Презумпция вины маркетплейса – это закон

Пред­се­датель ко­мите­та Со­вета Фе­дера­ции по эко­номи­чес­кой по­лити­ке Ан­дрей Ку­тепов и де­путат Гос­ду­мы от Са­мар­ской об­лас­ти Вла­димир Гу­тенев внес­ли в Гос­ду­му за­коноп­роект, ре­гули­рую­щий дея­тель­ность мар­кет­плей­сов.

Согласно пояснительной записке к новому законопроекту, он разработан в целях установления основ государственного регулирования деятельности маркетплейсов.

Главное, что обещает покупателю проект федерального закона "О государственном регулировании торговой деятельности агрегаторов информации о товарах в Российской Федерации и о внесении изменений в Федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" - отмену платы за отказ от покупки.

В остальном проект больше затрагивает отношения внутри самих маркетплейсов. Например, онлайн-платформы и пункта выдачи или продавца.

Как рассказал ComNews на условиях анонимности один из представителей крупного маркетплейса - не зря этот законопроект вышел в годовщину смерти Иосифа Сталина 5 марта.

"Некоторые формулировки там настолько крутые по отношению к маркетплейсу, что невольно задумываешься о том, что авторы специально заложили презумпцию вины "агрегаторов информации о товарах (так "маркетплейс" звучит на языке закона)", - комментирует источник ComNews.

Формулировки в проекте закона действительно крутые. "Недобросовестное поведение владельцев онлайн-платформ может создавать негативные последствия для деятельности продавцов и пунктов выдачи заказов, ставить их в невыгодное положение, вынуждать работать на условиях, которые противоречат их коммерческим интересам, а также создавать дополнительные возможности для монополизации рынка путем использования недобросовестных практик", - гласит текст законопроекта.

"Мы действительно контролируем пункты выдачи, ведь для покупателя они и есть маркетплейс. Но не вынуждаем их работать против своих интересов, а стремимся к тому, чтобы у покупателя сложилось хорошее впечатление о нас. Поэтому существует система контроля, в том числе, со стороны покупателя, ведь он может оценить работу точки выдачи", - продолжает собеседник ComNews из индустрии маркетплейсов.

"В условиях экономической зависимости участников гражданского оборота от агрегаторов информации на товары, обладающие большой экономической властью, отсутствие регулирования может привести к ценовым нарушениям, созданию неблагоприятных и дискриминационных условий для участников гражданского оборота и, в конечном счете, породить социальное напряжение, проявления которого нередко описываются в СМИ в последнее время", - гласит текст законопроекта.

"В СМИ много чего пишут", - кратко прокомментировал собеседник ComNews.

Представители маркетплейсов, с которыми связался корреспондент ComNews, поначалу охотно согласились прокомментировать новый законопроект. Но потом, видимо, прочитали закон, и их пыл поубавился.

"СберМаркет", например, вообще отказался называться маркетплейсом. "У нас другая бизнес-модель, мы доставляем с полок магазинов. А запрос логичнее адресовать маркетплейсам", - ответили ComNews в пресс-службе "СберМаркета".

Представители Ozon больше на связь не выходили. У остальных настроение изменилось на "приготовиться к удару". В пресс-службе Wildberries ComNews ответили: "Законопроект с нами не обсуждался, мы внимательно изучим инициативу и сформулируем аргументированную позицию".

Wildberries - единственный маркетплейс, который официально и по делу высказался по поводу законопроекта. "Индустрия e-commerce позволяет зарабатывать миллионам малых и средних предпринимателей, логистическим компаниям, складским операторам и их сотрудникам. Учитывая это, регулярные инициативы о новом регулировании маркетплейсов должны подробно обсуждаться с отраслью и быть нацеленными на долгосрочное стабильное развитие всех участников, а не иметь сдерживающий характер", - заявил ComNews представитель пресс-службы маркетплейса.

То, что законопроект предусматривает отмену платы за отказ от покупки, он не прокомментировал.

"В последний год власти усиленно работают над урегулированием работы маркетплейсов, что связано с развитием онлайн-торговли и ростом числа исков продавцов и потребителей к маркетплейсам. В 2023 г. количество покупок на маркетплейсах выросло на 63%. Совокупный объем трат на маркетплейсах в 2023 г. почти в 1,5 раза больше, чем в 2022 г. Этот законопроект направлен на регулирование маркетплейсов в России и представляет собой изменение в законодательстве, направленное на защиту владельцев пунктов выдачи заказов и потребителей", - комментирует ComNews доцент Финансового университета при правительстве РФ Петр Щербаченко.

К значимым ограничениям для маркетплейсов, которые предлагает законопроект, Петр Щербаченко относит:

  • запрет маркетплейсу изменять условия договора услуг, каким-либо образом ухудшать положение продавцов или владельцев пунктов выдачи заказов, предварительно не уведомив их не менее чем за 30 дней.
  • создавать маркетплейсу преимущества для продажи собственных торговых марок по сравнению с товарами других продавцов.

Ми­хаил Ни­кифо­рен­ко

Фото freepik.com

Тематики: Регулирование, Финансы, Web

Ключевые слова: электронная торговля, регулирование