Все онлайн: как коронавирус помог цифровизации

События последних месяцев, связанные со стремительным распространением коронавируса, заставили многих бизнесменов сменить приоритеты. Даже компании, традиционно предоставлявшие услуги в режиме оффлайн, постарались адаптировать свои сервисы под условия новой реальности. Несмотря на губительное влияние пандемии на мировую экономику, для ее цифровой составляющей вирус, возможно, станет скорее плюсом, чем минусом.

Цифровизация как драйвер экономики

В эту поразительную эпоху, когда значительная часть мира находится на карантине или в добровольной самоизоляции, цифровые сервисы приобрели исключительное значение. Интернет дает возможность продолжать работать, заниматься спортом, обеспечивать себя едой и другими товарами первой необходимости, общаться и отдыхать.

«Думаю, что в декабре 2019 года никто бы мне не поверил, что без интернета не прожить, а теперь согласятся все. В эпоху пандемии и пользователи, и государство, и бизнес объединились, чтобы сохранить достижения, выйти из этой ситуации достойно и ничего не потерять», — говорил глава РОЦИТ Сергей Гребенников, поздравляя Рунет с 26-м днем рождения.

Чтобы поддержать людей, оказавшихся запертыми в своих домах, Минкомсвязи и АНО «Цифровая экономика» 23 марта запустили портал «Все.онлайн». На момент запуска сайта в каталоге было представлено свыше 60 цифровых сервисов. За две недели количество сервисов увеличилось почти в шесть раз – как сообщает пресс-служба министерства со ссылкой на замминистра Максима Паршина, к 7 апреля их количество превысило 370 единиц.

В каталог входят продукты для учебы, работы, отдыха и развлечений. На сайте «Все.онлайн» информация о сервисах сгруппирована по различным типам потребностей и жизненным ситуациям – от заказа еды и продуктов питания до обучения и получения медицинских консультаций онлайн.

Цифровизация затронула и те сферы жизни, где до этого уверенно лидировал оффлайн-формат. Так, существенно расширился перечень государственных услуг, доступных в Сети, а некоторые организации, например, «Почта России», напомнили своим клиентам о наличии у них не только привычных, но и цифровых сервисов.

Компания уже несколько лет работает над развитием своего цифрового потенциала – услуги онлайн доступны как на сайте pochta.ru, так и в мобильном приложении. Скачав на свой смартфон приложение, вы сможете, например, оформлять и оплачивать отправку посылок онлайн, чтобы не тратить лишнее время в отделении почтовой связи или же получать посылки в ускоренном порядке по Push-коду, без паспорта и заполнения бумажных извещений. Доступна и опция оформления доставки посылки весом до 31 кг на дом курьером или почтальоном.

«Почта России действительно меняется. Все больше почтовых услуг теперь доступны клиентам в электронном виде. Например, посетителям больше не приходится заполнять бумажные формы, не требуется каждый раз предъявлять паспорт при получении посылки, купленной в интернет-магазине. При этом клиенты получили возможность получать посылки и отправления домой. По-моему, это правильное направление развития своих сервисов», – считает президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Артем Соколов.

Еще один государственный проект, призванный облегчить домашний режим для россиян – это портал «Доступ всем». На нем собраны все акции и предложения от ведущих российских компаний, доступные онлайн – будь то просмотр фильмов за символическую плату или доставка продуктов на дом с существенной скидкой.

Инициативу уже поддержали десятки организаций из самых разных сфер деятельности. Так, большинство театров и концертных залов (в том числе Большой и Мариинский театры) организуют бесплатные трансляции своих представлений; Okko, Кинопоиск, ТНТ-Премьер и другие онлайн-кинотеатры предоставляют возможность месячной подписки за рубль; активно развиваются сервисы доставки еды – «Сбермаркет», «Утконос», «Яндекс.Лавка» и другие.

Доставка всего и всем

Особого внимания, несомненно, заслуживает один из наиболее востребованных видов цифровых сервисов – доставка товаров на дом.

Портал «Будущее России. Национальные проекты» писал, что «СберМаркет» зафиксировал рост продаж круп и макаронных изделий за неделю в два раза, консервов и солений - на 79%. Кроме того, в число самых популярных товаров в заказе входят картофель, бананы, сахар, молоко и яйца, рассказывал порталу коммерческий директор «Утконос онлайн» Михаил Толоконников. Примечательно, что россияне стали активнее покупать и товары для домашнего досуга - продажи наборов для творчества и книг выросли на 120%, а настольных игр - на 80%, отметили порталу в пресс-службе Ozon.

Однако все эти товары мало просто продать – их нужно еще и доставить, а с этим наблюдаются проблемы. Опрос жителей 190 населенных пунктов, проведенный центром городских компетенций Агентства стратегических инициатив (АСИ), показал, что службы доставки пусть с увеличенными интервалами, но справляются с заказами только в крупных городах.

Сложная ситуация с доставкой продуктов питания и товаров первой необходимости в Магадане, Нальчике и Чегдомыне (70% респондентов поставили неудовлетворительные оценки). Лучше всего дистанционные сервисы работают в Санкт-Петербурге, Тюмени, Москве и Уфе, отметили исследователи. Худшие показатели по доступности повседневных товаров и услуг в своем районе отметили жители Новочеркасска, Владивостока, Красноярска и Петропавловска-Камчатского. Лучшими городами по этому показателю стали Ульяновск, Сургут (86% респондентов удовлетворены доступностью товаров и услуг), Санкт-Петербург и Саранск (80%).

Решение проблемы с нехваткой курьеров или недоступностью сервисов доставки в ряде городов может предложить «Почта России» - для поддержки малого и среднего бизнеса компания сократила сроки доставки посылок по более чем 136 тысячам направлений.

Кроме того, почтовый оператор разработал для интернет-магазинов бизнес-решение, которое позволяет ускоренно подключиться к электронному сервису otpravka.pochta.ru по договору-оферте. «Упрощенная процедура заключения договора в цифровом виде позволит интернет-магазинам снизить временные затраты и быстро перейти к массовой отправке посылок своим покупателям, оперативно адаптируясь к новым реалиям рынка», - отмечалось в заявлении Почты России.

«В условиях пандемии федеральный почтовый оператор поддерживает отечественные компании, работающие в сфере электронной торговли. Это важно», - считает председатель Комиссии по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций Общественной палаты РФ Александр Малькевич. «При этом, в малых населенных пунктах отделения почтовой связи – это часто единственные места, где можно приобрести продукты питания и товары первой необходимости», - добавляет Малькевич.

Отметим также, что оснащенные мобильными почтово-кассовыми терминалами сотрудники Почты могут на дому принимать у граждан платежи за услуги ЖКХ и связи, оформлять страховку, помогать оплачивать кредиты.

«Надо учитывать, что национальный почтовый оператор играет важную социальную роль и обеспечивает доставку пенсий и прочих социальных выплат населению. В условиях самоизоляции и прочих ограничительных мер четкая работа «Почты России» поддерживает социальную стабильность», – считает президент фонд «Петербургская политика» Михаил Виноградов.

Директор РАЭК Сергей Плуготаренко в своем заявлении, приуроченном к дню рождения Рунета, отметил рост числа и качества цифровых сервисов, направленных на нормализацию жизни тех, кто лишен привычного рода деятельности, а также оффлайн-коммуникаций.

«Мы еще раз убедились, что в России есть большое количество собственных онлайн-сервисов - мощных, конкурентных, эффективных. Кроме того, в эти дни и большинство офлайн-компаний, игроков традиционных рынков цифровизируют свои услуги небывалыми темпами, переводят деятельность в онлайн и вступают в коллаборацию с интернет-игроками. Все это вместе демонстрирует не только социальную миссию цифровой среды, но и является масштабной работой на пользователя, гражданина», — подчеркнул он.

Антон Тимофеев

Тематики: Регулирование, Web

Ключевые слова: электронная торговля, Цифровая экономика