Фейковые онлайн-свидания принесли мошенникам 18 млн рублей

Специалисты Group-IB выявили более 700 доменов фейковых сайтов театров, ресторанов, кинотеатров и стендап-шоу. Эксперты сообщили, что злоумышленники под видом приглашения на свидание используют эти веб-страницы для кражи денег у доверчивых пользователей Сети.

В минувшие три года подобную схему под названием Fake Date взяли на вооружение около двух десятков групп скамеров. Одной из таких группировок удалось заработать за год более 18 млн рублей, совершив 7 тыс. транзакций.

Согласно мошеннической схеме Fake Date, злоумышленник под видом девушки знакомится с пользователем в сервисе знакомств, предлагает продолжить общение в мессенджере и приглашает на свидание, говорится в исследовании Group-IB. Мошенник утверждает, что у него есть билет на мероприятие, показывает QR-код и предлагает мужчине выкупить место рядом.

Затем «девушка» скидывает ссылку на сайт для покупки билета, который оказывается мошенническим. Пользователь приобретает билет, после чего собеседница перестает выходить на связь.

В Group-IB отметили, что в 2019 году было обнаружено всего 25 фишинговых сайтов, связанных с Fake Date, в 2020 году их было уже 263, а в 2021 году — 428. В 2021году наиболее популярным «местом для свидания» у мошенников стали театры и стендап-шоу (60%). Чуть менее популярные точки для приглашений «жертв» — фейковые рестораны, СПА и кальянные (35%). На тему с «антикино» приходится менее 5%.

Ирина Зиновкина, директор по консалтингу ГК InfoWatchИрина Зиновкина, директор по консалтингу ГК InfoWatch:
«Можно сказать, что сайты знакомств - это лишь еще одна площадка и возможность для мошенников для воплощения традиционных схем мошенничества с использованием методов социальной инженерии. Недавний пример, 40-летняя женщина делала себе фейковые аккаунты, просила мужчин скинуть деньги на лечение дочки, а потом удалялась. Естественно никакой дочки у нее не было. Также особенно популярной для мошенников группой людей являются представители нетрадиционной ориентации - их разводят на деньги, а они потом не идут в правоохранительные органы потому, что боятся огласки.»

«Исследуя эти схемы мы встречались с самыми различными их модификациями. В некоторых из них жертве приходилось платить трижды: за свой билет, за билет для «подружки» и при попытке оформления «возврата», - отметили в Group-IB.

Всего эксперты насчитали не менее 24 групп мошенников, работающих по схеме Fake Date, причем их количество растет из года в год. Так, в 2019 год — 2 группы, 2020 год — 7 групп, 2021 год — 15 групп.

Кроме того, аналитики обнаружили связь доменных имен с ресурсами из другой популярной схемы обмана под названием «Курьер» (или «Мамонт»). Пользователи площадки теряют деньги при оплате на фейковых сайтах курьерских сервисов и маркетплейсов.

Руководитель Департамента инвестиционного анализа и обучения ИК «УНИВЕР Капитал» Андрей Верников отметил в беседе с ICT-Online.ru, что поколение Z достаточно часто решает возникающие вопросы дистанционно. «Поэтому различные мошеннические схемы с использованием интернета будут цвести, и их будет появляться всё больше», — считает г-н Верников.

В прошлом году рост количества подобных транзакций, по данным ЦБ, составил более 30 %, чему дополнительно способствовали ограничения, связанные с пандемией и рост доли удаленных услуг. «Думаю, не смотря на частичное возвращение населения в офлайн, рост в текущем году будет не меньше - просто за счет того, что вообще растет доля электронных переводов, — высказал мнение эксперт. — Описываемые схемы относятся к операциям с использованием методов социальной инженерии, на них приходится до 70 % всех мошеннических действий в интернете». Чаще всего «девушка» знакомится с молодым человеком в сервисе знакомств, у нее не оказывается денег для оплаты мобильного интернета или других услуг. «Если жертва поверит мошеннику и переведет деньги, обман продолжится. Молодой человек уверен, что есть реальная девушка с которой он ведет переписку», — добавил Андрей Верников. Есть только один способ не стать жертвой мошенника — настаивать на реальной встрече, «и если вопрос затягивается, то прерывать знакомство», - уверен эксперт.

Рубрики: Web, Безопасность

Ключевые слова: информационная безопасность, InfoWatch, Group-IB