Сервис на уровне 100%. «МегаФон» подводит итоги Чемпионата мира по футболу

В рамках контракта с «Национальным центром информатизации», дочерней компании Госкорпорации «Ростех», «МегаФон» обеспечил строительство телеком-инфраструктуры для оказания услуг мобильной и фиксированной связи на объектах проведения Чемпионата мира по футболу 2018. Оператору удалось создать лучшую «экосистему» мобильной связи для организаторов, участников и гостей мероприятия. В Петербурге центром притяжения болельщиков стала, разумеется, «Санкт-Петербург Арена», где прошли семь матчей, а также фан-зона на Конюшенной площади. Если же говорить о технологической составляющей Мундиаля, можно обратить внимание еще на несколько объектов.

Единый центр управления футболом

Санкт-Петербургский Единый центр управления сетью (ЕЦУС) «МегаФона» – одна из двух площадок в России (вторая аналогичная находится в Самаре, обе резервируют друг друга), занимающихся мониторингом всех элементов сети оператора, – на время чемпионата превратилась еще и в Центр управления футбольной сетевой инфраструктурой. Правда, как таковой футбол здесь не смотрели: даже специальным сотрудникам, которые находились на стадионе и замеряли характеристики сигнала во время матча, отвлекаться на спортивные баталии было запрещено. Зато сотрудники ЕЦУС круглосуточно обеспечивали бесперебойное и качественное функционирование почти 1,5 тысяч телекоммуникационных сервисов: предоставление каналов для телевещания, мобильная и фиксированная телефония, Интернет, обеспечение передачи данных для ЦОДов ассоциации и многое другое.

 

Павел Белесов, директор по эксплуатации сети ЕЦУС компании «МегаФон»

Павел Белесов, директор по эксплуатации сети ЕЦУС компании «МегаФон»

 

Сергей Солдатенков, генеральный директор компании «МегаФон»Сергей Солдатенков, генеральный директор компании «МегаФон»

Чемпионат мира по футболу – самое масштабное спортивное событие в истории России. Чтобы поддержать свои команды, в нашу страну приехали сотни тысяч болельщиков со всего мира, и для них крайне важным было оставаться на связи: делиться эмоциями, переживаниями и радостными моментами с родственниками и друзьями. Это очень сложное с организационной точки зрения мероприятие. Я рад, что «МегаФон» стал частью этой красивой и яркой истории, выступив техническим партнёром «Национального Центра Информатизации» и построив географически распределенную и зарезервированную инфраструктуру, обеспечившую бесперебойную связь.

«Чемпионат мира по футболу не имеет аналогов по масштабу среди всех мероприятий, как спортивных, так и не спортивных. Его можно сравнить, к примеру, с 12-ю олимпиадами, – сообщает директор по эксплуатации сети ЕЦУС компании «МегаФон» Павел Белесов. –  Подготовка к этому событию у нас началась в прошлом году, а первые сервисы мы подключили уже в феврале этого года. Основная же нагрузка началась в мае, и к началу чемпионата все услуги были спешно запущены».

Напомним, «МегаФон» обеспечил строительство телеком-инфраструктуры для оказания услуг мобильной и фиксированной связи на объектах проведения Чемпионата мира по футболу 2018 в рамках контракта с «Национальным центром информатизации», дочерней компании госкорпорации «Ростех». В SLA входил, в том числе, уровень надежности сервисов 99,99%: по факту это ото означает, что в течение месяца простаивание не может превышать 4-х минут. За это время отреагировать на внештатную ситуацию практически невозможно, поэтому задача решалась резервированием каналов: в случае со стадионами – тройным резервированием. Это три кабеля с логическим и физическим разнесением, которые подменили бы друг друга в случае неисправности. Три отдельных ввода питания.

Кроме того, на время чемпионата ЕЦУС привлек к своей деятельности около 2 тыс сотрудников по всей стране, из них 500 - по Северо-Западу. Каждый из 11-ти городов-участников был разделен на сегменты, которые обслуживались собственными мобильными бригадами.

 

ЕЦУС

 

Андрей Звонаренко, технический директор Северо-Западного филиала компании «МегаФон»Андрей Звонаренко, технический директор Северо-Западного филиала компании «МегаФон»

Среди иностранных болельщиков в нашей сети во время игр на стадионе больше всего было абонентов из США, Китая, Бразилии, Финляндии и Аргентины, при этом общая доля наших абонентов на стадионе составила 40%. Все вместе они проговорили 1300000 минут и прокачали порядка 19,5 терабайт мобильного интернет-трафика на скоростях до 190 Мбит/с.

Непосредственно в центре информация о состоянии объектов сетевой инфраструктуры выводилась на мониторы специалистов, а также дублировалась на знаменитой видеостене, которая, будучи выставленной вертикально, окажется выше пятиэтажного дома. Во время игры на одном из многочисленных мониторов – схема стадиона. Она зеленая не столько потому, что это цвет футбольного газона, сколько потому, что все системы работают исправно – при сбое цвет поменяется. На видеостене также обозначены связи между объектами футбольной инфраструктуры всех городов, а также другие объекты сети. Всё также в зеленых тонах: значит, проблем нет.

Тем не менее, на каждом объекте ЧМ сформированы мобильные бригады, состоящие из специалистов нескольких видов компетенций: по фиксированной, мобильной связи и другим сервисам. Отдельную важную роль играют  радиоизмерители – те самые люди, которые во время матча смотрят не на поле, а в планшет. Специальный измерительный рюкзак вмещает семь телефонов, каждый из которых в онлайн-режиме передает в ЕЦУС текущие параметры голосовой связи, пакетного трафика и другие данные.

«ЕЦУС – это первая линия поддержки, занимающаяся обработкой событий: инцидентов на сети и обращений клиентов. Здесь же находятся профильные специалисты по транспорту, IP, коммутации, радиосвязи и т. д. Несколько недель в году каждый профильный сотрудник работает вместе с дежурной сменой центра: так он, с одной стороны, при необходимости обеспечивает быстрое подключение своих компетенций, а с другой – никогда не теряет связь с реальной сетью, реальными проблемами, ощущает саму атмосферу», – говорит Павел Белесов.

 

ЕЦУС

 

Сотрудники мобильных бригад общались с коллегами по сотовой связи и корпоративной почте – уточнялись детали, отсылались фото и документы, –  а за час до матча устраивались видеоконференция между стадионом и ЕЦУС. Вообще мобильность здесь практикуется повсеместно, благодаря чему территориальная удаленность «полевых игроков» оператора практически не ощущается.

Остается добавить, что в ЕЦУС наиболее эффективные технологии используются и для комфорта сотрудников. Например, оптимально подобрано освещение, на потолке расположены специальные шумопоглощающие пластины, а уже упомянутая видеостена не нагревает воздух.

Мобильная связь в кубе. Дресс-код милитари

 

МегаФон

 

SPbIT.ru уже не раз писал (например, здесь) о мобильных базовых станциях «МегаФона», заключенных в корпусы фольксвагена и КАМАЗа, которые стали постоянными участниками крупных петербургских мероприятий – таких, как «Алые Паруса» или ПМЭФ. К Чемпионату мира все причастные к нему филиалы оператора (в том числе Петербург и Калининград) получили уникальное подкрепление – в виде базовой станции-контейнера, которую удобно разместить для усиления покрытия не на пару дней, а на целый месяц или более.

 

МегаФон

 

Полноценная автономная, вандалоустойчивая базовая станция в формате контейнера, поддерживающая технологии 2/3/4G, весит 4,5 тонны и может работать как от электросети, так и от размещенного в ней дизель-генератора, в последнем варианте – до 10 суток без дозаправки. Внутри зеленого металлического куба находится оборудование связи, в том числе, радиомодули, формирующие радиосигналы и по фидерам доставляющие их до антенны. На телескопической башне, выдвигающейся с помощью пневматического механизма, расположены две панельные антенны мобильной сети и круглая радиорелейная линия, обеспечивающая транспорт сигнала до базовой станции опорной сети. Таким образом, происходит бесшовный переход между данной БС и внешней сетью.

 

МегаФон

 

С начала июня станция установлена на маршруте «Южная дорога — пляж – Футбольная аллея» и обеспечивает мобильную связь на одном из основных подходов болельщиков к стадиону.

По окончании чемпионата контейнер останется в городе и будет использоваться на других мероприятиях, либо замещать мобильные БС оператора, если это будет необходимо.

Арена для прокачки футбольного трафика

С точки зрения телекоммуникаций «Санкт-Петербург Арена», один из крупнейших в Европе стадионов, рассчитанный на 68 тыс. зрителей – настоящее произведение инженерного искусства. «МегаФон» построил здесь сложное, но максимально эффективное решение: активную распределенную антенную систему (ADAS), состоящая из 32 внутренних и 12 внешних секторов. Об устройстве антенной системы SPbIT.ru подробно писал в материале, посвященном Кубку конфедераций. Напомним, что на объекте установлено около сотни приемопередатчиков, подключенных к 450 антеннам с использованием 800 различных устройств сложения сигналов, проложено 40 км оптического кабеля. Аппаратная, где размещена большая часть телекоммуникационного оборудования, располагается неподалеку от стадиона.

 

Денис Мещеряков, директор по развитию сети Северо-Западного филиала «МегаФона»

 

Денис Мещеряков, директор по развитию сети Северо-Западного филиала «МегаФона»

 

«Сердце этой активной системы – блоки базовых станций, рассчитанные на всех четырех основных операторов, у каждого они свои. Радиомодули, стоящие на улице, формируют сигнал, который затем передается на антенну. Дополнительный элемент – мастер-юнит – предназначен для того, чтобы объединять сигналы всех операторов и всех поколений связи и распределять эти сигналы по оптическим каналам на удаленные радиомодули, уже на территории стадиона. От них сигнал уходит к к антеннам», – объясняет директор по развитию сети Северо-Западного филиала «МегаФона» Денис Мещеряков.

Антенны расположены на каждом из семи уровней «Санкт-Петербург Арены». Инфраструктура связи строилась здесь одновременно со строительством стадиона, и поэтому связистам зачастую необходимо было подстраиваться под изменяющиеся условия. Например, высота потолков на некоторых ярусах сооружения оказалась выше запланированной, что потребовало замены части антенн. Отдельным испытанием, с которым специалисты «МегаФона» мастерски справились, стало покрытие на лестницах внутри стадиона, коих насчитывается более 30.

 

 

Отдельного упоминания заслуживает методика планирования, применяемая к телеком-оборудованию. Его количество, уровень нагрузки и прочие характеристики рассчитывались исходя из вместимости объекта, профиля трафика (голосовой трафик и пакетная передача данных), принималась во внимание концентрация абонентов различных сетей. Расчеты оказались верны: даже в пиковые моменты скорость соединения на трибунах была около 10-15 Мб/сек в сети LTE.

Важно, что построенное «МегаФоном» решение будет востребовано и после Чемпионата мира: в хорошем уровне связи на своих матчах нуждается «Зенит», зачастую собирающий на домашних матчах аншлаги. Кроме того, отдельные сектора антенн будут направлены на поле, которое во время проведения концертов превращается в танцпол.

Hello для иностранцев

Специально для иностранных болельщиков «МегаФон» (совместно со своим техническим партнером, оператором oneFactor) подготовил пакетный тарифный план #Hello с экономичными условиями роуминга, позволяющими фанатам со всего мира пользоваться привычными мессенджерами и социальными сетями. Для пользователей тарифа действовала англоязычная поддержка на странице компании в Facebooк и при звонке в колл-центр.

 

 

По оценкам оператора, к началу чемпионата зеленые SIM-карты приобрели около 6% болельщиков от общего числа зарегистрировавшихся в его сети.

Цифры

По данным компании «МегаФон», за всё время Мундиаля на стадионах и фанзонах в сети оператора болельщики проговорили более 34 млн минут и пропустили через свои гаджеты более 500 ТБ интернет-трафика. Максимальный рекорд скорости – 293 Мбит/с был поставлен в «Лужниках», а самым популярным матчем среди абонентов «МегаФона» стал матч 1/8 финала Россия-Испания, состоявшийся 1 июля. В среднем на стадионах услугами оператора пользовались около трети абонентов.

Готовя сетевую инфраструктуру к главному футбольному событию, «МегаФон» задействовал около 25000 км ВОЛС и более 1300 базовых станций, установил более 5000 антенн и 900 единиц телекоммуникационного оборудования, организовал радиопокрытие более 160 ключевых объектов по всей стране. На всех спортивных объектах «МегаФон» предоставил магистральные каналы связи с неограниченным лимитом, услуги сети передачи данных, доступ в Интернет, ISDN, защиту от DoS/DDoS-атак, обслуживание ЛВС для организации стабильной работы всех типов связи: фиксированной, мобильной и телематической. Над проектом работали более 2000 лучших инженеров и технических специалистов оператора со всей России.

 


 

«Для футбольных болельщиков всё началась еще три года назад, когда в 2016 году «МегаФон» обеспечивал услугами связи жеребьевку Чемпионата мира. Затем в 2017 году на «Санкт-Петербург Арене» прошли четыре встречи Кубка конфедераций, – напомнил технический директор Северо-Западного филиала компании «МегаФон» Андрей Звонаренко на пресс-конференции в день финала. – Наконец, в 2018 году в Петербурге прошли семь матчей Мундиаля. Здесь «МегаФон» сформировал команду из более чем 500 человек, которая обеспечивала сервисы высокого качества для наших абонентов и визитеров из других стран, а ЕЦУС обеспечивал контроль за объектами связи по всей стране».

Кроме того, незадолго до события оператор закончил проект по модернизации сети, включающий замену оборудования всех базовых станций региона и расширение ядра пакетной коммутации, а также обеспечил технологиями связи две новые станции метрополитена: «Новокрестовская» (расположена у «Санкт-Петербург Арены») и «Беговая».

Открытый финал: А был ли 5G?

Сколь громко общественность обсуждала 5G перед Чемпионатом мира, столь мало упоминалось о новой технологии связи на его протяжении: инфоповодов и без того хватало. Тем не менее, в «МегаФоне» собрали сводку активностей по данной теме. Так, в Москве компания впервые в России провела прямую трансляцию футбольного матча в формате VR с использованием технологии 5G. В Санкт-Петербурге – так же впервые в России – была продемонстрирована работа готового к коммерческому внедрению абонентского оборудования 5G.. В Казани «МегаФон» в партнёрстве с «КАМАЗом» (снова первым) показал применение 5G для сопровождения движения автономного транспорта.

Значит, скоро нужно ждать новых достижений и рекордов.

Рубрики: Мобильная связь, Интернет

Ключевые слова: мобильный Интернет, МегаФон, ИТ инфраструктура