Лимит скорости: клиенты СБП столкнулись со сбоями при переводах

Пользователи системы быстрых платежей (СБП) ЦБ в последние несколько дней столкнулись с проблемами при денежных переводах: на трудности пожаловались держатели электронных кошельков «ЮMoney» и клиенты Росбанка, узнали «Известия». В клиринговом центре СБП уверили, что на данный момент перечисления проходят в штатном режиме. Сбои на стороне отдельных игроков обычно фиксируются в течение часа, а на исправление системной ошибки может потребоваться несколько дней, рассказали опрошенные «Известиями» эксперты.

Системный лимит

Ночью 14 мая пользователь электронного кошелька «ЮMoney» столкнулся с проблемой при попытке перечисления денег через СБП. Сервис в автоматическом режиме сообщил о том, что максимальная сумма перевода в российской валюте — 0,00 рублей. Клиент написал об этом на форуме Banki.ru.

По его словам, правила сервиса позволяют переводить не более 3,5 тыс. рублей в сутки, однако пользователь не делал никаких перечислений ни после полуночи, ни в предыдущие 24 часа. Держатель кошелька «ЮMoney» также подчеркнул, что не превышал ежемесячный лимит переводов в 100 тыс. рублей. Спустя несколько часов сервис заработал корректно.

Возможно, пользователей вводит в заблуждение обновление лимитов СБП по Гринвичу (-3 часа от мск): соответственно с 00.00 до 02.59 в Москве действует лимит предыдущего дня, пояснил «Известиям» представитель «ЮMoney». Он уточнил, что для переводов действуют лимиты, которые не менялись: до 3,5 тыс. рублей за раз (столько же в сутки) и до 100 тыс. в месяц.

При этом пользователь сервиса, у которого возникли проблемы с перечислением, заявил «Известиям», что ранее лимит обновлялся в полночь по московскому времени, а предыдущий перевод был сделан в начале первого — соответственно, интервал между перечислениями был более 24 часов.

Об аналогичной проблеме следующей ночью, 15 мая, заявил другой пользователь форума Banki.ru, у которого трансакция была успешно совершена на следующее утро. Кроме того, в пятницу, 14 мая, клиент Росбанка не могла сделать перевод через СБП, рассказала она «Известиям», добавив, что в итоге воспользовалась более медленным способом перечисления — с карты на карту.

В Росбанке получили ряд частных обращений от клиентов, у которых возникли сложности с переводами, и точечно отработали эти запросы в индивидуальном порядке, подтвердил «Известиям» директор департамента цифрового развития розничного бизнеса кредитной организации Павел Меньшиков. Он отметил, что массового сбоя в СБП 14 мая не фиксировалось. Сейчас система работает стабильно, обращений от клиентов больше не поступало, подчеркнул Павел Меньшиков.

Замедления в перечислениях через СБП зафиксировали и в другом крупном банке, однако операции всё-таки проходили, сообщил «Известиям» источник на рынке. По его предположениям, сбой был на стороне Национальной системы платежных карт (НСПК — платежный и клиринговый центр СБП) или система обновлялась, в связи с чем наблюдалась некорректная работа.

От минут до дней

На стороне НСПК переводы проходят в штатном режиме, заявили «Известиям» в системе, подчеркнув, что ограничения по проведению операций на стороне клирингового центра отсутствуют. Сервис СБП доступен 24/7, напомнили в НСПК.

В ряде крупнейших банков, в частности в Райффайзенбанке, «ЮниКредите», УБРиР, ПСБ, Ак Барс Банке, крымском РНКБ и «Зените», проблем с переводами через СБП не фиксировали. Их также не было у клиентов WebMoney. В «Зените» предположили, что трудности могли быть на стороне конкретной кредитной организации, выступающей в роли как отправителя, так и получателя. В Ак Барс Банке добавили, что были дни, когда НСПК предупреждал о плановых работах в системе, однако не уточнили, в какие именно.

Если какое-то длительное время — на протяжении нескольких дней — некорректную работу СБП фиксировали клиенты двух и более участников сервиса, скорее всего, проблемы были на стороне системы, считает председатель правления Национального платежного совета Алма Обаева. По ее оценкам, если это системная проблема, то на ее решение может понадобиться от трех дней и более. Если же трудности в работе СБП были на стороне каждой отдельной организации, то их устранение может потребовать от пяти минут до часа, особенно если причиной некорректного функционирования оказался технический недочет или человеческий фактор, добавила эксперт.

Возможной причиной могут быть ограничения, накладываемые на операции пользователей электронных кошельков, которые проходили упрощенную идентификацию, полагает председатель Ассоциации участников рынка электронных денег и денежных переводов Виктор Достов. Он пояснил, что на такие кошельки налагается лимит по переводам в 200 тыс. рублей в месяц вне зависимости от того, проходит операция через СБП или нет. При превышении лимита все платежи блокируются. Для того чтобы повысить лимит ежемесячных трансакций до 600 тыс. рублей, достаточно пройти идентификацию лично в офисе, отметил Виктор Достов.

Похоже, что это не столько проблема с СБП, сколько частная проблема отдельных пользователей, связанная с лимитами в «ЮMoney», считает руководитель направления исследований Центра исследования финансовых технологий и цифровой экономики Сколково–РЭШ Егор Кривошея. По его словам, вероятно, трудности могут быть на стороне сервиса, связанные с обновлением лимитов в новый календарный день. Однако представители «ЮMoney» на форуме заявили, что изменений не было. Эксперт добавил: скорее всего, если это техническая ошибка на стороне кошелька, связанная с обновлением лимитов, то она может быть устранена довольно быстро.

Наталья Ильина

Тематики: Финансы

Ключевые слова: платежные системы, Система быстрых платежей