Черные лебеди обвалили российский рынок EdTech

Объ­ем рос­сий­ско­го рын­ка EdTech по пред­ва­ритель­ным ито­гам го­да сос­та­вил 19,4 млрд руб., что на 14,5% ни­же прош­ло­го. Глав­ным фак­то­ром сни­жения ста­ло сво­рачи­вание b2b прог­рамм, где до­мини­рова­ли за­рубеж­ные ком­па­нии, ушед­шие с рос­сий­ско­го рын­ка. Од­на­ко от­кры­вают­ся но­вые воз­можнос­ти, преж­де все­го, вы­ход на ры­нок сред­не­го про­фес­сио­наль­но­го об­ра­зова­ния.

Изменениям на рынке новых образовательных технологий была посвящена секция на 12 Российском форуме по управлению интернетом. Однако предварительные итоги, которые озвучил модератор сессии управляющий партнер Pulsar Production Макар Гончаров, не внушают оптимизм. После 8 лет неуклонного роста на российском рынке новых образовательных технологий наблюдается снижение.

Директор Edtech-кластера Фонда Сколково Наталья Царевская-Дякина связывает снижение со сворачиванием программ, ориентированных на сегмент b2b, где доминировали ушедшие с российского рынка зарубежные компании. В частности, она упомянула SAP, который контролировал до 80% рынка корпоративного образования. И в целом, по мнению участников дискуссии, в текущих условиях наблюдается существенное снижение интереса к бизнес-образованию и повышению квалификации.

Вместе с тем, в сегменте b2g показатели остаются стабильными. Однако далеко не у всех получается в нем работать. Генеральный директор образовательной платформы "Цифриум" Алексей Половинкин предупредил о том, что государство не слишком хороший дистрибьютор, и компаниям приходится самим продвигать услуги, и это не у всех получается. Также государственное финансирование поступает медленно. Хотя есть и положительные примеры, в частности компания "Мобильное Электронное Образование" по итогам 1 полугодия текущего года продемонстрировала рост выручки в 7 раз по сравнению с аналогичным периодом 2021 г.

По оценке заместителя генерального директора компании "Нетология" Валентины Куренковой, b2g сегмент скорее держится, чем развивается. Серьезной проблемой этого рынка также является частая смена правил игры, что влечет риски, часто серьезные. В итоге из 4 проектов "Нетологии" в сегменте b2g удачными стали 3.

По оценке Алексея Половинкина, основным драйвером рынка EdTech являются программы, ориентированные на детей и подростков. Потенциал роста тут достигает 15% в годовом выражении. Наталья Царевская-Дякина напомнила, что к услугам репетиторов обращается до 60% родителей школьников, и этот показатель будет только расти, поскольку количество бюджетных мест в вузах сокращается, но при этом услуги репетитора обходятся дешевле, чем расходы на платное обучение. По ее оценке, перспективным направлением является также экспресс-помощь школьникам в освоении учебного материала, который они по каким-то причинам пропустили или просто не поняли.

Однако наиболее перспективным направлением, по мнению Валентины Куренковой, является выход EdTech в сегмент среднего профессионального образования. В таких услугах очень заинтересованы работодатели, прежде всего, из сферы промышленности, однако традиционное образование запрос бизнеса решить не может. У "Нетологии" есть положительный опыт входа на этот рынок, о чем, как анонсировала Валентина Куренкова, скоро будет объявлено.

Яков Шпунт

Опубликовал: Александр Абрамов (info@ict-online.ru)

Рубрики: Кадры

Ключевые слова: IT-обучение