«Много на себя взяла»: цифровизация тюрем затормозится

Проект по цифровизации тюрем общей стоимостью в 22,5 млрд рублей временно заморожен. Западные санкции, в частности, технологические, диктуют иные способы распределения бюджетных средств и расстановки приоритетов. Перекроенные бюджеты ведомств должны будут одновременно решить задачи поддержания текущих проектов и достижения целевых показателей по запланированным нововведениям.

Издание «КоммерсантЪ», ссылаясь на данные своего источника, сообщило о том, что проект цифровизации Федеральной системы исполнения наказаний (ФСИН) заморожен. На проект предполагалось выделить 22,5 млрд рублей, которые должны были расходоваться на новые системы видеонаблюдения, позволяющие распознавать лица, и ряд других цифровых сервисов.

Несмотря на то, что в декабре 2021 года Минцифры уже одобрило сумму и потенциальные мероприятия, тем не менее, федеральным бюджетом средства так и не были переведены. В декабре работа в этом направлении была приостановлена, поскольку директор ФСИН, Александр Калашников, был уволен с поста директора в ноябре 2021 года, а вместо него был назначен Аркадий Гостев, генерал, замглавы МВД.

Минцифры сообщило, что в 2021 году планировалось запускать пилотный проект по установке программно-аппаратных комплексов для разрабатываемых государственных информационных систем ФСИН. На оснащение ими 15 учреждений ведомства выделялось 749,6 млн руб, однако в ноябре 2021 года деньги были возвращены по причине высоких рисков проектов.

Изначально проектом должна была заняться АО ОПК, созданная в 2014 году Ростехом и вошедшая в состав «Росэлектроники» в 2017 году. Однако в «Росэлектронике» «Ъ» не получил комментариев о том, как сейчас обстоят дела с проектом, в то же время в организации отметили, что готовы принимать в нём участие в том случае, если у заказчика возникнет такая потребность.

Цифровизировать ФСИН предполагалось по ряду направлений. Документооборот планировали привести к цифровому виду уже к 2023 году, также готовились создавать электронные профили заключенных. В планы входил и запуск системы электронного менеджмента. Все нововведения должны были войти в единую информационную систему. Помимо этого, готовились ко внедрению видеоаналитики с системой распознавания лиц и действий. Это должно было поспособствовать соблюдению режима, охране прав, свобод и законных интересов заключенных.

Цифровизация была обозначена президентом Владимиром Путиным как национальная цель развития России в период с 2020 по 2030 годы. Для реализации цели были утверждены программы  цифровой трансформации министерств и ведомств (ВПЦТ), на первых порах рассчитанные до 2024 года. Сейчас планы могут существенно скорректироваться под давлением западных технологических санкций, наложенных на Россию с конца февраля 2022 года вследствие спецоперации на Украине.

Уже в этом году власти могут ощутить серьезный дефицит микроэлектроники и вычислительных мощностей – уход из страны многих западных компаний и колебания курса наряду с подъемом цен китайскими поставщиками затрудняют приобретение новых единиц компьютерной техники. Это повлечет увеличение сроков отдельных крупных проектов, в том числе, может коснуться создания и развития платформы «Гостех».

Уже стало известно, что ведомствам поручено пересмотреть ВПЦТ в контексте приоритетных текущих задач в условиях санкций и перераспределить средства на приоритетные направления.

Есть понимание, что полного отказа от цифровой трансформации в ведомствах не произойдет, проекты будут секвестированы на 30% и более, однако целевые показатели, скорее всего, останутся теми же – прогнозирует источник издания «Ъ». В то же время, цифровая трансформация подразумевает соответствующую квалификацию руководителей этого направления в ведомствах. А, по словам того же источника «Ъ», «у многих она гораздо ниже минимально необходимой».

Автор: Елизавета Клейн.

Тематики: Интеграция, Регулирование

Ключевые слова: информационные системы, регулирование, ГИС