Операторы КТВ грозят стать пиратами

Меморандум о борьбе с пиратским видеоконтентом, который в ноябре 2018 г. подписали крупнейшие российские интернет-компании и правообладатели, угрожает обратным эффектом - ростом объемов пиратского видеоконтента. Причем в пиратов угрожают превратиться операторы кабельного телевидения (КТВ).

На открывающей сессии выставки CSTB 29 января 2019 г. президент Ассоциации кабельного телевидения России (АКТР) Юрий Припачкин заявил, что малые и средние операторы кабельного телевидения, под натиском крупных конкурентов и из-за нарастающей монополизации рынка платного ТВ, будут отказываться от лицензий на кабельное вещание и довольствоваться лицензией на телематические услуги. Последняя позволяет им не заботиться о лицензионной чистоте контента в сетях, а изображать из себя "трубу" для его передачи, приравняв себя к интернет-провайдерам.

Напомним, что 1 ноября 2018 г. с подачи Роскомнадзора меморандум о совместной борьбе с пиратством подписали крупнейшие российские интернет-компании ("Яндекс", Mail.Ru Group, Rambler) и правообладатели ("Газпром-медиа", "Национальная медиа группа", Первый канал, ВГТРК, "СТС Медиа", Ассоциация продюсеров кино и телевидения, ассоциация "Интернет-видео", видеоплатформа "Руформ"). Этому предшествовал скандал между "Яндексом" и "Газпром медиа холдингом": последний потребовал у поисковика удалить из списка выдачи пиратские копии четырех сериалов и шоу, принадлежащих нескольким телеканалам холдинга.

Выступая вчера на CSTB, коммерческий директор ООО "Яндекс" Леонид Савков подчеркнул, что подписание меморандума 1 ноября прошлого года стало только первым шагом. "В этом большом деле не может быть исключений: если, например, несколько больших игроков борются за чистоту контента, а один этого не делает, то клиенты пойдут к этому последнему", - заявил он. Леонид Савков призвал всех участников ТВ-рынка подавать заявки в Роскомнадзор, внося в реестр все случаи незаконного потребления контента. Он добавил, что "Яндекс" блокирует в поисковой выдаче все ресурсы, попавшие в реестр. В ответ на вопрос телеведущей Яны Чуриковой о том, можно ли найти пиратский контент при поиске через Google, коммерческий директор "Яндекса" заявил: "Вот я и говорю, что все должны объединиться!"

Но операторы не спешат присоединяться к этому меморандуму и не разделяют оптимизма его подписантов. "Если возникает перекос на рынке, то он не изменится. Просто движение одних игроков приведет к движению других", - сказал Юрий Припачкин. В беседе с корреспондентом ComNews он добавил, что компании, подписавшие ноябрьский меморандум, не сделали главного - не создали всю цепочку отношений на ТВ-рынке. "Нам нужно "вырастить" новые деньги в сегменте платного телевидения, а не поделить существующие, - подчеркнул глава АКТР. - Странная система разделения на вещателей и операторов этому не способствует".

Заместитель председателя совета директоров АО "ЭР-Телеком Холдинг" Андрей Семериков заметил корреспонденту ComNews, что участники рынка не смогут говорить на одном языке до тех пор, пока у интернет-компаний будут рекламные деньги, а у операторов - деньги от абонентов.

Генеральный директор ООО "Сигнал Медиа" Михаил Ковальчук видит большой риск в том, что интернет-компании вышли на рынок контента. "Mail.Ru и "Яндекс" предлагают нам зарабатывать исключительно на рекламной модели. Только у "Яндекса" - более 70 млн пользователей, и если все они сменят привычку медиапотребления, то назад мы ее уже не вернем, - рассуждает Михаил Ковальчук. - При этом "Яндекс", анализируя поисковые запросы, знает потребителя лучше, чем любой оператор, а Mail.Ru Group делает то же самое на базе подконтрольных социальных сетей. И операторам платного ТВ скоро ничего не останется".

Юрий Припачкин уточнил, что ему пока не известно о случаях отказа операторов Pay TV от лицензий на кабельное вещание, но он видит большую вероятность этого в ближайшем будущем. При этом генеральный директор ООО "ОрдерКом" Дмитрий Галушко сообщил корреспонденту ComNews, что ему известно уже о нескольких случаях отказа от "кабельной" лицензии и уже были прецеденты обращения правообладателей в Роскомнадзор с просьбой призвать к порядку оператора Pay TV с пиратским контентом, на которые надзорный орган отвечал, что не может этого сделать, так как компания работает на основании телематической лицензии.

Директор по контентной политике ПАО "Ростелеком" Александр Косарим призвал не драматизировать ситуацию. По его мнению, если операторы КТВ и будут отказываться от кабельной лицензии, переходя к работе по лицензии на телематику, то это будут единичные случаи и преимущественно с теми, кто и прежде грешил пиратским контентом. "Даже если предположить, что это станет массовым явлением и, как следствие, крупные операторы начнут терять доходы, "Ростелеком" и другие крупные законопослушные налогоплательщики найдут легальный способ противостояния", - уверен Александр Косарим.

Исполнительный директор Объединения альтернативных операторов связи (ОАОС) из Петербурга Алексей Леонтьев убежден, что кабельные операторы не станут отказываться от лицензий в пользу телематики, так как они освобождены от обязанности хранить трафик по закону Яровой - тогда как лицензия на телематические услуги заставит их тратить огромные деньги на хранение контента. "Многие операторы КТВ вошли в дома по антенному кабелю, и их услуги включены в счет за жилищно-коммунальные услуги", - привел еще один аргумент в пользу сохранения "кабельной" лицензии Алексей Леонтьев.

Леонид Коник

Тематики: Фиксированная связь, Регулирование

Ключевые слова: кабельное телевидение, авторское право