Отнять и показать: холдинги о принудительном лицензировании зарубежного контента

Исходя из отзывов крупных медиахолдингов на законопроект о принудительном лицензировании зарубежного контента, правообладатели которого отказываются сотрудничать с российскими компаниями, участники рынка считают, что документ надо изменить с учетом интересов холдингов. Эксперты также полагают, что законопроект должен претерпеть изменения перед окончательным принятием.

«КоммерсантЪ» рассказал о результатах ознакомления с отзывами «Медиакоммуникационного союза» (МКС) и «Газпром медиа» (ГПМ) на законопроект о принудительном лицензировании контента, произведенного недружественными странами, разработанный депутатом Госдумы Дмитрием Кузнецовым, состоящим в партии «Справедливая Россия – За правду».

В состав МКС входят такие крупные компании как «Национальная медиа группа», «Газпром медиа», ВГТРК, МТС, «Ростелеком», «МегаФон» и другие. ГПМ, в свою очередь, объединяет телеканалы НТВ, Матч ТВ, Матч Страна, ТНТ, ТВ-3, Пятница!, СУББОТА!, 2х2, ТНТ4, тематические каналы, спутниковый канал НТВ+, а также онлайн-кинотеатр Premier, социальную сеть Yappy, онлайн СМИ и другое.

Согласно законопроекту, компании России получат возможность через суд добиваться лицензий, которые правообладатель отказывается продавать добровольно. Под лицензируемый по предлагаемым правилам контент будут подпадать кинопроизведения, компьютерные программы, музыкальные коллекции, литературные и другие произведения, права на которые не готов напрямую продавать правообладатель.

Максут Шадаев в своем выступлении от 7 июня 2022 года на расширенном заседании комитета СФ по экономической политике 7 июня говорил о необходимости найти цивилизованные формы для получения возможности использования программного обеспечения иностранных разработчиков.

МКС считает, что, если документ будет принят, последствиями могут иметь вид оттока аудитории телеканалов и онлайн-кинотеатров, контролирующих редакционный контент. Утекшая аудитория может примкнуть к пиратским ресурсам, не осуществляющим подобный контроль. Также в МКС полагают, что возможность получать права на контент через суд изменит состав медиарынка, что может способствовать коллапсу.

Поэтому предлагается создать ограничения, не позволяющие обращаться за принудительными лицензиями лицам, не осуществляющим официальную прокатную деятельность, а также позволить обращаться онлайн-кинотеатрам и телеканалам в суд самостоятельно, не прибегая к помощи организации по управлению правами (ОКУП) и учитывать тех, кто уже заключал договоры с зарубежными производителями контента до введения санкций.

ГПМ акцентирует внимание на том, что обладающие исключительными лицензиями участники рынка не смогут получить аналогичные права через суд по причине того, что законопроект предполагает строго неисключительные лицензии, подразумевающие несколько правообладателей. А участие ОКУП ведёт к риску установления монополии на новый контент.

Для решения вопроса ГПМ советует использовать «диверсифицированный подход» в зависимости от категории авторских прав, а также полагает, что проекту требуется доработка, учитывающая интересы и других сфер контента – книгоиздателей, эфирного телевидения, а также видеоплатформ.

Группа, работающая над документом, предполагает разделить его на отдельные проекты по конкретным видам объектов авторских прав и способам использования, чтобы в дальнейшем вносить их по отдельности во избежание блокирования документа в целом голосами тех, кто протестует против отдельной его части. Эксперты полагают, что в настоящем виде документ навряд ли будет принят.

Автор: Елизавета Клейн.

Тематики: Регулирование

Ключевые слова: регулирование, авторское право