Рост на насыщенном рынке

Со­вокуп­ная або­нент­ская ба­за че­тырех рос­сий­ских опе­рато­ров спут­ни­ково­го ТВ дос­тигла 16,5 млн, по дан­ным ис­сле­дова­ния ComNews. Опе­рато­ры про­дол­жа­ют на­ращи­вать ко­личес­тво або­нен­тов, в пер­вую оче­редь в он­лайн-сег­менте, а так­же де­ла­ют став­ку на раз­ви­тие B2B-сер­ви­сов в ин­те­ресах те­лека­налов и ТВ-опе­рато­ров.

Российский рынок спутникового ТВ представлен четырьмя операторами: ПАО "МТС", ООО "НТВ-Плюс", НАО "Национальная спутниковая компания" ("Триколор") и ГК "Орион" ("Телекарта"), каждый из которых продемонстрировал за год разную динамику прироста абонентской базы. Так, по итогам I квартала 2020 года, крупнейший по количеству абонентов, оператор "Триколор" увеличил базу подписчиков по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 0,6% до 12,23 млн. Наиболее высокие темпы прироста абонентов спутникового ТВ продемонстрировала компания МТС, количество подписчиков которой превысило 900 тыс. "НТВ-Плюс" обслуживает свыше 1,1 млн абонентов. А абонентская база ГК "Орион", оказывающей услуги спутникового ТВ под брендом "Телекарта", составила 3,093 млн домохозяйств, сократившись на 2,8%, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

"Развитие DTH-направления в 2019 году как для нас, так для рынка в целом проходило под знаком перехода федерального телевидения на эфирное цифровое вещание. Процесс длился несколько лет и финальный аккорд пришелся на прошлый год, что не могло не повлиять на работу операторов платного ТВ. Масштабная рекламная кампания бесплатного телевидения, сопровождавшая переход на цифровое вещание, спровоцировала оттоку абонентской базы в 2019 году", - объясняет причины стагнации рынка платного ТВ директор по маркетингу ГК "Орион" Дмитрий Жичин. При этом он отметил, что за первое полугодие 2020 года, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, количество новых подключений выросло: более 50 тыс. домохозяйств стали абонентами спутникового ТВ "Телекарта". Представитель оператора связывает рост новых подключений с режимом самоизоляции и ранним началом дачного сезона, подчеркивая однако, что перекрыть отток, который наблюдался в 2019 году не удалось. По мнению Дмитрия Жичина, ожидать существенного роста абонентской базы до конца текущего года не стоит, поскольку экономический спад будет стимулировать пользователей выбирать бесплатный доступ к каналам двух цифровых мультиплексов. "Есть также риск, что большая доля новых абонентов, подключившихся в период самоизоляции по акциям операторов, предоставляющих бесплатный контент, может начать отказываться от платных сервисов. Поэтому основной вектор активностей операторов будет направлен на сохранение абонентской базы, удержание платежеспособных клиентов", - прогнозирует директор по маркетингу ГК "Орион".

Представители МТС - лидера по темпам прироста абонентской базы в сегменте спутникового ТВ - отмечают несколько ключевых для бизнеса факторов. "МТС является единственным оператором в России, предоставляющим услуги во всех средах доставки контента и платного ТВ: кабельное и спутниковое вещание, IPTV и ОТТ. Суммарный объем базы МТС, включая абонентов спутникового, кабельного и IPTV, к концу 2019 года достиг почти четыре миллиона домохозяйств", - сообщили в пресс-службе компании. По итогам 2019 года МТС вошла в тройку крупнейших операторов России по объему абонентской базы платного телевидения (по данным "ТМТ Консалтинг"). На протяжении 2019 года компания демонстрировала наилучшую динамику подключения абонентов и оставалась стабильно растущим оператором на стагнирующем рынке, отмечают в компании. Абонентская база "Домашнего ТВ" МТС выросла за 2019 год на 3,6% до 3 млн домохозяйств, спутникового ТВ – на 28,7% до 853 тыс. домохозяйств. В течение первого полугодия 2020 года абонентская база спутникового ТВ МТС увеличилась еще на 54 тыс. домохозяйств и составила 907 тыс.

"Спутниковое ТВ МТС растет прежде всего за счет баланса выгодной цены и высокого качества: мы предлагаем широкий пакет контента по доступной стоимости. Важным стимулом для новых подключений являются наши конвергентные предложения, которые в последнее полугодие занимают не менее 50% продаж. Премиальный и нишевый контент - "Амедиа", ряд каналов Ultra HD, спортивный контент и киноконтент - у нас выделен в отдельные пакеты, которые обеспечивают расширенные возможности за дополнительную плату. Такой баланс возможностей, цены и контента позволяет привлекать абонентов с разным уровнем запросов и платежеспособности, удовлетворяя интересам всех групп зрителей", - комментирует директор СТВ по стратегии и развитию Алексей Липилин.

Все российские операторы спутникового ТВ нацелены на увеличение количества абонентов в онлайн-среде, для этого они активно развивают OTT-платформы, предлагая мобильным абонентам все более широкий выбор контента. Количество платных пользователей ОТТ-платформы "Триколора" по итогам 2019 года составило 1,2 млн человек. Оператор предлагает своим подписчикам приложения "Триколор Кино и ТВ" и "Онлайн ТВ". Для просмотра в режиме онлайн и через мобильные приложения доступны 180 телеканалов, в том числе 51 HD-телеканал.

Количество установок мобильного приложения "Телекарта Онлайн" (ГК "Орион"), по итогам I квартала текущего года, достигло отметки в 105 тыс. Абонентам доступно 108 телеканалов, включая более 10 телеканалов в HD.

Количество абонентов ОТТ‑платформы "НТВ‑Плюс" во II квартале 2020 года составило 189,8 тыс., что на 93% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом 162,7 тыс. человек являются подписчиками исключительно онлайн-сервиса "НТВ-Плюс.ТВ". Доля пользователей онлайн-телевидения одновременно являющихся и спутниковыми абонентами "НТВ-Плюс" во II квартале текущего года немногим превысила 14%. По состоянию на май 2020 года, мобильное приложение "НТВ-Плюс" пользователи скачали 1,6 млн раз.

Онлайн-аудитории "НТВ-Плюс" в России доступно для просмотра более 220 телеканалов (в том числе 61 HD), за рубежом, в странах бывшего СССР – до 100 телеканалов, а для других стран – 35 телеканалов в онлайн-пакете "Международный".

Комментируя результаты развития ОТТ-платформы "НТВ-Плюс" директор департамента цифровых продуктов "НТВ-Плюс" Константин Смирнов отметил, что в первом полугодии большинство агрегаторов столкнулись со сложностями из-за пандемии - с рынка ушли спортивные трансляции. "Мы, как платформа, которая активно продает спорт, испытали "легкое недомогание". Но нам удалось заместить выпавший на время контент. Мы предложили зрителям пакет VIP, состоящий из премиальных познавательных и киноканалов. Бурный рост подписок свидетельствует, что замещение прошло успешно", - рассказал он. Перерыв в прямых трансляциях компания использовала для расширения функционала и улучшения юзабилити OTT-платформы. "Ведь спортивные события возвращаются, а вместе с ними возвращаются и зрители. И мы хотим, чтобы болельщики, когда они вернутся, были приятно удивлены", - добавил Константин Смирнов.

В рамках ОТТ-сервиса и мобильного приложения "МТС ТВ" пользователям, в том числе не являющимся абонентами оператора, доступно 165 телеканалов (включая 30 HD-телеканалов), а также широкий выбор контента мировых студий и российских онлайн-кинотеатров. Компания намерена предлагать зрителям также собственный видеоконтент. Осенью 2019 года в рамках группы МТС было создано отдельное подразделение "МТС Медиа", которое отвечает за развитие стратегического направления медиа-активов группы и развлекательных продуктов цифровой экосистемы компании.

Еще одним направлением деятельности операторов спутникового ТВ является оказание услуг для телеканалов и ТВ-операторов. К этим сервисам относятся: подъем сигнала на спутник, выпуск телеканала в эфир (playout), создание телеканалов и их дистрибуция в кабельные сети. Активно развивает данное B2B-направление "Орион-Экспресс", компания оказывает услуги подъема сигнала на спутник для 93 телеканалов, услуги playout-комплекса и наземной доставки - для 75 телеканалов. В структуре продуктового портфеля, который "Орион" предлагает телевещателям, на подъем, производство и наземную доставку телеканалов приходится 24%, на дистрибуцию каналов – 6%.

МТС осуществляет подъем сигнала на спутник для 38 телеканалов. Также оператор готов предоставлять коммерческие услуги playout и возможность подготовки круглосуточного эфира телеканалов в облачной платформе на базе дата-центров МТС.

На­талья Смир­но­ва

Тематики: Фиксированная связь, Маркетинг

Ключевые слова: спутниковое телевидение, исследование рынка