Номинанты на поставки сетевого оборудования сотовой связи 3G в Россию: 7,5 млрд долл уходят к…

Все слова сказаны и ориентиры намечены. Сейчас из высказываний основных участников рынка стало примерно понятно, во что обойдется строительство сотовых сетей третьего поколения /3G/ в России. Как и прогнозировал ПРАЙМ-ТАСС полгода назад, каждому из трех держателей лицензий на услуги 3G на это понадобится около 2,5 млрд долл. Осталось узнать, кому из производителей оборудования достанутся эти деньги.

Что касается самих денег, то ПРАЙМ-ТАСС осенью 2006 г сделал такие оценки.

Учитывая, что лицензии на 3G стандарта UMTS в России получат, скорее всего, представители сотовой "большой тройки", нужно прогнозировать их инвестиции в 3G с учетом использования возможностей существующих сетей GSM.

При такой оценке размер инвестиций одного оператора в строительство сети 3G в Москве должен составить около 200 млн долл.

Инвестиции одного сотового оператора в построение сетей 3G в Москве, Санкт-Петербурге и еще десяти крупнейших российских городах с населением около 1 млн человек в каждом могут в совокупности составить от 800 млн до 1 млрд долл. Причем, это следует читать, как "не менее".

Развертывание сети 3G во всех центрах субъектов федерации потребует от оператора инвестиций не менее, чем 2,5 млрд долл.

Такие оценки подтвердили участники рынка – потенциальные игроки на поле 3G.

Как заявил в марте президент ОАО "Мобильные ТелеСистемы" (MTSS) /МТС/ Леонид Меламед, в течение ближайших 5-ти лет инвестиции российских операторов в строительство сетей сотовой связи 3G составят коло 7,4 млрд долл. Если считать, что затраты всех трех участников будут примерно равны, то на каждого приходится около 2,47 млрд долл.

Как мы видим, наша оценка оказалась достаточно точной.

В том числе, на первом этапе строительства сетей в 2007-2008 гг – то есть, в Москве, ведущие сотовые операторы планируют вложить в развитие 3G около 150-200 млн долл в год каждый.

Т ак, Л.Меламед сказал, что МТС увеличит в 2007 г капитальные затраты до более 2 млрд долл в случае получения лицензии на услуги сотовой связи 3G. Без учета расходов на развертывание сети 3G, МТС планировала капитальные затраты в 2007 г на уровне около 1,8 млрд долл.

По заявлению генерального директора ОАО "ВымпелКом" (VIMP) /"Билайн"/ Александра Изосимова, компания инвестирует в 2007-2008 гг 300-350 млн долл в развертывание сетей 3G в случае получения соответствующей лицензии. Причем, по его словам, в эту сумму входят только затраты на приобретение инфраструктурного оборудования и строительства сетей, не включая расходы на высвобождение необходимого радиочастотного спектра в диапазоне 2,1 ГГц.

Таким образом, оценки затрат ан 3G руководителями крупнейших сотовых компаний примерно одинаковы и близки к нашим прогнозам.

Кто же будет поставлять оборудование для сетей 3G в России?

Ответ прост, и дать его можно незамедлительно.

Основными поставщиками оборудования для сетей 3G в России будут компании Siemens, Nokia, Alcatel, Ericsson и Huawei. Разумеется, первые три из них будут представлены вновь образованными совместными предприятиями Nokia Siemens Networks и Alcatel-Lucent. Соответственно, Ericsson и Huawei будут выступать сами по себе.

Несколько слов в обоснование этого утверждения.

Компании Siemens, Nokia, Ericsson и Huawei – основные поставщики оборудования для сотовых сетей третьего поколения стандарта WCDMA/UMTS в мире.

По оценкам экспертов, в 2004-2005 гг на мировом рынке сетевого оборудования UMTS по объему заключенных контрактов в денежном выражении Ericsson занимал 26,6 проц, Nokia 21,1 проц, Siemens 18,3 проц, Huawei 12,8 проц, Nortel 6,4 проц, другие компании 14,7 проц.

После того, как Alcatel в декабре 2006 г завершила сделку по приобретению бизнеса Nortel по производству оборудования для сетей UMTS, объединенная Alcatel-Lucent, естественно, займет место Nortel в этом перечне.

С другой стороны, все эти компании давно работают на российском рынке оборудования для сетей связи и имеют большой опыт сотрудничества с российскими операторами. При этом все перечисленные компании занимают не сильно отличающиеся друг от друга доли российского рынка. Так, по оценке Федеральной антимонопольной службы /ФАС/ суммарная доля Nokia Siemens Networks на российском рынке оборудования для мобильных сетей в 2006 г составила 33 проц. Основными конкурентами компании Nokia Corp на вышеуказанном рынке останутся, компания Ericsson с долей 22,5 проц, и компания Alcatel-Lucent с долей около 20 проц.

Суммарная доля Nokia Siemens Networks на российском рынке оборудования для стационарных сетей – 19 проц. Основными конкурентами на данном рынке являются Alcatel-Lucent с долей 22 проц и Huawei – 15 проц.

Так что определить основных поставщиков оборудования для сетей 3G в России не так уж сложно.

В заключение несколько усложним задачу, и попробуем спрогнозировать, какие компании будут поставлять оборудование 3G для каждого из главных претендентов на эти лицензии.

Здесь, на наш взгляд, при примерно равном опыте работы всех рассматриваемых поставщиков в сфере сетевого оборудования UMTS, одним из решающих факторов может стать их опыт сотрудничества с конкретным российским оператором связи.

С учетом этого фактора и на основании имеющихся у ПРАЙМ-ТАСС данных на этот счет, представим следующий прогноз выбора операторами "большой тройки" поставщиков оборудования для сетей 3G.

МТС, вероятнее всего, выберет поставщиками Nokia Siemens и Huawei или Alcatel-Lucent.

"Вымпелком", вероятно, определит в качестве поставщиков Ericsson и Huawei или Alcatel-Lucent.

"МегаФон" выберет Nokia Siemens и Ericsson или Huawei.

Возможно, на первых этапах поставщиком каждого из операторов будет какая-то одна компания. В любом случае, компании, упомянутые нами для каждого из операторов первыми, имеют на наш взгляд, наибольшие шансы стать первыми поставщиками сетевого оборудования 3G для соответствующего оператора.

Посмотрим. Ждать осталось недолго. МТС может объявить поставщика для первого этапа развертывания сети 3G уже на этой неделе. А "ВымпелКом" намеревался сделать это одновременно с объявлением финансовых итогов за 2006 г, которое ожидается 12 апреля.

Игорь Агапов, Наталья Смирнова

Тематики: Мобильная связь, Маркетинг, Оборудование, Регулирование, Финансы

Ключевые слова: