь к участию большее количество компаний, создать дополнительную конкуренцию и повысить качество закупаемых продуктов и услуг. К сожалению, пока движения в этом направлении не наблюдается.

Ели­заве­та Неу­по­кое­ва

Опубликовал: Александр Абрамов (info@ict-online.ru)

Рубрики: Регулирование