Выбор 35%

Лишь около 35% российских абонентов самостоятельно определились с выбором тарифного плана на местную телефонную связь - таковы первые итоги кампании по введению различных тарифных планов, проведенной ОАО "Связьинвест". По данным холдинга, 45% абонентов из числа тех, кому была предоставлена такая возможность, переведены на повременные тарифные планы, 38% - на безлимитные, 12% - на комбинированные и 5% - на дополнительные тарифные планы. В то же время, лишь 62% населения России имели техническую возможность выбрать тариф и лишь 56% из них пожелали определиться с выбором.

На расширенном заседании коллегии Мининформсвязи, подводя основные итоги тарифной политики 2006 г., исполнительный директор компании - директор департамента стратегического развития ОАО "Связьинвест" Станислав Авдиянц сообщил, что 56% абонентов, имеющих такую возможность, осуществили выбор тарифного плана. Причем, 58% абонентов МРК "Связьинвеста" отдали предпочтение повременной системе оплаты, 22% - комбинированной, 12% - безлимитной (абонентской), 8% предпочли дополнительные тарифные планы (которые ввели "Северо-Западный Телеком" и "СибирьТелеком"). Абоненты, не определившиеся в своих предпочтениях, были автоматически переведены на те тарифные планы, которыми пользовались до 1 февраля (в подавляющем большинстве случаев - безлимитные). В результате, 45% абонентов имеющих техническую возможность выбора тарифного плана, переведены на повременные тарифные планы, 38% - на безлимитные, 12% - на комбинированные и 5% - на дополнительные тарифные планы.

Любопытно, что 38% абонентов компаний, входящих в "Связьинвест", не имеют технической возможности выбора тарифного плана. По уверению директора департамента стратегического развития "Связьинвеста" Станислава Авдиянца, это связано с отсутствием биллинговых возможностей и аппаратуры повременного учета телефонных соединений (АПУС). Однако, по словам Станислава Авдиянца, уже к концу 2009 г. сети компаний "Связьинвеста" будут полностью модернизированы, и все их абоненты будут иметь возможность выбора тарифного плана.

Проследить наличие связи между технической возможностью и выбором тарифного плана в разных МРК "Связьинвеста" не представляется возможным. Так, при технической возможности перевода 93% абонентов у "Северо-Западного Телекома", 50% выбрали безлитиный, а 24% - повременный. В ОАО "ЦентрТелеком" техническую возможность выбора имели 47% абонентов, при этом 44% имеющих возможность предпочли безлимитиный, 50% - повременный, 6% - комбинированный. В "ВолгаТелеком" техническую возможность имели 64% абонентов: 44% из них предпочли безлитиный, 50% - повременный, 6% - комбинированный. В "Южной телекоммуникационной компании" техническую возможность имели всего 22% абонентов, при этом 21% из них отдали предпочтение безлимитному тарифу, 64% - повременному, 15% - комбинированному. У "УралСвязьИнформа" выбирать могли 93% абонентов: 33% из них предпочли безлимитный, 51% - повременный, 16% - комбинированный. У "Дальсвязи" из 71% абонентов, имеющих такую возможность, 72% предпочли безлимитиный, 27% - повременный, 1% - комбинированный. В "СибирьТелекоме" техническую возможность имели 58% абонентов: при этом 30% выбрали безлитиный тариф, 37% - повременный, 27% - комбинированный и 6% дополнительный (социальный) тарифный план.

Несомненные лидеры тарифной кампании - республиканские операторы Татарстана и Башкирии, в которых цифровизация сетей близка к 100%. Например, около 98% абонентов "БашИнформСвязи" имеют возможность выбора тарифного плана. При этом 61% абонентов Башкирии отдали предпочтение "повременке", 22% - безлимитному тарифному плану и 17% предпочли комбинированный тариф. 

Возможность выбора между тремя тарифными планами - безлимитным, комбинированным или повременным - абоненты фиксированной связи России получили с 1 февраля 2007 г. До этого, пользователи традиционной телефонии пользовались в основном безлимитными тарифными планами, т.е. ежемесячно платили абонентскую плату. Именно по этой причине аналитики полагают, что пока рано говорить об итогах тарифной компании.

Аналитик ACM-Consulting Елена Саяпина замечает, что стоит подождать 3 месяца, в течение которых абонент сможет бесплатно сменить тарифный план. "Те, кто выбрал повременный тарифный план, могут понять, что говорят значительно больше. Тем более, что более трети населения станы вообще не имели возможности  сделать выбор. Так что к лету многое может измениться", - полагает Елена Саяпина.

Директор аналитического департамента компании Dresdner Kleinwort Wasserstein Юлий Матевосов поддерживает мнение своей коллеги. "Абоненты фиксированных сетей еще не вполне привыкли к тому, что существуют разные тарифные планы. Поэтому говорить об осознанном выборе вряд ли возможно. Тенденцию рынка можно будет проследить не ранее, чем через несколько месяцев. К тому же россияне еще не смогли оценить привлекательности повременных тарифов", - уверен Юлий Матевосов.

Олег Кресп

Рубрики: Фиксированная связь, Маркетинг, Финансы