Параллельный импорт в 2023: практика поставки и поддержки зарубежного «железа»

Параллельный импорт в ИТ – это поставка в страну оборудования и электронных компонентов без согласия их правообладателя (производителя), но с соблюдением всех остальных правил, например, таможенных. После того, как ведущие глобальные вендоры прекратили официальный ввоз и поддержку своих решений на российском рынке, параллельный импорт ряда товарных категорий был легализован государством. Сегодня для российских заказчиков он является основным официальным способом приобрести зарубежное «железо», чтобы пополнить парк или заменить необходимые компоненты. Обо всех нюансах этого процесса, актуальных в 2023 году, рассказал на недавнем вебинаре представители системного интегратора Open Vision.

Предпосылки для параллельного импорта и первые шаги к нему

Не секрет, что в первой половине 2022 года «классический» ИТ-рынок с четко выстроенными, прозрачными взаимоотношениями между поставщиками, дистрибьюторами и потребителями цифрового оборудования рухнул. Проекты у заказчиков приостановились, а оставшееся на складах импортное оборудование взлетело в цене, так как дистрибьюторы не понимали, как дальше будут выстраиваться поставки.

«Первое время мы сами, наши заказчики и партнеры, были в определенном шоке от сложившейся ситуации, но каждый, конечно, пытался искать выход из сложившейся ситуации. Нам удалось быстро сформировать команду, заново выстроить партнерскую сеть и на первых проектах на практике отработать, как будут действовать схемы параллельного импорта. Этот опыт помогает нам и сейчас», – делится впечатлениями руководитель отдела продаж Open Vision Алексей Волков. Примерно по такой же схеме – наращивание экспертизы, поиск новых доверенных партнеров и перестраивание логистических цепочек действовали и другие крупнейшие ИТ-игроки: интеграторы, дистрибьюторы и т. д.

Об экспертах:

Open Vision – российский системный интегратор, предоставляющий полный комплекс ИТ-услуг. Компания выступает единым подрядчиком на всех стадиях реализации ИТ-проекта: среди них – написание технического задания, проектирование, поставка и пусконаладка оборудования и ПО, написание технической документации, последующая техническая поддержка ИТ-инфраструктуры.

Три направления деятельности Open Vision: проектирование, модернизация и комплексная поддержка ИТ-инфраструктуры; разработка собственных ИТ-продуктов; подбор, поставка и интеграция внешнего ИТ-оборудования и программного обеспечения. Основные компетенции компании сосредоточены в области инфраструктурных решений, мультимедийных систем, унифицированных коммуникаций, телемедицинских решений, информационной безопасности и ПО для бизнеса.

На первый план вышло понятие параллельного импорта – то есть ввоза продукции производителей из утвержденного списка без их разрешения. Здесь важно отметить, что схемы параллельного импорта и перечень продукции, которую можно поставлять в страну таким способом, регулируются государством (Постановление Правительства РФ от 29.03.2022 N506, ранее также – Приказ Минпромторга России от 19.04.2022 N1532). То есть с точки зрения российского законодательства параллельный импорт не является противоправным действием, в отличие, например, от контрабанды. Практика параллельного импорта существует в Америке, Канаде и множестве других стран. С другой стороны, в ряде государств такая схема, наоборот, запрещена.

Соответственно, ценообразование на импортное оборудование сегодня тоже формируется кардинально иначе, чем было раньше. До 2022 года поставщики оперировали понятием GPL (Global Price List) – это перечень рекомендованных вендором цен, актуальный в том или ином регионе. В соответствии с ним партнеры и заказчики производителя получали скидки и бонусы в зависимости от своего статуса масштаба проекта. GPL обеспечивал правила и алгоритмы ценообразования, а также прозрачность процесса для всех сторон поставки.

Ценообразование в новых условиях зависит от стоимости оборудования, стоимости логистики и прибыли поставщика. Стоимость оборудования определяется уже не GPL, а другими критериями – например, Target Price, который практикуется в Китае. Кроме того, ИТ-компании важно знать бюджет заказчика, заложенный на реализацию того или иного проекта. С учетом этих вводных можно вести диалог с официальными партнерами производителя, в том числе, получать специальные предложения и заказывать оборудование с официального завода производителя по лучшей цене.

Логистика в условиях параллельного импорта усложнилась, так как не все товары можно напрямую привезти в страну, приходится находить альтернативные пути и каналы поставки. Логистику можно оптимизировать – например, ввозить оборудование через страны, где на него нет пошлины. Но такие схемы до сих пор работают нестабильно, и поставщикам приходится подстраиваться под быстро меняющиеся «правила игры».

«Ценообразование и логистика – это два ключевых пункта, которые мы на данный момент неплохо отработали. У нас есть понимание, как действовать чтобы получать максимально выгодные условия для нас и наших партнеров, – сообщает руководитель направления инфраструктурных решений Open Vision Александр Терентьев. Стало ли дороже оборудование? Здесь однозначного ответа нет. Паническая ситуация, сложившаяся в начале 22 года, когда оборудование взлетело в цене, рос курс доллара и никто не понимал, как дальше будет всё это действовать, стабилизировалась. Постепенно рынок начал успокаиваться, курс доллара откатился на более низкий уровень, выстроились логистические цепочки, которые сегодня уже помогают нам получать более выгодные условия – как минимум, на уровне того, что было до 2022 года, а иногда даже на порядок лучше».

Минимизация рисков параллельного импорта

Среди рисков параллельного импорта, эксперты называют, прежде всего, закупку у непроверенного поставщика, «черный» ввоз и закупку контрафакта, а также приобретение восстановленного и б/у оборудования. Минимизация этих рисков сводится в основном к различным способам проверки и к поиску заказчиком добросовестного партнера.

 

 

Закупка у непроверенного, неблагонадежного поставщика грозит тем, что товар либо поступит заказчику с нарушением сроков, либо окажется не тот, либо вообще не поступит. Чтобы минимизировать возможность таких сценариев, нужно обращаться к проверенным поставщикам, квалифицированным транспортным агентам и брокерам.

«В среде импортных закупок известны случаи непоставки товара после его оплаты. Многие мошенники по всему миру пользуясь ситуацией в которую попал российский бизнес, активизировались и пытаются нажиться на этом. Деньги переводятся за границу поставщику, который, например, предлагает какой-то уникальный товар. После этого поставщик пропадает вместе с деньгами. В России, впрочем, это довольно редкая ситуация, она более распространена в Индии, – отмечает специалист по закупкам и логистике Open Vision Владимир Халбаев, – Нужно учитывать также, что параллельный импорт в некоторых странах запрещен. Например, в Китае был случай конфискации большой партии брендового оборудования, шедшего в Россию. Китайские поставщики и экспедиторы в целом научились эту проблему обходить, но такие случаи всё же бывают».

Ввоз товара «в черную» (контрабанда) означает, что поставка скрывается от таможни. Таким образом, по сути, можно возить всё, что угодно, без какой бы то ни было разрешительной или иной документации, причем стоимость этого товара для конечного потребителя выходит дешевле, поскольку поставщик не платит ввозной НДС и пошлину.

Однако минусов у такой схемы, разумеется, гораздо больше. Как минимум – это нелегально. Из-за отсутствия таможенной декларации (ГТД) у заказчика будут проблемы с оформлением бухгалтерских документов. Поставщик не дает никаких гарантий на поставку, и в случае какого-то нарушения – например, несоответствия привезенного товара тому, что было заказано, – возмещение расходов на его замену остается на совести поставщика. То есть если груз не приедет к клиенту, или приедет что-то совсем другое, поставщик может просто проигнорировать этот факт. Повлиять на партнера в данном случае заказчик не сможет. Среди других недостатков «черного» ввоза – высокий риск наличия контрафактной продукции и поставка товара мелкими партиями.

В редких случаях наступают и более серьезные последствия: если компания купила у поставщика товар, который был ввезен по одной из «черных» схем, и этот поставщик впоследствии обанкротился, – вся полнота ответственности за использование такого оборудования может лечь на клиента, вплоть до привлечения по статье УК за контрабанду.

Подтверждением «белой» поставки для заказчика может являться наличие ГТД и счета-фактуры.

Контрафакт – это поставка неоригинального оборудования под видом оригинального.

Чтобы отличить оригинальное оборудование от подделки, стоит обратить внимание на несколько моментов. Необходимо, во-первых, запросить спецификацию завода-производителя, которую везет поставщик. Во-вторых, – проверить партномер или серийный номер на сайте производителя, где по данному номеру будет указана дата производства продукции. В-третьих, – проверить в личном кабинете на сайте производителя оригинальность лицензий, которые установлены на это оборудование. В-четвертых, – убедиться в наличии заводских пломб на самом «железе» и на коробке. В-пятых, – проверить на наработку оборудование или его комплектующие в управляющей системе.

 

 

Кроме того, заказчикам необходимо понимать разницу между восстановленным оборудованием и техникой, бывшей в эксплуатации (б/у). Б/у оборудование имеет большие наработки, из-за которых существует большая вероятность его быстрого выхода из строя, то есть его срок эксплуатации на порядок ниже, чем у нового. Восстановленное оборудование проходит обработку на заводе: там проводится замена основных комплектующих, плат памяти, жестких дисков, сетевых карт, блоков питания и т. д., а также чистка и другие процедуры. Самое главное – на восстановленное оборудование дается заводская гарантия.

«Известны истории, когда, например, китайские продавцы поставляли в Россию восстановленное оборудование под видом нового. Во многих случаях отличить восстановленное оборудование от нового может только специалист. Поэтому в обязанности наших сотрудников отдела закупок входит не только отсеивание недобросовестных поставщиков, но и при необходимости организация выходного контроля у поставщика, проверка работы оборудования, сверка партномеров, запрос фотографии упаковки и так далее», – объясняет Александр Терентьев.

Дополнительным признаком восстановленного оборудования может стать то, что оно, по данным вендора, уже какое-то время назад было снято с производства и поэтому новым быть не может.

Логистика санкционного оборудования в современных условиях

 

 

В условиях санкционного давления у заказчиков появилось множество альтернативных вариантов закупки оборудования западных брендов. Многие компании закупают его не только в Китае: например, Open Vision работает с поставщиками из США, Великобритании, Таиланда, Индии, Сербии, Ирана, Турции, ОАЭ. Закупка в каждой из стран имеет свои нюансы. Важно отметить, что если закупка импортного оборудования происходит через официального дистрибьютора, то «железо» поставляется с официального завода производителя. Для заказчика это является гарантией того, что оборудование новое и оригинальное.

«Ситуация в логистике сегодня продолжает оставаться динамичной. Система меняется, и надо постоянно держать руку на пульсе. В ситуации с множеством переменных важно иметь опытного логистического партнера. Компании, у которых такой партнер есть, могут выдерживать быстрые сроки доставки и индивидуально подходить к каждой из поставок», – говорит Владимир Халбаев.

 

 

Есть различия также в способе контрактования: некоторые компании-импортеры ввозят товар на свой контракт, то есть непосредственно выступают закупщиками оборудования у зарубежной компании. Другие компании ввозят на контракт транспортной компании – то есть по документам груз закупается транспортной компанией, а она уже внутри страны продает заказчику этот товар. Оба способа легальны, и выбор между ними зависит от возможностей заказчика сэкономить и соблюсти сроки поставки в каждом конкретном случае.

ЗИП и техподдержка

С момента разрешения параллельного импорта ИТ-компании стали не только налаживать новые каналы поставки, но и думать об исполнении гарантийных обязательств, о предоставлении заказчикам качественного комплексного сервиса на новое оборудование, закупленное по схеме параллельного импорта.

 

 

До 2022 года вендорская техподдержка оборудования могла включать в себя проактивный мониторинг оборудования, периодический анализ логов, устранение неисправности путем замены вышедших из строя компонентов (в том числе авансовую замену), Onsite-сервис (выезд инженера на место эксплуатации оборудования для проведения работ по его восстановлению), круглосуточную поддержку, полную поддержку программной составляющей. Для особо критичных систем заказчик мог выбрать более жесткий SLA с фиксированным временем восстановления.

«Понимая потребности рынка, к концу прошлого года наша компания наладила полностью весь процесс технической поддержки. По умолчанию мы обеспечиваем замену неисправных компонентов и формируем свой фонд запасных частей. Формирование ЗИП – это непрерывный процесс. Наша служба технической поддержки постоянно анализирует актуальные потребности заказчиков, исходя из наших текущих гарантийных обязательств по различным контрактам и прогнозам на будущее. Поэтому замена таких ходовых вещей, как, например, жесткий диск или блок питания, происходит максимально оперативно. Базовый SLA для нас – это классический Next Business Day с обслуживанием в рабочие часы, а также авансовая замена. Что касается дополнительных опций и повышенного SLA, наша компания максимально гибка в этом вопросе и готова к индивидуальному подходу для каждого клиента», – делится практическим опытом ведущий пресейл-инженер по направлению инфраструктурных решений Open Vision Рушан Абдрахманов.

 

 

В качестве резюме компания предоставила чек-лист: критерии добросовестного поставщика по параллельному импорту. Первый из них – это наличие прошлого опыта. Компания-поставщик, например, ранее могла быть официальным партнером того производителя, оборудование которого она планирует поставлять сегодня. У такой компании будут развитые компетенции в отношении решений данного производителя, а также сертифицированные технические специалисты.

Следующий критерий – это добросовестность и финансовая безопасность. У компании, которую вы планируете выбрать для поставки по параллельному импорту, должна быть положительная репутация и опыт работы на рынке. Такие компании обычно не связываются с непроверенными поставщиками, занимаются оптимизацией схем логистики, взаимодействием с таможенными органами и документооборотом.

Третий критерий – успешные кейсы. За то время, пока в России уже производятся легальные поставки по параллельному импорту, у компетентных компаний должны были сложиться публичные истории успеха.

Четвертый критерий – предоставление технической поддержки на оборудование, которое планируется привезти. Важно, чтобы это была именно техническая поддержка, а не просто гарантия.

Автор: Андрей Блинов.

Тематики: Оборудование

Ключевые слова: оборудование