Билайн и Лиза Алерт ищут людей с помощью ИИ

Разработки Билайн в области машинного зрения и искусственного интеллекта помогут поисково-спасательному отряду «Лиза Алерт» ускорить поиски пропавших людей. Использование дронов для фотографирования местности и нейросети для постобработки сэкономит ресурсы спасателей.

Поисково-спасательный отряд «Лиза Алерт» и Билайн строят систему поиска пропавших людей с 2012 года. Билайн помогает Лиза Алерт, обрабатывая в своих центрах обработки данных фотографии с беспилотных летательных аппаратов «Лиза Алерт». Для обрабтки собранных данных используются технологии технологий искусственного интеллекта.

Решение «Beeline AI - Поиск людей»

9 августа 2019 года Билайн представил решение «Beeline AI - Поиск людей». Поисково-спасательный отря «Лиза Алерт» запускает в воздух дронов в местах, где  предположительно потерялись людей. Беспилотные летательные аппараты осуществляют полет как под управлением оператора, так и в автономном режиме. Собранные фотоснимки местности требуют обработки, в ручном или автоматическом режиме. Решение от Билайн позволяет ускорить процесс обработки, заранее отсеять фото, где не встречаются люди. 

По оценкам Билайн и «Лиза Алерт», такая технология позволяет в 2,5 раза сократить время на просмотр и сортировку фотоснимков. В дальнейшем технология будет совершенствоваться.  На настоящий момент она находится в тестовом режиме, осуществляется поверка точности алгоритмов и полученных с помощью ИИ результатов.

Отряд «Лиза Алерт» начал применять дроны для поиска людей с 2018 года. Поисковых операции проводятся в лесах и на промышленных территориях городов. В России ежегодно теряется 120000 человек. Применение БЛА и технологий ИИ позволит увеличить количество найденных и спасенных людей.

Конкретные результаты работы можно оценить по началу грибного сезона 2019 года. Чаще всего, по Григория Сергеева, председателя ПСО «Лиза Алерт», теряются именно грибники. Люди, отправляющиеся в лес, зачастую теряются, остаются без связи, и не могут самостоятельно найти дорогу домой. Как правило, это пожилые люди. Только в июле 2019 года в «Лиза Алерт» поступило 1083 "заявки на лес". В ПСО работает специальная группа «Лес на связи».

Григорий Сергеев, председатель ПСО «Лиза Алерт»

На данный момент с помощью дронов каждую неделю находится 1 человек. Использование искусственного интелелкта и нейросетей позволит ускорить процесс и улучшить результаты.

Использование БЛА позволяет «получить картинку» из труднодоступных мест, куда пешие поисковики будут добираться иногда по 2-3 часа. Это лесные чащи и болота, места с большим количеством бурелома.

Как раньше осуществлялся поиск?

Анализ снимков в ПСО «Лиза Алерт» осуществлялся ранее с помощью волонтеров. Обработка большого количества снимков требует значительного ичсла усилий. В процессе длительного просмотра снимков «глаз замыливается», и человек может пропустить некоторые детали или артефакты. Помочь отряду могут люди, которые находятся дома или в офисе. Однако современные компьютеры с помощью нейросетей могут осуществить первичную обработку данных значительно быстрее.

В среднем за один день поисковый отряд получает около 2500 фотографий. При ручной проверке фото группа из 30 человек затрачивает на анализ от 5 до 7 часов. Скорость зависитт воо много от квалификации и внимательности людей, просматривающих фотографии. При использовании решения «Beeline AI - Поиск людей» время на анализ одной фотографии составляет не более 3 секунд. В результате общее время обработки, с учетом необходимости проверки снимков человеком, сокращается до 1-2,5 часов. 

Обучение нейросети осуществлялось на датасете, собранном ранее «Лиза Алерт», и других источниках. Всего на начальном этапе было обработано около 15 млн снимков. Для улучшения датасета спасатели «Лиза Алерт» располагались на местности в позах, характерных для людей, попавших в беду. Снимки делали на разных характерах местности. От количества и качества фотографий в значительной степени зависит итоговый результат обучения ИИ. По мере обучения нейросети и обогащения датасета скорость обработки и точность полученных результатов будут увеличиваться.

Поиск людей и регуляторика рынка мобильной связи

По словам Джорджа Хелда, вице-президента по развитию цифрового и нового бизнеса ПАО «ВымпелКом», пропавшие люди - это проблема оператора.

"Мы хотим быть частью проблем наших абонентов, быть плечом на которое можно опереться"

К сожалению, регуляторика не позволяет на данный момент помочь. При пропаже человека родственники или знакомые должны составить заявление в полицию. Полиция может отправить запрос на поиск мобильному оператору только после сбора всех необходимых документов. На это теряется драгоценное время.

Джордж Хелд, вице-президент по развитию цифрового и нового бизнеса ПАО «ВымпелКом»

Особенности решения «Beeline AI - Поиск людей»

Основной задачей «Beeline AI - Поиск людей» является сортировка «пустых» и неинформативных фотографий. Система принимает решение, есть ли человек или каике-то его элементы (рука, голова и т.п.) на фото. Также отдельно отмечаются артефакты, фрагменты изображения, по которым нельзя однозначно принять решение. Группа анализа фото с местности может сфокусироваться на просмотре потенциально результативных снимков. Нейросеть способна обучаться , и фильтровать картинки с высоким уровнем «визуального шума», таким как деревья, природный ландшафт, сумерки.

Для обработки данных используются технологии сверточных нейронных сетей.

Первичные тесты совместно с «Лиза Алерт» показали, что точность модели на тестовых изображениях приближается к 98%. Потенциально «машинный интеллект» способен находить людей в различных местах проведения поисковых операций –болотах, полях, городах. Алгоритм способен адаптироваться к различным рельефам местности и погодным условиям. И потенциально может распознавать нестандартное положение тела в пространстве. Система может осуществлять поиск по снимкам с высоты 30-40 метров. Также возможна обработка снимков с высоты полета 100 метров.

Офлайн и онлайн решение по поиску людей

Решение Билайн для ПСО «Лиза Алерт» доступно в двух вариантах. Это онлайн-сервис с возможностью передавать данные в облачное хранилище BeeCloud, и офлайн решение. Оффлайн-решение устанавливается на компьютере поисковой группы, занимающейся поисками непосредственно на местности.

Для онлайн-решения необходима загрузка фото в облачное хранилище BeeCloud. Для загрузки требуются высокие скорости передачи данных мобильной сети. Одна фотография занимает в среднем около 20МБ. Умножаем эту цифру на 2500 снимков, и получаем общий объем передаваемой информации.

Билайн заявляет, что проводит поэтапную модернизацию своей сети. Внедрение технологий 5G позволит повысить в будущем скорость передаваемых данных. Решение по поиску людей масштабируемо, благодаря применению облачных вычислений. При осуществлении поиска пропавших людей у спасателей есть минуты, , а не дни. Технологии облачных вычислений и ИИ позволяют многократно ускорить процесс и выйти на новый уровень в успешности поисков.

Автор: Александр Абрамов.

Тематики: Мобильная связь

Ключевые слова: Билайн, ВымпелКом, Искусственный интеллект