Заместитель генерального директора «ЭОС ПВ» Иван Скородумов: «Поощрять новые идеи и помогать самореализации наших сотрудников - одни из слагаемых нашего успеха»

В уже почти 26-летней истории ЭОС были и взлеты, и падения, но общая тенденция такова, что год за годом все ключевые показатели компании стабильно растут. Одна из причин этого - сплоченный и профессиональный коллектив, в котором постоянно происходит работа над повышением квалификации и передачей опыта. Об этом говорит заместитель генерального директора «ЭОС ПВ» Иван Скородумов, рассуждая на тему причин устойчивости ИТ-бизнеса.

 - Иван, в условиях корона-кризиса ИТ-компании сумели быстро взять на вооружение слова про то, что «кризис - это время возможностей», и не только сохранить работоспособность и оптимизм, но и предложить клиентам обновленные и новые антикризисные решения. Связано ли это с резким ростом потребностей в технологиях или есть и другие причины такой устойчивости?

 - Если говорить о технологиях, то никогда раньше технологии не были так востребованы. От правильных решений ИТ-руководителя, без преувеличения, зависело выживание многих компаний.

Другой момент – культура применения технологий внутри самих ИТ-компаний. В большинстве случаев, сотрудники ИТ-компаний активно использовали различные сервисы для удаленного взаимодействия и безболезненно перешли на удаленную работу, сохранив или немного изменив сложившиеся процессы.

Антикризисные решения это и социальная ответственность, и вынужденная мера. При резком росте потребности мало кто мог себе позволить приобретение необходимых лицензий на стандартных условиях. Именно поэтому вряд ли стоит переоценивать общее положение дел в ИТ-индустрии, сжатие платежеспособного спроса еще окажет свое влияние. Наша компания предложила своим клиентам целый ряд мер, это, прежде всего, и неограниченное количество лицензий на период пандемии, и удаленное бесплатное обучение или повышение квалификации, и усиленную (по сравнению с обычным периодом) качественную техническую поддержку. Все это делалось за счёт внутренних ресурсов, но иначе в сложившейся ситуации мы поступить не могли. Безусловно, добавляет оптимизма предложенный Правительством комплекс мер по поддержке ИТ-отрасли, но пока неочевидно, когда эти меры начнут давать реальный эффект.

Заместитель генерального директора «ЭОС ПВ» Иван Скородумов

 - Если вспомнить время начала санкций - оно дало толчок импортозамещающим проектам. Можно ли сказать, что для ИТ-компании практически любой кризис - это время возможностей? Или все же не стоит так обобщать?

  Компанией ЭОС совместно с технологическим партнером PFU Fujitsu подготовлен обзор «Удаленная работа и возврат на рабочие места. Практический опыт». В числе участников обзора - организации разных сфер деятельности и разных уровней цифровизации на момент начала пандемии. Эксперты делятся информацией «из первых рук», которая позволит избежать ошибок при решении схожих задач (см. новость раздела «ЭОС» от 30 июля 2020 г.).

- Если совсем обобщать, то любой кризис - это время определенных возможностей, и не только для ИТ. Но кризис кризису рознь, это всегда потрясение для любого бизнеса, в том числе и ИТ. Если вспомнить кризис 1998 года, то тогда некоторые ИТ-компании просто перестали существовать, вряд ли для них это было временем возможностей. Но в то время рынок прикладных систем ещё зарождался, персональные компьютеры только входили в нашу повседневную жизнь.

Об обеспечении импортонезависимости говорилось довольно много и до 2014 года. Но именно в 2014 году решение этой проблемы вышло на качественно новый уровень, и сегодня мы с вами уже наблюдаем первые результаты. В долгосрочной перспективе процесс импортозамещения оказывает положительное влияние на развитие российского ИТ-бизнеса, но в тоже время обеспечение перехода на отечественные решения – непростая и ресурсоемкая задача, требующая объединения усилий российских разработчиков.

Есть первые результаты и у нашей компании. Так, комплекс «МФЦ плюс», совместный проект ЭОС, ООО «Базальт СПО», Postgres Professional и ЗАО «НОРСИ-ТРАНС», получил награду как лучшее решение на форуме «Инфофорум». В прошлом году решение АИС «МФЦ ДЕЛО» стало победителем в номинации «Приоритет-ИТ» национальной премии в области импортозамещения «Приоритет-2019». Но еще раз скажу, на пути импортозамещения все еще много сложных и интересных задач, над которыми мы работаем вместе с нашими коллегами и партнерами.

 - Вспомните, пожалуйста, кризисные моменты, которые преодолела ваша компания. Какие кризисы были пройдены легко и вывели в плюс, послужили появлению новых направлений работы, увеличению или хотя бы удержанию клиентов? А какие дались тяжело? От чего это зависит?

 - Если посмотреть на уже почти 26-летнию историю компании ЭОС, то были и взлеты, и падения, но общая тенденция такова, что год за годом все ключевые показатели компании стабильно растут.

Ограничительные меры, введенные в рамках борьбы с пандемией коронавируса, поставили перед учебными заведениями непростую задачу – быстро и с минимальными потерями качества организовать учебный процесс в «удаленном» режиме. Для проведения практических занятий в Институте информационных наук и технологий безопасности РГГУ были использованы решения ЭОС в облачной инфраструктуре (см. новость раздела «ЭОС» от 29 июля 2020 г.).

Самым сложным был период 1998 года, но тогда он был сложным действительно для всех отраслей экономики. И в нашей компании был общий спад и отсутствие новых заказов (осталось всего два действующих контракта), потеря большой суммы денег в почти исчезнувшем банке, трехкратная инфляция, задержки по выплате заработанной платы. Кризис 2008 года мы прошли значительно проще, скорее, его больше боялись. Проблемы настоящего времени мы сможем оценить не ранее, чем в конце текущего – начале следующего года. Но и возможностей мы увидели уже достаточно много и в полной мере пользуемся ими.

Над новыми направлениями и новыми проектами мы работаем постоянно, это действительно часть нашей корпоративной культуры – поощрять новые идеи и помогать самореализации наших сотрудников. Как и всегда, не все идеи доживают до реализации и не все реализованные становятся коммерчески успешными. Но, самое главное, такая работа постоянно идет, и, видимо, это одно из слагаемых нашего успеха.

В том числе и для развития новых направлений в декабре 2019 года в нашей компании случилось пополнение, был открыт новый офис в г. Уфа. Но основные работы и запуск процессов прошел именно в период ограничений, так что у нас есть теперь не только опыт удаленной работы, но и уникальный опыт создания компании, развертывания инфраструктуры и запуск производства в удаленном режиме. Поэтому с уверенностью можно сказать, что на данный момент мы выходим из кризиса (правда, не понятно пока, кризис заканчивается или только начинается) с увеличением количества сотрудников и новых решаемых задач.

 - Можно ли говорить о том, что на устойчивость ИТ-компаний в целом влияет не только непосредственная причастность к технологиям, но еще и определенный тип взаимоотношений внутри компании?

 - Здесь, наверное, сложно говорить об ИТ-компаниях в целом. Все-таки корпоративные культуры и в ИТ-компаниях очень разные. Но, безусловно, сплоченность коллектива и неформальные отношения в компании ЭОС помогают в нештатных ситуациях. Выше мы говорили про 1998 год, вот тогда, несмотря на все сложности, ни один сотрудник не покинул компанию, вряд ли это было бы возможно без глубоких, человеческих отношений и веры, что вместе коллектив преодолеет все трудности.

 - Насколько помогает поддержка ИТ-отрасли со стороны государства?

 - За последние годы государством сделано многое для поддержки ИТ-отрасли, развитие информационных технологий – одно из приоритетных направлений развития. Комплекс мер поддержки, вступающий в силу с января 2021 года, включает в себя и налоговые льготы, и поддержку импортозамещения, о котором мы уже говорили, и подготовку кадров для ИТ-отрасли.

По итогам конкурсного отбора лучших отечественных решений, проведенного Аналитическим Центром при Правительстве РФ совместно с Минкомсвязи России, СЭД «ДЕЛО» заняла первое место в номинации «Системы электронного документооборота». Согласно официальной документации, цель конкурсного отбора - определить цифровые решения и практики, рекомендуемые для тиражирования в регионах (см. новость раздела «ЭОС» от 6 июля 2020 г.).

О подготовке кадров хотел бы сказать отдельно. Не секрет, что ведущие ИТ-компании сегодня испытывают сильный дефицит квалифицированных специалистов. Безусловно, государство делает многое в этом направлении, постоянно растет количество студентов, обучающихся по ИТ-специальностям. Но, как и всегда, рассчитывать исключительно на государственные меры было бы неправильно. Так, например, наша компания уже много лет сотрудничает с ВУЗами, предоставляет для обучения свои продукты, проводит практические занятия для студентов и преподавателей, студенты выполняют дипломные проекты на базе ЭОС. Сама компания вообще часто называется на рынке кузницей квалифицированных кадров. Это достигается благодаря той самой корпоративной культуре, когда каждый понимает, что одна из его задач – передача опыта и знаний. Мы открыты к молодым специалистам, готовы делиться знаниями, опытом и интересными задачами, у нас есть только одно требование: людям должно нравиться то, чем они занимаются.

 - Кому приходится легче - малым игрокам или крупным, столичным или региональным? Работающим с государственными или коммерческими структурами?

 - Сложно сказать. Среди наших клиентов есть и небольшие предприятия, и крупные холдинги, и федеральные государственные структуры. Везде есть свои особенности, и у каждой компании свои рецепты успеха. Безусловно, лучше иметь клиентов в разных областях экономики и в разных странах, это способствует устойчивости бизнеса. Если говорить о локации, то на сегодняшний день много примеров, когда региональные компании прекрасно себя чувствуют не только в пределах Российской Федерации, но и во всем мире. Да и понятие локации все больше размывается, особенно с учетом удаленной работы. Вопрос не в том, где вы находитесь, а что вы делаете, как выстраиваете процессы, насколько качественные продукты предоставляете рынку.

 - Что удерживает на плаву именно вашу компанию? Можно ли сформулировать некий перечень собственных гарантов устойчивости?

 - Здесь очень много факторов. Наверное, прежде всего честность, как бы это ни звучало, перед своими клиентами и своими сотрудниками, выполнение взятых на себя обязательств с максимальным качеством. Не менее важным является положение на рынке, уникальный опыт, репутация, постоянное развитие продуктов, эксперты международного уровня и в целом сплоченный и профессиональный коллектив.

 - Впереди может быть еще много сложных периодов. Какие «мускулы» надо «нарастить», чтоб в любой ситуации суметь сберечь бизнес и коллектив?

 - Прежде всего, сохранить и преумножить то хорошее, что есть в компании, так как именно в кризис проявляются все негативные моменты. И, конечно, профессионально развиваться, совершенствовать продукты, развивать новые направления, отслеживать потребности заказчиков, изучать лучшие мировые практики (равно как и делиться опытом с зарубежными коллегами). Главный же «мускул» - сплоченный и профессиональный коллектив. Мы постоянно работаем над повышением квалификации, передачей опыта, наша команда всегда открыта для новых сотрудников – как начинающих, так и опытных. Поэтому всех, кто хотел бы работать в сфере корпоративных информационных систем, развиваться и приносить пользу - приглашаем к нам в ЭОС. А нашему главному «мускулу», сотрудникам, хотел бы сказать отдельное спасибо за то, что выстояли в эти сложные времена, как и нашим уважаемым клиентам. Всё будет хорошо - мы это точно знаем!

 - Большое спасибо за беседу!

Автор: Анна Тумакова.

Тематики: Интеграция

Ключевые слова: ЭОС