Города поумнели регионами

Проект "Ум­ный го­род" Минс­троя РФ де-фак­то прев­ра­тил­ся в "Ум­ный ре­гион". Гу­бер­на­торы субъ­ек­тов фе­дера­ции хо­тят по­лучать дан­ные в еди­ных фор­ма­тах из всех му­ници­пали­тетов. К то­му же ре­гио­наль­ные влас­ти, в от­ли­чие от му­ници­паль­ных, имеют боль­ше фи­нан­со­вых ре­сур­сов для за­каза циф­ро­вых плат­форм и сер­ви­сов. Хо­тя де-юре гла­вы го­родов не под­чи­няют­ся гу­бер­на­торам.

Минстрой инициировал ведомственный проект "Умный город" в 2018 г. – тогда его лицом стал заместитель главы этого министерств Андрей Чибис. Минстрой пообещал добиться федерального финансирования "Умного города" в размере 13 млрд руб.

Однако прямого федерального финансирования проект "Умный город" так и не получил. Поэтому в 2019 г. Совет Федерации, "Ростелеком" и Минцифры предложили альтернативный проект – "Цифровой регион". Смена фокуса была сделана из предположения, что у субъектов федерации, в отличие от городов, найдутся собственные средства на цифровые проекты.

В июне 2020 г. стало известно, что вложения в "Цифровой регион" оцениваются в 137,3 млрд руб. (их которых 70,3 млрд руб. инвестирует федеральный бюджет, а остальное – региональные власти). Однако старт проекта несколько раз откладывался из-за перераспределения бюджетных средств на борьбу с коронавирусом и его последствиями. После старта военной операции на Украине о "Цифровом регионе" никто не вспоминал.

Однако на III Всероссийском форуме "Умный город. Новые вызовы", который Минстрой провел 14-16 июля 2022 г. в Мурманске, выяснилось, что многие региональные власти замкнули проекты "Умный город" на себя. Губернатор Мурманской области Андрей Чибис, который переместился в это кресло из Минстроя в марте 2019 г., заявил с трибуны форума: "Практическая реализация сильно отличается от того, что декларируется. Мы сразу решили, что все цифровые платформы в Мурманской области будут едиными для всего региона, а муниципалитеты будут подключаться к ним. Поэтому мы говором об "Умном регионе", а не об "Умном городе". Андрей Чибис призвал закрепить такие обязательства городов в законодательстве: "Важно докрутить это на уровне регулирования, чтобы какой-нибудь областной город Ковдор, который шумел по этому поводу, не создавал свою платформу, из которой никто вовне не сможет получить данные".

Аналогичным путем пошли и другие субъекты федерации, включая Белгородскую и Новгородскую области. Представитель последней рассказал ComNews, что на уговоры и принуждение муниципальных образований к использованию единых для всего региона цифровых решений ушло два года.

Министр цифрового развития и связи Красноярского края Николай Распопин указал на объективную сложность таких действий: "Ничего навязывать муниципальным образованиям мы не можем: региональная и муниципальная власть является двумя различными ветвями". Действительно, статья 12 Конституции России гласит: "Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти". Правда, среди принятых в 2020 г. поправок в основной закон страны появилась и такая (статья 132, пункт 3): "Органы местного самоуправления и органы государственной власти входят в единую систему публичной власти в Российской Федерации и осуществляют взаимодействие для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории".

Первый субъект федерации – Пермский край – уже готовится принять программу "Умный регион". Министр информационного развития и связи Пермского края Петр Шиловских сообщил, что региональное Минсвязи уже полгода работает над концепцией "Умного региона". "У нас в крае большое количество промышленных предприятий. Они наращивают производственные мощности, и им требуется новое жилье для сотрудников. Предприятия повышают цифровую зрелость и жилые микрорайоны для новых специалистов тоже хотят делать "умными". Концепция "умного региона" нам необходима, в том числе, для того чтобы формализировать и стандартизировать элементы "умных" зданий для прохождения госэксперизы, так как не только у нас, но и у других регионов имеются сложности с обоснованием в технической документации элементов "умного города", - пояснил Петр Шиловских корреспонденту ComNews. Он также добавил, что федерального стандарта "Умный город", который создал Минстрой России, недостаточно, чтобы учесть все особенности регионов – поэтому нужны и региональные стандарты "Умного города".

На недавнем региональном совещании по внедрению цифровых технологий в Пермском крае депутат Госдумы Антон Немкин подчеркнул, что естественным развитием концепции "Умного города" становится "Умный регион", а затем и распространение этих технологических решений на другие субъекты федерации.

Вице-президент по стратегическим инициативам ПАО "Ростелеком" Борис Глазков заявил: "В государстве есть дуализм: муниципальное и региональное управление. Но признаемся друг другу: административный процесс идет и основные решения принимаются на региональном уровне. Поэтому то, что делает в этом направлении "Ростелеком", мы назвали "Цифровой регион". И в последние полтора года мы видим, что применяется именно этот подход".

С тем, что проекты "Умный город" нужно начинать с уровня региона, согласен и Сергей Геворков – основатель ООО "ХельгиЛаб", создающего цифровые двойники городов.

"Я – за системный подход: от общего - к частному, то есть от умного региона – к умному городу", – вторит директор Технопарка Morion Digital Оскар Ягафаров.

Первый заместитель губернатора Белгородской области Евгений Мирошников оценивает логику развития несколько иначе: "Конечно, мы создаем умный регион, но город быстрее готов принять инновации. Поэтому по факту мы идем от умного города к умному региону".

Николай Распопин из Минцифры Красноярского края не видит смысла в дискуссии о том, что первично – "Умный город" или "Умный регион". "Это игра словами. Просто "умный регион" предполагает тиражирование на все муниципальные образования", – ответил он корреспонденту ComNews.

"Если сделать что-то во всем регионе сразу, решение может оказаться неоптимальным, и финансирование переделки станет неподъемной задачей. Поэтому лучше обкатывать решения на уровне города, и только те их них, которые оказались хорошими, масштабировать на весь регион", - добавил Роман Астанков, генеральный директор ООО "ОТЗВУК", которое разрабатывает системы оповещения

Такой подход разделяет и менеджер продукта "ГеоЭффект" в ПАО "МТС" Михаил Голубев: "Как показывает практика, важно быстро сделать, протестировать, а потом - масштабировать. Мы идем от города к региону: это более быстрый путь к тому, чтобы создать умный регион".

Руководитель направления SberDevice в ПАО "Сбербанк" Николай Голубков говорит: "Начинать нужно с себя. Если серьезно, то начинать нужно с региона, получив верхнеуровневую поддержку. Но практика показывает, что внедрять что-то в масштабах страны или даже региона невозможно: нужно начинать с пилотного проекта в одном городе".

Директор по акселерации кластера передовых производственных технологий Фонда Сколково Наталья Чернышева видит дилемму так: "Я всегда выступаю за системный подход, а это значит "Цифровой регион". Но само продвижение проекта – итерационное: сначала решение запускается в отдельных городах. Есть технологии, которые уже прошли апробацию во многих городах: например, видеонаблюдение и некоторые образовательные решения (после пандемии коронавируса) – их можно внедрять сразу в масштабах региона. Но есть множество иных решений, которые еще предстоит протестировать в пилотных городах".

Интересно, что региональные власти, принуждая муниципалитеты к использованию единых цифровых платформ и сервисов, страдают от таких же действий федерального правительства в свой адрес.

Евгений Мирошников из Белгородской области на форуме "Умный город. Новые вызовы" посетовал: "Важно, чтобы федеральные органы исполнительной власти четко определяли вектор цифрового развития. Неоднократно случалась ситуация, когда федеральная власть говорит, что не будет заниматься определенной темой, мы начинаем делать шаги в этом направлении, а через несколько лет коллеги запускают единую федеральную платформу, фактически сметая все те решения, в которые вкладывались регионы. Мы могли бы потратить эти усилия на решение других задач - их в каждом регионе очень много. Федеральные органы власти все активнее начинают спускать нам единые решения. Если так пойдет дальше, то я не вижу перспектив у региональных компаний, которые занимаются проектами на уровне субъектов".

Роман Астанков из "ОТЗВУКа" рассуждает: "В указе президента РФ №1522 от 13 ноября 2012 г. написано, что все технические средства оповещения должны на программно-аппаратном уровне сопрягаться. Но это не работает: в каждом субъекте федерации - свое кино с оповещением. В любой розетке 220 вольт и 50 герц – и в умном городе должна быть федеральная нормативная база, общие протоколы и подходы, и все производители должны работать по этим правилам".

Лео­нид Ко­ник

Опубликовал: Александр Абрамов (info@ict-online.ru)

Рубрики: Регулирование

Ключевые слова: регулирование, Умный город