Нет ответа: как заставить IT-компании соблюдать закон

Истек срок уплаты штрафа в 4 млн рублей, наложенного на Facebook, за нарушение российского законодательства. Если Twitter пытался обжаловать решение суда, то корпорация Цукерберга просто проигнорировала предписание местных властей. При этом штрафы в адрес IT-компаний не являются чем-то из ряда вон выходящим – напротив, по законам ЕС и США техгиганты вынуждены выплачивать куда большие суммы, чем те, что требуют в России. Какие крупнейшие штрафы были наложены на резидентов Кремниевой долины в разных странах мира, и почему Facebook не торопиться соблюдать требования Роскомнадзора – в материале «Газеты.Ru».

Большие компании – большие штрафы

IT-гиганты нередко становятся участниками судебных разбирательств из-за нарушения в сфере защиты персональных данных или антимонопольного законодательства. При этом штрафы, которые им приходится выплачивать, соответствуют их капитализации – даже для компаний-миллиардеров такие денежные санкции являются ощутимыми.

Можно вспомнить решение Еврокомиссии 2016 года, когда Apple обязали выплатить Ирландии €13 млрд за неоправданные налоговые льготы, полученные компанией. При этом у «яблока» так и не получилось оспорить штраф, и компания из Купертино уже выплатила первый взнос в пользу европейской страны.

В прошлом году Европейская комиссия установила, что Google злоупотребила своим доминирующим положением на рынке онлайн-рекламы, тем самым нарушив законы о конкуренции. Теперь IT-гиганту придется выплатить штраф в размере $1,7 млрд. Этот штраф от Еврокомиссии в отношении Google стал третьим за два года. В июле 2018 года Брюссель оштрафовал компанию на $5 млрд за «антиконкурентные практики», связанные с операционной системой Android, которая принадлежит компании.

Ранее в 2017 году Google получил ещё один штраф от европейцев – согласно расследованию, которое велось семь лет, компания злоупотребляла своим положением, продвигая собственный сервис с покупками. Суд постановил, что это грубое нарушение антимонопольного законодательства должно повлечь штраф в размере $2,7 млрд.

Претензии к Google есть не только у Европейской комиссии, но и у местных регуляторов стран ЕС. Так, в январе прошлого года Франция оштрафовала Google на €50 млн из-за нарушения правил приватности своих пользователей.

В 2019 году крупным штрафом «обзавелась» и компания Facebook – корпорация Марка Цукерберга была наказана Федеральной торговой комиссией (FTC) США на $5 млрд за халатность в деле Cambridge Analytica, приведшую к утечке данных 87 млн пользователей.

«Штраф в $5 млрд для Facebook является крупнейшим из когда-либо наложенных на компанию в связи с нарушением приватности пользователей. Он почти в 20 раз больше, чем самый большой штраф за нарушение частной жизни или безопасности данных, когда-либо примененный в мире», – заявили в FTC.

Впрочем, некоторые эксперты утверждают, что назначенная FTC сумма эквивалентна месячной выручке компании, а значит Facebook практически не пострадал за серьезное нарушение закона.

Недовольны Facebook и в России – в этом году социальная сеть, а также платформа Twitter были оштрафованы на 4 млн руб. каждая по ч. 8 статьи 13.11 КоАП «Нарушение законодательства Российской Федерации в области персональных данных». Сообщается, что обе компании не выполнили требование закона о локализации данных россиян на территории РФ, а также не предоставили сведений о том, что данные российских пользователей соцсетей расположены на серверах, физически находящихся в России.

При этом, если Twitter пытался оспорить штраф, Facebook полностью проигнорировал предписания российского суда. Известно, что срок уплаты штрафа уже истек. В прошлом году социальную сеть Цукерберга уже штрафовали за это же нарушение на более скромную сумму в 3 тыс. руб. – она также не была оплачена.

Учитывая, что для Facebook незначительными являются даже «рекордные» для FTC $5 млрд, маловероятно, что 4 млн руб. каким-то образом изменят отношение компании, заставив ее соблюдать российское законодательство. Несмотря на то, что штрафы для IT-компаний были многократно увеличены в прошлом году, даже максимальные до 18 млн руб. за повторное нарушение вряд ли заставят Цукерберга обратить внимание на российское законодательство. При этом размер штрафа не обесценивает самого закона, а потому государство должно найти способ обязать зарубежные компании уважать его.

Меры воздействия

Нежелание иностранных компаний исполнять российское законодательство, но при этом продолжать работу на территории России вызывает ряд вопросов. По мнению главного аналитика Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) Карена Казаряна, техгиганты вроде Facebook не реагируют на российские штрафы, потому что сумма, которую нужно выплатить за нарушение гораздо меньше тех затрат, которые потребуются на исполнение законодательства.

Как отмечает директор Института проблем правового регулирования ВШЭ Анна Дупан, зарубежные IT-компании игнорируют решения российских судов по нескольким причинам. Вероятно, эти компании надеются, что ситуация как-то сама «рассосется», и государство не рискнет применять к ним жесткие меры. Кроме того, даже в самом худшем случае, который повлечет за собой блокировку, Россия как рынок не представляет для этих компаний особого интереса.

Нельзя не заметить, что штрафы в России и штрафы в США или Европейском союзе за аналогичные проступки существенно отличаются по размеру. На первый взгляд кажется, что зарубежные власти гораздо более строги к нарушителям, чем российские. Тем не менее, создается впечатление, что увеличение штрафов в России могло бы изменить ситуацию к лучшему.

«На самом деле, подобные штрафы, равно как и штрафы за нарушение антимонопольного законодательства, это, по сути, единственная возможность заставить крупные компании каким-то образом делиться доходом, потому что цифровые налоги только начали внедряться, и пока непонятно, как именно они будут применены. Кроме того, штрафы должны быть сопоставимы с теми затратами, которые компания несет на выполнения требований законодательства», – пояснила Дупан.

Однако, по словам собеседницы «Газеты.Ru», увеличение штрафов в России вряд ли заставит зарубежные компании соблюдать законы.

«Сколько штрафы не увеличивай, вопрос в том, как они [компании] будут исполнять требования. Пока штрафы были относительно небольшие, иностранные компании предпочитали их игнорировать. Сейчас установили более весомые для них денежные санкции, и, наверное, включился некий принципиальный момент, когда они вынуждены решать – исполнять им требования суда или нет. На мой взгляд, увеличение штрафов не приведет к тому, что компании начнут их выплачивать», – заключила Анна Дупан.

Председатель комиссии по правовому обеспечению цифровой экономики московского отделения Ассоциации юристов России Александр Журавлев в беседе с «Газетой.Ru» отметил, что вся ситуация со штрафами в отношении Facebook и Twitter является «непростой».

«Штраф, который накладывается непосредственно на нарушившее закон лицо, носит публично-правовой характер. Это значит, что это административный штраф, который идет в доход государства. На сегодняшний день механизмов принудительного исполнения таких решений практически нет, в отличие от гражданско-правовых споров. В международном праве публично-правовая система является недостаточно развитой в части исполнения актов, которые исходят от государства. Это не касается США, где существует большое количество политических и юридических рычагов, чтобы осуществлять некое давление. Во всех остальных случаях такие штрафы достаточно тяжело исполнимы», – считает Журавлев.

Эксперт добавил, то если говорить о правовом механизме, то на сегодняшний день применение и исполнение таких штрафов предполагает необходимость наличия на определенной территории представительства или филиала нарушившего закон юридического лица. Если говорить о Twitter или Facebook, то у этих компаний нет официальных представительств в России, что также осложняет какие-либо санкции в их отношении.

Собеседник «Газеты.Ru» согласился с тем, что размер штрафов в России, а также США и странах Европы сегодня несопоставим.

«Это можно объяснить следующим образом. Если провести аналогию с Европой, где действует GDPR [Общий регламент по защите данных], то нужно обратить внимание на уровень экономического развития стран ЕС – он гораздо выше, чем в РФ, в плане доходов населения и в плане доходов компаний. Второй аспект, который тоже имеет значение, это сама система регулирования вопросов, связанных с данными. В России действует 152 Федеральный закон [№ 152-ФЗ «О персональных данных»], а также подзаконные акты, которые являются достаточными старыми. Я бы сказал, что они требуют переработки. В Европе же законодательство, регулирующее персональные данные, принято относительно недавно. Мне кажется, что если в текущих условиях рассмотреть возможность перезагрузки нашего закона о персональных данных, то тогда можно было бы и поднять штрафы, которые существуют на сегодняшний день», – подытожил Журавлев.

Маргарита Герасюкова

Тематики: Регулирование, Web

Ключевые слова: регулирование, Роскомнадзор, Facebook в России