ИТС сожмутся на 2,3 млрд рублей

В 2023 г. фе­дераль­ный бюд­жет вы­делит на внед­ре­ние ин­тел­лек­туаль­ных тран­спортных сис­тем (ИТС) в Рос­сии 5,05 млрд руб., что на 31% мень­ше, чем в пре­дыду­щем го­ду. При этом ко­личес­тво ре­гио­нов - по­луча­телей де­нег уве­личит­ся на де­вять, дос­тиг­нув 51. По мне­нию учас­тни­ков рын­ка, вы­делен­ных средств для дос­ти­жения ко­неч­но­го ре­зуль­та­та кон­цеп­ции ИТС не­дос­та­точ­но.

В 2022 г. мероприятия по внедрению интеллектуальных транспортных систем (ИТС) в рамках федерального проекта "Общесистемные меры развития дорожного хозяйства" национального проекта "Безопасные качественные дороги" проходили в 49 городских агломерациях 42 регионов.

Заместитель председателя правительства Марат Хуснуллин отметил, что программа является логичным дополнением к комплексному развитию дорожно-транспортной инфраструктуры. "В силу возрастающего трафика и увеличения транспортных потоков интеллектуальные транспортные системы - это эффективное решение, позволяющее обеспечить безопасность и комфорт всех участников движения в городской среде. В 2022 г. мероприятия по внедрению ИТС проводились в 42 регионах", - сообщил он.

Руководитель Федерального дорожного агентства Роман Новиков сказал, что, если в 2020 г., когда программа только начиналась, в ней участвовали 22 региона, то в 2022 г. их количество возросло до 42, в минувшем году мероприятия по внедрению ИТС впервые начали реализовывать 18 субъектов страны.

Пресс-служба правительства сообщила, что, по результатам оценки эффективности предоставления иных межбюджетных трансфертов в 2022 г., планируется увеличение количества субъектов, достигших первого уровня зрелости.

Из федерального бюджета в 2022 г. на реализацию концепции выделено 7,35 млрд руб. Пресс-служба Минтранса сообщила, что законом о бюджете на мероприятие по внедрению ИТС в городских агломерациях в 2023 г. предусмотрено 5,05 млрд руб. К ранее участвующим в мероприятии 42 регионам в 2023 г. планируют добавить еще девять участников. "Чтобы регионам достичь первого и иных уровней зрелости, в первую очередь следует предусмотреть поэтапное повышение уровня зрелости в рамках локальных проектов. При этом необходимо подойти к местам размещения периферийного оборудования ИТС с учетом его максимальной эффективности, предусмотреть создание центров управления дорожным движением и общественным транспортом, определить необходимый состав программного обеспечения", - объяснили представители пресс-службы ведомства. По их словам, помимо качественного планирования необходимо соблюдать сроки заключения государственных контрактов, не допускать срывов сроков поставки оборудования и сдачи работ, своевременно исполнять контрактные обязательства.

Глава московского офиса Simetra Дмитрий Ставский отмечает, что из-за сложившейся общемировой ситуации, санкций и ограничений отчетливо видно перераспределение транспортно-логистических потоков. "Значительная часть транспортной логистики приходится на юго-восток, большая нагрузка ложится на ряд субъектов, которые ранее не были востребованы в транспортно-логистических коммуникациях. В связи с этим ИТС приобретает существенное значение, так как позволяет в рамках конкретного субъекта управлять мобильностью населения и транспортными потоками, маршрутами, безопасностью движения так, чтобы не нарушать привычную жизнь региона", - объясняет он. По словам Дмитрия Ставского, учитывая перечень мероприятий, которые необходимо выполнить, чтобы планомерно развивать транспортную систему страны в области ИТС, можно с уверенностью сказать, что суммы в 7,35 млрд руб. недостаточно. "Впрочем, как и ежегодный бюджет в 8,5 млрд руб., который закладывался под проект на все агломерации изначально. Распределителем средств являются правительство и Минфин: регионы получают бюджет неравномерно. Но даже если разделить 7,35 млрд руб. на 49 агломераций поровну, получится небольшая по меркам отрасли сумма. Лишь 150 млн руб. в год", - говорит Дмитрий Ставский.

Руководитель направления систем ФВФ компании Angels IT Евгений Пчелин отмечает, что реализация ИТС, при соблюдении концепции, позволяет повысить качество транспортной инфраструктуры для жителей больших городов и безопасность передвижения. "ИТС подразумевает обновление технической базы используемого в транспортной сфере оборудования и создание автоматизированных и автоматических систем, которые позволят оперативно реагировать на различные нештатные ситуации на дороге, вызывающие заторы, автоматизированный контроль погодных изменений, точечную и оперативную реакцию на обледенения и заснеженности. Также актуальность ИТС заключается в повышении качества пользования общественным транспортом - информирование жителей о движении общественного транспорта, контроль пассажиропотока, обеспечение приоритетного проезда общественного транспорта и т.д.", - говорит Евгений Пчелин.

По его словам, без федерального финансирования не обойтись, если говорить про регионы, так как у регионов физически нет бюджетов на такие объемные модернизации и трансформации. "Поступившие средства позволили частично модернизировать и дооснастить самые критичные инфраструктуры данного направления - например, светофорное регулирование, дорожные метеорологические системы. Поэтому опыт работы в сфере ИТС говорит, что выделенных средств для достижения конечного результата концепции ИТС и максимального эффекта для жителей недостаточно", - считает Евгений Пчелин.

Руководитель центра компетенций мультимедиа и унифицированных коммуникаций "T1 Интеграция" Игорь Афонин отмечает, что в больших агломерациях без продвинутых ИТС случится транспортный коллапс - увеличится количество ДТП, уменьшится пропускная способность уличной дорожной сети. "Табло информирования, транспортные детекторы и интеллектуальные светофоры позволяют разгрузить наиболее заряженные участки дорожной сети", - говорит он. По его мнению, исходя из стоимости оборудования, исследований и моделирования транспортных потоков необходимо кратно увеличить финансирование этих систем. "Надеемся, что финансирование интеллектуальных транспортных систем будет не ниже прежнего уровня, а в идеале ожидаем увеличение количества умных светофоров и детекторов", - заключил Игорь Афонин.

Представители пресс-службы ПАО "МегаФон" отмечают, что ИТС является важным инфраструктурным проектом и неотъемлемой частью концепции умного города. "Современные цифровые решения способствуют повышению уровня транспортной безопасности, увеличению пропускной способности дорожной сети и повышению уровня комфорта как для водителей, так и для пассажиров. "МегаФон" активно развивает данное направление. Так, в 2022 г. мы успешно реализовали проекты в Орловской, Ростовской и Тульской областях - модернизировали инфраструктурные объекты, установили и настроили специализированное программное обеспечение. Теперь благодаря нашим решениям в регионах появилась возможность оперативно отслеживать транспортные потоки и дорожную обстановку - например, автоматически перенастраивать светофоры при образовании затора на перекрестке для разгрузки определенного направления", - рассказали представители пресс-службы компании.

Директор по работе с государственными заказчиками ПАО "ВымпелКом" Александр Шведов отмечает, что ИТС особенно эффективна в условиях возрастающего трафика и увеличения плотности транспортных потоков. "Она позволяет заметно повысить целесообразность и удобство организации движения пассажирского транспорта, а также положительно влияет на экономические показатели региона в целом. Ведь ИТС дает возможность корректировать региональные программы социально-экономического развития с учетом актуальной информации о текущем состоянии и точных прогнозах развития транспортной сети. Многие цифровые решения и модули, внедряемые в рамках ИТС, являются источником для сбора и обработки широчайшего круга данных Big Data. В дальнейшем они используются для принятия широкого спектра управленческих решений, как на уровне региона, так и по отдельным локальным вопросам", - объясняет Александр Шведов.

Ведущий эксперт УК "Финам Менеджмент" Дмитрий Баранов считает, что главным фактором необходимости ИТС является рост количества автомобилей в стране. "Это создает напряженность на дорогах, увеличивает пробки и заторы, скорость движения снижается, возрастает количество аварий, в результате люди гибнут и получают травмы. В этих условиях важно применять различные интеллектуальные системы - это позволяет улучшить движение на дорогах, ликвидировать "узкие" места на них, увеличить скорость автомобильного транспорта, снизить аварийность и вред здоровью. Также актуальность ИТС заключается в расширении торговли со странами Востока и Юга - это приводит к увеличению перевозок в этом направлении, и применение ИТС помогает улучшить движение, увеличить скорость и сократить время перевозки", - говорит он. По его словам, сумма в 7,35 млрд руб. позволила выполнить значительный объем по внедрению ИТС в стране, но сделать еще предстоит много.

Аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов отмечает, что ИТС важны с точки зрения повышения безопасности на дорогах, а также с экономической точки зрения, так как многие из этих систем направлены на снижение инфраструктурных затрат. "Актуальны они были и ранее, но сейчас актуальность увеличилась на фоне экономической ситуации в стране: дефицит бюджета по итогу 2022 г. составил 3,3 трлн руб. ИТС позволят снизить расходы бюджета на дорожную инфраструктуру, проанализировать и снизить трафик (меньше пробок), а также увеличить доходы бюджета (камеры наблюдения)", - сказал Владимир Чернов.

Ири­на При­бор­ки­на

Опубликовал: Александр Абрамов (info@ict-online.ru)

Рубрики: Интеграция, Регулирование, Финансы

Ключевые слова: регулирование, ИТ в транспорте, Интеллектуальные транспортные системы (ИТС)