Минцифры решило простимулировать радиоэлектронику

Мин­цифры соз­даст но­вую струк­ту­ру для прод­ви­жения ра­ди­оэлек­трон­ной про­дук­ции. Ку­риро­вать это нап­равле­ние бу­дет наз­на­чен­ный на прош­лой не­деле зам­ми­нис­тра Ан­дрей За­ренин. Так­же ми­нис­терс­тво соз­да­ло но­вый де­пар­та­мент сти­мули­рова­ния спро­са на ра­ди­оэлек­трон­ную про­дук­цию, ди­рек­то­ром ко­торо­го стал вер­нувший­ся в Мин­цифры Алек­сандр Понь­кин. Кро­ме то­го, ве­домс­тво соз­даст на­уч­но-тех­ни­чес­кий центр на ба­зе ФГУП НИИР, ко­торый воз­гла­вит ос­во­бож­денный от дол­жнос­ти зам­ми­нис­тра Олег Ива­нов.

В Минцифре подтвердили данную структуру, отметив, что полномочия по курированию радиоэлектроники будут разделяться между Минпромторгом и Минцифрой. Ранее за это направление отвечал Минпромторг, однако стимулирование спроса – это новая сфера государственных интересов в радиоэлектронике.

В Минпромторге относительно распределений полномочий между двумя министерствами корреспонденту ComNews ответили, что Минпромторг России отвечает непосредственно за разработки и производство в сфере радиоэлектронной промышленности, а Минцфиры России, как ключевой регулятор ИТ-рынка будет выполнять функцию по стимулированию спроса на продукцию радиоэлектронной промышленности.

Александр Понькин уже работал в Министерстве связи и массовых коммуникаций РФ в 2013-2018 гг. в должности заместителя директора департамента инфраструктурных проектов. В апреле 2021 г. он вернулся в министерство в качестве директора нового департамента стимулирования спроса на радиоэлектронную продукцию.

В ответ на вопрос корреспондента ComNews о том, не будет ли Минцифры дублировать полномочия Минпромторга в сфере радиоэлектроники, Александр Понькин сообщил: "Не надо здесь искать подтекст: задача у нас общая, а инструменты - разные". Он также напомнил, что тему развития радиоэлектроники в стране курирует лично председатель правительства РФ Михаил Мишустин.

Александр Понькин рассказал корреспонденту ComNews о первых шагах нового департамента: "У нас начал работу общественный экспертный совет при правкомиссии по использованию радиэлектроники в отраслях экономики, состоящий из основных и крупнейших потребителей. Это точка, в которой консолидируется мнение рынка о направлениях развития потребностей в оборудовании и о развитии его функциональных характеристик". Александр Понькин добавил, что департамент стимулирования спроса на радиоэлектронную продукцию Минцифры уже начал тестирование на стендах у заказчиков образцов российской электронно-компонентной базы.

На прошлой неделе за­мес­ти­тель ми­нис­тра циф­ро­вого раз­ви­тия, свя­зи и мас­со­вых ком­му­ника­ций РФ Олег Иванов ос­во­бож­ден от дол­жнос­ти, и теперь воз­гла­вит на­уч­но-тех­ни­чес­кий центр на ба­зе ФГУП НИИР, в который вой­дут дру­гие под­ве­домс­твен­ные уч­режде­ния ми­нис­терс­тва, за­нимаю­щи­еся ис­сле­дова­ния­ми и производс­твом ра­ди­оэлек­трон­но­го обо­рудо­вания. Кро­ме то­го, зам­ми­нис­тра Мин­цифры наз­на­чен Ан­дрей Заренин, ра­нее за­нимав­ший дол­жность зам­гла­вы ИТ-де­пар­та­мен­та пра­витель­ства.

Эксперт на рынке, пожелавший остаться неназванным, сообщил, что не понимает, что может крыться за понятием стимулирования спроса на радиоэлектронную продукцию. "Если только государство будет давать деньги на покупку "отечественной продукции", которая по факту будет китайской, с переклеенными шильдиками", - предположил он.

Гендиректору Ассоциации операторов телефонной связи (АОТС) Сергею Ефимову создание новых структур внутри министерства, которое пытается расширить функционал, не видится плодотворным. "Опыт работы у Андрея Заренина в "Билайне" не означает приобретение знаний по электронике. С момента окончания работы в "Билайне" техника и технологии продвинулись. Если не было опыта в среде производителей электроники, то стимулировать спрос на электронику, особенно на нашу электронику, сложно. Нужно просто знать среду изнутри, - поясняет Сергей Ефимов. - Ставить вопросы финансирования из бюджета тоже сложно, так как пока не видно самого стремления министерства продвигать новации. Пока все "новации", в основном финансовые, продвигает "Ростелеком" и "большая четверка". Там работают специалисты западной выучки. В конечном счете может получиться просто дорогостоящий эксперимент по приобретению опыта сотрудниками министерства. В последние годы видно, что государство пытается руководить распределением не только бюджетных потоков, но и навязывать операторам направление инвестиций. Когда государство тратит чужие деньги, то чиновникам не жалко, даже если такие траты бессмысленны. Пример - "пакет законов Яровой", который не особенно продвинул стимулирование спроса. Стремление сделать свое отечественное "железо", конечно похвально, но такой способ решения задачи не кажется эффективным. Тем более, что права и интересы бизнеса никак не учитываются. Как видим, уговорами сотовых операторов осваивать безлюдные территории не получается. Создание научно-технического центра при НИИР путь долгий, так как даже когда что-то разработают, это нужно еще произвести. Причем не любой ценой как в ВПК, а осмысленно экономически. При этом пока не просматривается даже намеков на ГЧП (государственно-частное партнерство). Таким образом, нужно определить срок, когда будет оценен результат и привлечь операторов и промышленников для оценки внедряемости предполагаемых инноваций".

Сергей Ефимов отметил, что в этой связке пока человека масштаба Курчатова и Королева не просматривается. "А по сути нужно именно такое масштабное решение. Слабость производственной базы тоже нужно учесть, поэтому было бы полезно привлечь и китайские фирмы для участия в таком проекте. Но то, что кто-то думает о том, что пора вылезать "из колеи" и создавать проекты с учетом реалий России, внушает небольшой оптимизм. Можно пожелать участникам привлекать специалистов из разных отраслей. Задача должна в приоритете ставить не финансовый результат у отдельных операторов от внедрения оборудования 5G, а просчитать эффект вклада в консолидированный бюджет РФ. И перераспределении таких консолидированных доходов для стимулирования участников. Бюджетные инвестиции должны пойти для финансирования исследований и испытаний, компенсации процентов по кредитам для внедрения новых технологий", - уверен Сергей Ефимов.

В конце прошлого года государственная комиссия по радиочастотам (ГКРЧ) решила, что при раз­верты­вании 5G в Рос­сии дол­жно при­менять­ся ис­клю­читель­но оте­чес­твен­ное се­тевое обо­рудо­вание.

Независимый эксперт по рынку мобильных устройств и телекома Вадим Плесский отметил, что сети 5G, построенные вне диапазона C-band (3,5-3,9ГГц), будут исключительно дороги. А также, что коммерческой окупаемости от строительства этих сетей ждать не следует. "Это связано с двумя факторами, - поясняет он. – Во-первых, все имеющееся на рынке оборудование предназначено для использования в диапазоне C-band. И оборудование для использования отличных от этих частот будет ощутимо дороже. Не на проценты, а в разы. Во-вторых, смартфонов и планшетов под диапазон 4,9 ГГц, который предлагается использовать в будущем в России, нет. И маловероятно, что появится доступное по цене массовое оборудование. Причина проста – сетей в таком диапазоне практически нет. Зачем производителям смартфонов и планшетов делать такое оборудование".

Кроме того, по словам Вадима Плесского, имеющиеся программы импортозамещения касаются в первую очередь программного обеспечения (ПО) и частично "железа" для ПК и серверов. "Это массовые рынки. Для разработки отечественного ПО в стране есть ресурсы, и это имеет смысл. И программа импортозамещения касается непосредственно госучреждений и компаний с госучастием. Оборудование для сетей связи – не массовый рынок. И все имеющиеся у нас мобильные операторы – это коммерческие компании. Они не обязаны выполнять программу импортозамещения", - говорит Вадим Плесский.

"Сумма оборудования, закупаемого операторами мобильной связи для развития и обновления сетей, исчисляется миллиардами. Суммарно по всем операторам это свыше 50 млрд руб. в год. Однако это не деньги из бюджета. Вероятно, программа развития производства российского телекоммуникационного оборудования могла бы включать и дотирование операторам перехода на это российское оборудование. Для этого стоимость сопоставимого по качеству, функционалу и надежности оборудования должна быть как минимум в два раза ниже стоимости импортного оборудования. В противном случае процесс перехода на российское оборудование не покроет возможных убытков и издержек от такого перехода, - комментирует Вадим Плесский. - Если исходить из стоимости потребляемого российскими операторами оборудования для сетей мобильной связи в 50 млрд руб., и одинаковой себестоимости по сравнению с зарубежными производителями, то такой вариант субсидирования потребует расходов на уровне 25 млрд руб. Более точные расчеты можно сделать, когда будет информация, какое именно оборудование собираются импортозамещать, и каким образом".

Юлия Мель­ни­кова

Тематики: Регулирование

Ключевые слова: регулирование, Минкомсвязь