«Билайн» в СНГ: от тестовых зон к реальной марже

Со времени запуска компанией «ВымпелКом» (бренд «Билайн») сети 3G в Таджикистане в 2006 году страны СНГ являются хорошей площадкой для тестирования и внедрения новых технологий и бизнес-моделей. О локальных рынках стран Содружества, особенностях местного потребления, а также потенциальных возможностях получения прибыли уже из сетей нового поколения на основе перспективного стандарта LTE рассказал технический директор по странам СНГ группы компаний «ВымпелКом» Илья Чулюкин.

- Будьте добры, расскажите о значении стран СНГ в структуре бизнеса «Билайн».

- Нужно начать с того, что новая структура ГК «ВымпелКом» состоит из  четырех бизнес-единиц: Россия, Украина, СНГ и международный бизнес. Бизнес-единица СНГ включает в себя Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Кыргызстан, Армению, а также Грузию, которая в настоящее время не входит в состав Содружества. Во всех странах присутствия развернуты сети стандарта GSM, а в пяти странах запущены  сети третьего поколения: это Узбекистан, Таджикистан, Армения, Казахстан и Кыргызстан. Именно Таджикистан в 2006 году стал первой страной в ГК «ВымпелКом», где появилась сеть UMTS.

- Был ли оправдан запуск сетей 3G коммерчески или просто в Таджикистане для этого сложились благоприятные обстоятельства?

-  3G-сеть в коммерческую эксплуатацию была запущена одновременно с началом наших операций в Таджикистане. На тот момент клиенты  были не совсем готовы к услугам на базе сетей третьего поколения.  Сегодня ситуация кардинально изменилась, благодаря появлению новых сервисов и широкому распространению различных абонентских терминалов с поддержкой 3G и USB-модемов. Проникновение различных 3G-устройств, не считая модемов, в странах нашего присутствия составляет около 8-15 %. Стоит отметить, что в тех странах, где сейчас функционируют 3G-сети «Билайн», мы приобретали компании, которые уже имели лицензии на связь третьего поколения в диапазоне 2100 MHz либо получили их в последующем. К сожалению,  в Грузии этот диапазон занят, и построить в нем еще одну сеть практически невозможно, хотя возможность рефарминга частот по-прежнему существует.

- А каким образом влияет проникновение проводного доступа в странах СНГ на востребованность сетей 3G?

- Действительно, в целом по странам СНГ проникновение проводного ШПД достаточно низкое даже в крупных городах. Чаще встречается обычный dial up, а FTTB только начинает завоевывать потребителей. Это обстоятельство постоянно стимулирует рост пользования беспроводным ШПД. Если говорить о нас, то фиксированный бизнес  довольно успешно развивается. К примеру, исторически наша дочерняя компания в Армении (компания «Арментел») имеет сильные позиции в проводном доступе. Здесь мы предоставляем услуги ШПД на базе ADSL 2+ (скорости доступа до 10 Мбит/с) и в перспективе планируем вводить услугу IPTV. Любопытный факт, что в некоторых странах за телефонную проводку в доме отвечает не оператор, а сам застройщик, который не всегда использует качественные материалы, что часто сказывается на скорости доступа в Интернет. Что касается направления FTTB, то оно очень хорошо развивается в Казахстане и Узбекистане (наряду с ADSL). Здесь фиксированный абонент потребляет в разы больше, чем абоненты сетей 3G.

- Вы используете собственные транспортные каналы или вынуждены их арендовать?

- У центральноазиатского сегмента нашей сети общий выход на Россию организован через Казахстан. На данный момент мощность этого DWDM-шлюза абсолютно достаточна для наших потребностей, а возможность расширения составляет 1600 Гбит/с. Кроме этого, есть резервные каналы, которые мы арендуем. Что касается магистральных транспортных каналов в других странах, то, например, мощность канала из Кыргызстана в Казахстан составляет около 300 Мбит/с (с возможностью расширения до 10Гбит/с), а трафик из Таджикистана приходится направлять через спутник, а затем уже по наземным каналам. Однако уже сегодня возрастает потребность в проводных транспортных каналах, так как быстро растет уровень потребления в сегменте ШПД, наши абоненты в Таджикистане, пользуясь мобильным Интернетом, генерируют около 300-400 Мбайт трафика в неделю. В принципе, это не много, особенно в сравнении с другими странами СНГ, но спутник – это всегда дорого, ненадежно, и есть смысл его использовать только в качестве резервного канала. Поэтому мы сейчас активно прорабатываем вопрос строительства проводного канала из Таджикистана. В целом наша стратегия непосредственно направлена на развитие собственной транспортной сети.

- Что получится, если сопоставить потребление абонентов 3G в Таджикистане с другими странами СНГ и Россией?

- Если сравнивать по странам, то, к примеру, на сети 2G в Грузии генерируется около 500 Мбайт трафика в неделю, а в Армении в сетях 2G/3G – свыше 6 Тбайт. Около 90 % его объема приходится на сети 3G/UMTS, что только лишний раз доказывает правильность выбранной нами стратегии по развитию направления передачи данных. В Армении, где  абоненты сетей 3G наиболее активны, одна Node-B генерирует около 10 Гбайт трафика в сутки, что совпадает с профилем потребления в Европе.

- Удается ли отслеживать профиль потребления абонентов 3G?

- Сейчас мы уже способны не только анализировать структуру 3G-трафика на базе оборудования DPI, но и осуществлять приоритизацию того или иного его типа, в частности, «резать» по скорости Р2Р-трафик, как аномальный для регулярного потребления. Что касается типа активности абонентов, то она очень сильно зависит от национальной специфики каждой страны. К примеру, Армения является уникальной страной, большинство граждан которой постоянно живет за ее пределами. Родственные связи между ними очень крепки, поэтому они много общаются по Интернету, совершают международные звонки, «сидят» в социальных сетях. Стоит отметить, что в Армении достаточной высокий средний счет абонента (ARPU), он составляет чуть более $10, из них около 15-20 % приходится на сервисы по передаче данных.

- Можно ли выделить общие тенденции в потреблении абонентами стран СНГ беспроводных услуг?

- Дело в том, что абоненты практически во всех странах СНГ в основном выходят на российские интернет-ресурсы, собственных ресурсов там немного. Как раз с этим связана особенность потребления в сетях ШПД. Больше всего клиенты генерируют именно международный трафик, поэтому построение собственных транспортных каналов и глубокая синергия с фиксированным бизнесом являются нашим приоритетом. Говоря о национальной специфике, можно выделить Узбекистан (компания «Юнител», предоставляющая услуги связи под брендом «Билайн»), который отличается высоким MoU (количество использованных минут на одного абонента в месяц). Там действительно очень много общаются – это особенность менталитета. Кроме того, после ценовых войн сотовая связь стала очень доступной, соответственно, выросло и потребление этих услуг. Интересно, что с точки зрения регулирования в Узбекистане действуют достаточно жесткие правила, а «транспорт» вообще монополизирован. Услуги по передаче данных по сетям 2G/3G в Узбекистане  весьма востребованы.

 - Почему Казахстан выделяется среди остальных стран СНГ, здесь даже частоты 1800 МГц операторы получили лишь в 2008 году?

- Казахстан – это своего рода локомотив бизнес-единицы СНГ, так как здесь у нас самый крупный бизнес. Мы уделяем огромное внимание его развитию, ведем непрерывный диалог с регулятором, в ходе которого удается найти поддержку и оптимальные решения для развития телекоммуникационной отрасли в республике. Так, например, внедрение технологии UMTS требовало внесения поправок в Налоговый кодекс РК, которые были приняты и вступили в силу с 1 января 2011 года. В ноябре прошлого года нашей «дочке», компании «Кар-Тел», было выдано временное разрешение для Алматы и Астаны на использование частот в диапазоне 1,9-2,1 МГц. В преддверии нового года мы получили постоянное разрешение на создание и эксплуатацию сетей третьего поколения, таким образом, в ближайшее время сети будут развернуты во всех регионах Казахстана.

- Почему еще до официального решения регулятора началось строительство сети 3G?

- Мы вели подготовительную работу, чтобы после получения всех необходимых разрешений в самые короткие сроки развернуть масштабную 3G-сеть. Регулятор полностью разделяет наше видение как в отношении развития сетей третьего поколения, так и перспективных сетей LTE. В начале 2010 года нам разрешили запустить небольшую indoor-сеть LTE в 13-м диапазоне по классификации 3GPP (777-787 МГц/746-756 МГц), а затем развернуть outdoor-сеть в Алматы и Астане. В октябре регулятор продлил срок действия разрешения на их функционирование до конца Зимних Азиатских игр (февраля 2011 г.).

- Расскажите поподробнее об outdoor-сети в Алматы, с какими сложностями столкнулись при ее развертывании?

- Пилотная outdoor-сеть LTE в Алматы состоит из 10 базовых станций производства Alcatel-Lucent, радиус соты такой БС в 13-м диапазоне составил около 3 км со скоростью доступа в 5 Мбит/с на краю соты. В непосредственной близости от БС были получены максимальные скорости доступа в 60 Мбит/с в направлении к абоненту (DL) и в 15 Мбит/с – от абонента (UL) при пинге в 20-30 мс. Средние скорости составляли 8-10 Мбит/с (DL) и 2-4 Мбит/с (UL). Большое значение для нас имела инфраструктурная поддержка Alcatel-Lucent, так как  именно на его оборудовании была запущена сеть LTE американского сотового оператора Verizon Wireless – самая масштабная в мире, причем в том же диапазоне 700 МГц. Самый главный вопрос – в пользовательских устройствах LTE. В октябре мы продемонстрировали один из первых коммерческих модемов LTE (13 band) BandRich (дочерняя компания HTC). При  развитии 3G-сетей в Казахстане можно будет подготовить инфраструктуру и для сетей нового поколения на базе LTE.

- 13 band очень интересен для покрытия больших площадей. Какие диапазоны прорабатываются как перспективные в других странах присутствия?

- Конечно, во всех странах мы смотрим не только на новый спектр, но и на рефарминг имеющихся частот. 13 band – это очень хороший диапазон, но далеко не факт, что его сможет использовать большинство операторов. Оператору при выборе диапазона нужно угадать, какая технология будет развиваться в будущем. Если он не угадает, то в лучшем случае окажется в узкоспециализированной нише, в худшем – будет балансировать на грани ухода с рынка. И если с технологией сейчас становится все более-менее ясно, то нужно очень внимательно выбирать диапазон. Конечно, всегда найдется вендор, который сделает оборудование конкретно под оператора, но в этом случае оператор попадает в  зависимость от производителя, а также получает неоптимальные цены на оборудование. Поэтому мы очень внимательно смотрим и на более привычный для сетей LTE диапазон 2,6 ГГц. Диапазон 900 МГц, как правило, у всех операторов очень плотно занят трафиком сетей 2G. С точки зрения рефарминга наиболее перспективен диапазон 1800, где традиционно все имеют больше частот.

Биографическая справка, Илья Чулюкин:

Родился в 1968 году в Москве. В 1993 г. окончил Московский технический университет связи и информатики по специальности «многоканальная радиосвязь», а в 2003 г. – Московский институт экономики, менеджмента и права по специальности «менеджмент». Илья Чулюкин начал свою карьеру в Министерстве связи, где участвовал в подготовке проектной документации по различным телекоммуникационным проектам. В «ВымпелКом» пришел в 1996 г., пройдя путь от инженера базовых станций до технического директора по странам СНГ. На сегодня в зоне ответственности технической дирекции по СНГ, которую возглавляет г-н Чулюкин, находится весь спектр направлений по строительству, развитию и поддержке сетевой инфраструктуры Beeline в странах СНГ и Грузии.

Автор: Сергей Мальцев.

Тематики: Фиксированная связь, Мобильная связь, Оборудование, Регулирование

Ключевые слова: