Итоги Nokia Developer Days 2012

На прошлой неделе в Москве прошла ежегодная конференция для разработчиков Nokia Developer Days. В настоящее время компания акцентирует внимание своих партнеров на двух платформах – смартфонах Nokia Lumia под управлением ОС Windows Phone и низком ценовом сегменте с линейкой Nokia Asha, созданных на платформе S40 и вплотную приблизившихся по функциональности к смартфонам. В то же время руководство Nokia в Евразии рассказало разработчикам о будущем платформы Symbian, а также стратегии перехода на перспективную ОС Windows Phone 8.

О стратегии Nokia собравшимся рассказал руководитель отдела взаимодействия с разработчиками Nokia в Евразии Сергей Руденко. «Сегодня мы фокусируемся на двух стратегических направлениях. Прежде всего, это Nokia Lumia – смартфоны на базе Windows Phone в стратегическом сотрудничестве с Microsoft. К слову сказать, за время, прошедшее с предыдущей конференции Nokia Developer Days в июне 2011 года, мы провели очень большую работу, целый ряд партнеров представили очень интересные и популярные приложения под Windows Phone (GisMeteo, «Кинопоиск», HeadHunter.ru, Auto.ru). Кстати, все они стали популярными, именно получив очень высокие пользовательские оценки, в среднем, это «4+». Но на этой конференции мы акцентируем внимание разработчиков уже не столько на преимуществах системы, предлагая им создать  приложения в дизайне Metro UI, а говорим, что сделали лишь первый шаг – приложения версии 1.0. Существует еще очень много других нереализованных до сих пор возможностей актуальных  API и SDK (живые тайлы, система нотификации и т. д.). Впереди нас ждет Windows 8, и для нее уже нужно будет делать приложения версии 2.0, которые будут еще лучше, давая более богатый пользовательский опыт».

Вторым ключевым направлением, по словам г-на Руденко, является линейка доступных телефонов Nokia Asha, и как производители компания сделала все, чтобы устройства этой линейки были  максимально конкурентными. Если посмотреть на последние модели серии Nokia Asha Touch, сравнив с устройствами того же ценового диапазона, то устройства Nokia позволяют устанавливать приложения из Nokia Store, что де-факто делает их смартфонами. «Я уже говорил о доступности программных интерфейсов картографии и геолокации Nokia Map API для этих устройств. И сегодня можно посмотреть, какого рода приложения можно создавать для этой платформы, использую самую последнюю версию SDK, выложенную на сайт http://developer.nokia.com буквально 25 июня. В целом мы рассчитываем, что Nokia Asha станет как раз той платформой, которая позволит подключить «следующий миллиард», то есть тех абонентов, которые по разными причинам еще не обладают телефонами. С другой стороны, несмотря на то, что обладатели таких устройств не будут готовы много тратить на приложения, у разработчиков всегда есть новые возможности для монетизации. К примеру, сегодня в этом зале уже есть разработчики, вполне успешно зарабатывающие на платформе Nokia Asha, используя рекламные модели. Поэтому мы считаем, что в этом большое будущее», – отметил г-н Руденко.


Что вкладывается в понятие «Apps 2.0». Слайд из презентации Сергея Руденко, Nokia

Что касается платформы Symbian, то совсем недавно в продаже появился наш камерофон Nokia 808 Pure View с суперлинзой на базе Symbian Belle. При этом и без этого инсталбаза смартфонов ОС Symbian Belle в России одна из самых больших. Поэтому в Nokia считают, что создание приложений под Symbian – это отличная краткосрочная возможность. И если у разработчика есть желание создать такое приложение, то, если разработать его сегодня и выпустить осенью, у него все может получиться. В то же время, по словам Сергея Руденко, Nokia сегодня предпринимает все усилия, чтобы ее разработчики работали в режиме кросс-платформенности, создавая приложения как под Symbian, так и Windows Phone. Чтобы в итоге пользователь, перешедший с Symbian на Windows Phone, увидел в этих смартфонах все те же знакомые и полюбившиеся ему приложения, только уже в новом интерфейсе Metro. «Мы хотим донести до разработчиков мысль, что проходить мимо возможности создания приложений малыми силами совсем не стоит», – резюмирует он.

Далее Михаил Черномордиков, руководитель отдела экспертов по стратегическим технологиям «Microsoft Россия» выступил с докладом «Монетизация и продвижение приложений под Windows Phone». Он рассказал об опыте продвижения приложений – победителей конкурса «Великолепная семерка», когда на продвижение 14 лучших приложений в Рунете в течение 17 дней было потрачено $12 тыс. В результате было осуществлено 35 млн рекламных показов, получено 17 тыс. кликов, что дало рост их загрузок в 4 раза. По его словам, самым эффективным инструментом продвижения является поисковая реклама – стоимость кликов в пять раз дешевле баннеров, соответственно, и стоимость загрузки приложения в 4 раза дешевле баннерной рекламы. Что же касается баннерной рекламы, то по итогам опыта Microsoft в продвижении 14 приложений баннеры принесли 35 % всех загрузок.

Тем не менее г-н Черномордиков отметил, что для достижения такого результата баннеры необходимо размещать лишь там, где уже есть подготовленная аудитория (в том числе и технически подкованная), при этом сам баннер должен быть простым и вести прямо на маркетплейс. Далее он рассказал, что для повышения эффективности конвертации аудитории в покупателей необходимо больше интерактивности – участие в различных акциях и конкурсах (это интересно как с точки зрения лишнего повода для рекламы, так и с точки зрения увеличение мотивации для закачки приложения). Что касается продвижения в социальных сетях, то, по словам Михаила Черномордикова, прежде всего здесь нужно работать с лидерами мнений. Именно они дадут золотую пропорцию 20/80 (20 % лидеров мнений могут убедить 80 % потенциальных пользователей), при этом бояться просить публичного фидбека на приложение не нужно.


Усредненный портрет владельца смартфонов на ОС Windows Phone. Данные Михаила Черномордикова, Microsoft

Он также обратил внимание собравшихся, что, создавая приложение, нужно обязательно определить свою целевую аудиторию и хотя бы приблизительно оценить ее объем и попытаться узнать, что вообще нужно ее представителям. В то же время нужно смело использовать опыт конкурентов для создания красочного приложения, стремясь максимально выделить УТП. Кроме того, перед публикацией было бы очень желательно протестировать свое приложения на знакомых и друзьях, чтобы успеть внести изменения. Кроме того, Михаил Черномордиков настоятельно рекомендовал разработчикам не посылать приложения сразу во все категории (пользователи просто его не найдут), а также не использовать одинаковые иконки (она должна отображать уникальные особенности приложения). Кроме того, в поиск необходимо вводить всего лишь 5 слов, все остальные слова будут удаляться, для этого необходимо ограничиться лишь теми словами, которые непосредственно связаны с приложением.

Напомним, что более подробно о сотрудничестве двух компаний, конкурсе «Великолепная семерка», проведенном Nokia и Microsoft совместно, а также его победителях можно прочитать в материале рубрики «Nokia» от 5 июня 2012 г.

Далее перед собравшимися выступила менеджер по работе с разработчиками Inneractive Орли Тезис (Orly Tsesis), Израиль, которая еще раз подтвердила слова Сергея Руденко, что бесплатные приложения также приносят деньги, в основном за счет In-App Advertising. По ее данным, пользователи не хотят платить за то, c чем они ещё не знакомы, – из 13 млн приложений, скачиваемых в день, 90 % бесплатные. Поэтому деятельность Inneractive, основанной в 2007 году (офисы в США, Великобритании и Израиле), направлена на максимизацию прибыли разработчиков за счет рекламы, сегодня с компанией работает 80 % разработчиков Nokia. Секрет успеха компании в кросс-платформе App Monetization Exchange, быстрой интеграции SDK, глобальной сети из 120 рекламных сетей и агентств и предоставлении местной рекламы.


Доминирование модели Freemium. Слайд из презентации Александра Труфанова, Nokia

О подавляющем числе бесплатных приложений рассказал и менеджер по работе с разработчиками Nokia Александр Труфанов. По его словам, даже приложения для бюджетных устройств под управлением S40 (линейка Nokia Asha) могут и должны приносить прибыль, а модель Freemium (базовая версия приложения доступна бесплатно, дополнительный функционал/следующие уровни доступны платно) стала доминирующим способом монетизации приложений. Ключевым фактором здесь является возможность покупки непосредственно в самом приложении (In-App Purchasing), а также глобальный операторский биллинг, который Nokia обеспечивает в сетях 150 операторов 50 стран мира. По словам г-на Труфанова, разработчики могут рекламировать в своих приложениях более сложные уровни игр, виртуальные товары (деньги или доспехи в играх), путеводители, одновременную подписку на онлайн-газеты или предложить внести пожертвование.

В то же время опыт Nokia опровергает тезис, что пользователи дешевых устройств не нуждаются в приложениях – благодаря тому, что устройства линейки Nokia Asha по своим характеристикам вплотную приблизились к смартфонам (процессор 1 ГГц, Qwerty или Touch&Type интерфейс, Wi-Fi, навигация на базе Cell-ID, быстрый доступ к закаченным приложениям с домашнего экрана и т. д.), сегодня на них приходится треть из 13 млн ежедневных закачек приложений с Nokia Store. В целом в Nokia Store приложения скачиваются на 160 % чаще, чем в AppStore.


Новые требования по «железу» к смартфонам на Windows Phone 8. Слайд из презентации Михаила Черномордикова, Microsoft

Что касается развития экосистемы Windows Phone, то Nokia сегодня предлагает 4 смартфона, доступных в 54 странах и сетях 130 сотовых операторов (100 тыс. приложений в Marketplace). В свете выхода новой ОС Windows Phone 8, с которой не смогут работать существующие смартфоны линейки Lumia на Windows Phone 7.5, Microsoft выпустит для них обновление ОС Windows Phone 7.8. Конечно, функциональность, обусловленная новыми требованиями к «железу» (многоядерность, 3 разрешения экрана, магнитный компас, NFC, поддержка SD-карт и т. д., IE10, поддержка офлайн-карт Nokia, «мобильный кошелек»), для Nokia Lumia на базе WP7.8 доступна не будет. Максимум, что смогли добиться, – это поддержки новой стартовой страницы Windows Phone 8 на таких устройствах, но самое главное, все существующие приложения для Windows Phone 7 будут работать и на Windows Phone 8 (компиляция в «облаке»). При этом разработчики могут использовать Visual Studio 2012 для разработки приложений по все версии Windows Phone: 7,7.5 и 8. При этом общность платформы Windows и Windows Phone даст возможность разработчикам создавать одни и те же приложения как для мобильных устройств, так и для дескотопов.

«Если говорить о совместимости будущей ОС Windows Phone 8 с текущей платформой, то для текущих устройств официально уже была анонсирована возможность обновления до версии 7.8, которая привнесет интересные изменения, включая новый вид главного экрана и новые живые тайлы. Фактически 7.8 предоставит все новшества 8.0, не зависящие от аппаратной части. Пользователи, покупающие устройства сегодня, получают превосходное соотношение качества и цены, и обновление до версии 7.8 обеспечит текущей платформе дополнительную ценность. Разумеется, как и в любой другой индустрии, серьезное изменение «железа» не может не повлечь за собой тот факт, что не все новые функции будут доступны на устройствах текущего поколения. В целом можно говорить, что не будут обновлены те функции, которые завязаны на новое «железо», и это нормальный и стандартный процесс эволюции и развития устройств. С другой стороны, Microsoft всегда была известна своим щепетильным отношением к такому слову, как «совместимость», поэтому я уверен, что в этом плане будет сделано максимум возможного», – отметил в заключение руководитель отдела взаимодействия с разработчиками Nokia в Евразии Сергей Руденко.

Рубрики: Мобильная связь, Маркетинг, ПО

Ключевые слова: Nokia, Microsoft