Специализированный поиск наращивает обороты. eFind.ru «нашел» себя на рынке

Поисковая система электронных компонентов eFind.ru стартовала восемь лет назад как стартап. Сейчас это бизнес со стабильным оборотом свыше миллиона рублей в месяц. В числе новых проектов компании – создание специальных предложений и услуг для участников сервиса, реклама в трех отраслевых баннерных сетях, а также моментальный поиск запрашиваемого товара более чем на 180 складах.

Сервис «ЭтЛайт» объединяет две поисковые системы: eFind.ru и Bfind.ru, первая из которых существует уже 8 лет и на момент создания была единственной компанией в России, воплотившей идею поиска электронных компонентов непосредственно на складах фирм. Bfind.ru – аналогичная система, специализированная на поиске оборудования систем безопасности. Идея создания eFind.ru принадлежит Сергею Гребневу, бессменному руководителю проекта. В 2002 году, при содействии Евгения Храброва, г-н Гребнев создал сервис для поиска электронных компонентов (микросхемы, транзисторы, диоды) на складах. За основу тогда был взят зарубежный поисковик findchips.com. Вложения в проект составили $10 в месяц и до момента выхода на окупаемость не превышали $100 в месяц.

Вскоре сайт начал зарабатывать первые деньги. В 2004 году эта сумма составляла $2 тыс. в месяц. Тогда же было зарегистрировано юридическое лицо. Всё это время Сергею оказывал содействие Евгений Храбров, вместе они занимались программированием и развивали базу данных проекта. Партнеры начинали с 20 складов, сейчас в базе зарегистрировано около 200 компаний-поставщиков. Специалисты оценивают потенциал системы в 500 компаний.

В декабре 2005 года партнеры монетизировали проект – они ввели абонентскую плату для компаний-участников – $100 в месяц. Сейчас оборот компании, в штате которой работают 12 сотрудников, составляет более миллиона рублей в месяц. «Мы ввели определённого рода стандарт, связанный с передачей информации об электронных компонентах, а другим компаниям пришлось соответствовать ему, чтобы иметь возможность участвовать в проекте. Участвуя в eFind.ru, люди начали совершенствовать свои сайты, размещать на них необходимую информацию. В связи с кризисом многие компании сообразили, что реклама в Интернете выгоднее и эффективнее, поэтому нам даже не приходится активно искать клиентов – дистрибьюторы электронных компонентов и другие аналогичные компании сами нас находят», – пояснил г-н Гребнев.

 

Генеральный директор eFind.ru Сергей Гребнев вывел компанию
из состояния стартапа и превратил ее в стабильный бизнес 


Вся статистика на сайте находится в открытом доступе – из неё видно, что в день ресурс посещают около 6 тыс. человек. По словам генерального директора компании, на 60-70 % это целевая аудитория: постоянные клиенты либо аналитики рынка. Случайных заходов (например, через сторонние ссылки или поисковые системы) довольно мало. При этом график посещений сильно колеблется в зависимости от времени суток – и основная доля заходов приходится именно на рабочее время. За день на сайте совершается около 20 тыс. поисковых запросов.

В распоряжении компании имеется порядка десяти серверов, хостинг-провайдером является PeterHost.ru. Изначально пользовались услугой shared hosting (напомним, что виртуальный хостинг (англ. shared hosting) – это вид хостинга, при котором множество веб-сайтов расположено на одном веб-сервере. Это самый экономичный вид хостинга, подходящий для небольших проектов). По словам г-на Гребнева, сервис eFind.ru стал одним из первых клиентов PeterHost, кто заказал выделенный сервер.

Поисковая система eFind.ru работает по следующему алгоритму: посетитель запрашивает интересующие его электронные компоненты или электротехническое оборудование, а сервер компании сразу опрашивает все источники, собирая от них складскую информацию, и проводит поиск во внутренней базе – загруженным в систему прайс-листам. Полученная информация отображается в результатах поиска с указанием позиций, удовлетворяющих запросу, их ценой и информацией о наличии. Абонентская плата участника поисковой системы eFind.ru составляет 5 тыс. рублей в месяц, кроме того, возможно участие в системе на тарифе «Лайт» – с оплатой только за показы в результатах поиска на первом месте (минимальный платёж при этом составляет 1 тыс. рублей в месяц).

 



Кроме того, существует рекламная услуга «Спецразмещение», которая действует по принципу аукциона. Компания указывает максимальную цену, которую готова заплатить за показ (минимальная цена – 10 копеек). При выводе результатов поиска выбираются все фирмы, заказавшие услугу «Спецразмещение» и отдавшие результат поиска менее чем за одну секунду. Из этих фирм выбирается та, которая предложила максимальную цену за показ, она-то и становится первой в результатах поиска.

Также Сергей Гребнев рассказал про форум на eFind.ru, который насчитывает 16 тыс. только зарегистрированных пользователей, многие из которых весьма активно участвуют в ежедневной жизни форума. По словам г-на Гребнёва, данный форум – это не просто раздел для общения, это дополнительный инструмент бизнеса. Разделы «Куплю», «Продам», а также «Деловые предложения» являются своего рода упрощённым аналогом сервиса eFind.ru и пользуются достаточно большой популярностью у посетителей. «Объединяя профессионалов эффективным и свободным общением на нашей территории, мы хотим быть не только «поиском», но и дискуссионным клубом, местом рождения идей и решения проблем», – заявляет руководство компании в своей официальной брошюре.

Для рекламодателей eFind.ru в числе всего прочего предлагает специализированную систему контекстной рекламы под названием «Электронный Директ». Напомним, что в основе контекстной рекламы лежит принцип соответствия содержанию рекламного материала контексту (содержанию) интернет-страницы, на которой материал размещается. Контекстная реклама, как правило, вызывает больший отклик посетителей, чем иные виды рекламы в Интернете, потому что она даёт возможность показать своё рекламное сообщение целевой аудитории.

«Помимо всего прочего, мы являемся официальным информационным партнёром нескольких выставок, посвящённых тематике электроники, в частности, крупнейшего форума электронной промышленности «ЭкспоЭлектроника-2010», «Российской недели электроники», которая впервые состоится в Москве в октябре 2010 года, международного форума-выставки «Охрана и безопасность – SFITEX» (подробнее – см. новость раздела «Безопасность» от 19 ноября 2009 г.), а также международной промышленной выставки радиоэлектроники и приборостроения Radel. Много потенциальных посетителей таких выставок являются клиентами нашего ресурса, поэтому информация, которую мы размещаем, является полезной и востребованной», – сообщил г-н Гребнев.

Сервис Bfind.ru, дочерний проект eFind.ru, также продолжает развиваться. В частности, запускать первые платные услуги, продавать баннерную рекламу и услугу «Спецразмещения». На данный момент на ресурсе представлена информация около 120 складов. По словам представителей «ЭтЛайт», такие сервисы, как eFind.ru и Bfind.ru, характеризуются тем, что их даже не требуется «подталкивать» – они развиваются в силу своей эффективности.

В Рунете похожие услуги оказывают около 10 проектов. Самые посещаемые из них: chipfind.ru, online.caxapa.ru, einfo.ru. На сегодняшний день лидером среди подобных систем остается eFind.ru, являющийся независимым ресурсом с большой целевой аудиторией. «Площадка eFind.ru в целом зарекомендовала себя как успешный проект – так, ее годовой оборот составляет порядка $470-500 тыс. долларов. Таких, достаточно существенных для стартапа, результатов удалось добиться во многом благодаря удачному времени появления самого проекта, когда на волне посткризисного роста экономики активно развивалась в том числе и электронная промышленность. С другой стороны, отсутствие какой-либо серьезной конкуренции в сфере интернет-торговли электронными компонентами позволило ресурсу eFind.ru привлечь на свою площадку существенное количество поставщиков, достигшее к настоящему моменту 180 складов. Ну и, пожалуй, отдельно следует отметить удобство пользования поисковой системой сайта, позволяющей в краткие сроки и достаточно качественно найти необходимые электронные компоненты по ряду параметров. Очевидно, что в условиях спада в экономике спрос на электронные компоненты и, соответственно, на услуги подобных ресурсов значительно сократился. Тем не менее по мере восстановления экономики в среднесрочной перспективе мы ожидаем роста количества новых проектов в сегменте специализированных поисковых систем, в том числе в сфере электронных компонентов», – прокомментировала аналитик УК «Финам Менеджмент» Анна Зайцева.

С другой стороны, директор по развитию рекламного агентства Molinos Светлана Павлова отмечает, что eFind.ru относится скорее к электронным тематическим каталогам и что проект является довольно удобным источником информации о наличии электронных компонентов и их стоимости. «Сложность для данных проектов, на мой взгляд, заключается, во-первых, в актуальном обновлении информации, во-вторых, в уровне доверия к ней аудитории потенциальных клиентов. Для пользователей такие системы удобны при наличии действительно большого количества фирм-участников и корректного предоставления информации о себе. Главным вопросом для создателей подобных проектов является монетизация трафика. В данном случае используется схема, когда компания-участник проекта оплачивает предоставление информации о своих продуктах в поисковой системе. Это намного более емкая финансовая модель, нежели продажа рекламы на сайте, т. к. охват аудитории узкоспециализированного ресурса по определению не может быть значимым. Если речь идет о развитии поисковых тематических сервисов более широкого профиля, то у них возможности гораздо шире. Например, такой поисковый сервис, как Hoover’s, зарабатывает сразу же на нескольких направлениях, в частности, на партнерской программе, на предоставлении платного аккаунта к полной версии своего каталога и на рекламе, т. к. они могут обеспечить большой охват аудитории. При этом в их базе данных свыше 43 крупных компаний и ключевых фигур бизнеса, а всего в БД их более 14 млн», – отметила г-жа Павлова.

В числе дальнейших планов компании – создание сервиса под названием «Рабочее место закупщика». «Человек сможет «забить» всю комплектацию, которая ему необходима, и узнать, где он сможет это всё купить, у каких компаний и за какие деньги. Предложения будут подаваться таким образом, что закупщик сможет сразу напрямую связаться с компаниями, не тратя времени на поиск контактов той или иной компании», – объяснил г-н Гребнев. В дальнейшем планируется монетизация данного сервиса. «Рабочий кабинет» будет открыт для всех (в отличие от того же eFind.ru, где всё же есть порог вхождения – деньги, наличие прайс-листов и умение их загружать), он будет доступен даже тем, у кого нет Интернета (компании смогут присылать информацию по факсу).

Также eFind.ru собирается вводить систему отзывов, по аналогии с механизмом, действующим на banki.ru. Таким образом, сами пользователи смогут влиять на качество выдачи. Правда, по словам г-на Гребенева, в связи с тем, что рынок электронных компонентов достаточно тесен, имеется риск того, что сервис будут использовать для борьбы с конкурентами – поэтому подойти к созданию и поддержанию сервиса надо внимательно и тонко.

«eFind.ru – типичный представитель систем вертикального поиска. По моему мнению, вертикальный поиск – это сегмент рынка поиска с большим потенциалом роста. Общий рынок поиска уже практически не оставляет шансов пробиться новым участникам, поэтому конкуренция в основном будет развиваться среди систем вертикального поиска. Но сложившаяся ситуация может и измениться, так как крупные игроки постоянно предпринимают различные шаги для того, чтобы предложить своим клиентам более полезные службы вертикального поиска. Думается, что в ближайшие 2-3 года разовьется гонка между основными системами и узкоспециализированными порталами. Такие гиганты, как Яндекс и Google, будут создавать все больше и больше различных дополнительных сервисов, чтобы удержать своих пользователей», – высказал своё мнение по поводу деятельности проекта и перспектив данного рынка директор по развитию интернет-агентства TRINET Алексей Довжиков.

Вместе с тем Сергей Гребнев отмечает, что для рекламодателя узкая специализированность ресурса может стать не минусом, а основным плюсом. «Узкоспециализированная аудитория как раз привлекательна для распространения рекламы, если рекламируемый продукт заключен в рамки отрасли. Разумеется, это утверждение действительно только при высокой посещаемости ресурса. Не так давно мы развиваем специализированную систему  контекстной рекламы «Электронный Директ», предназначенную именно и исключительно для участников электронной отрасли. И многое в этой системе построено именно на практически полном отсутствии случайных пользователей в рамках наших площадок», – объяснил г-н Гребнев.

Автор: Ирина Медведева.

Тематики: Маркетинг, Web

Ключевые слова: электронная торговля