Цифра как мейнстрим

Мы привыкли к цифре и к тому, что она неизбежно повсюду: в быту и бизнесе, на производстве, в коммуникациях. Да что там говорить, у нас уже несколько лет плавно (гораздо плавнее, чем хотелось бы) реализуется федеральная программа «Цифровая экономика». Тем более странно, что некоторые СМИ (как, например, РБК), до сих пор задают вопросы типа «Что и зачем в первую очередь необходимо цифровизировать в малом и среднем бизнесе, чтобы удержаться на плаву?» Приходится отвечать.

Сегодня, уважаемые коллеги, нет такой постановки вопроса – спасает цифровизация бизнес или нет, нужны информационные или нет. В стратегии развития любой компании, в том числе в процессе масштабирования бизнеса или освоения новых рыночных ниш, ИТ находятся в безусловном приоритете, начиная от IP-телефонии и облачной АТС, заканчивая информационной безопасностью, актуальными технологиями удаленной работы и широкого спектра облачных сервисов.

Конечно, кризис, вызванный коронавирусом, внес коррективы в ИТ-повестку. Однако. большинство компаний и до пандемии так или иначе задумывались над переводом части сотрудников на удаленную работу. Хороший опыт, к примеру, имеют «ВымпелКом» (бренд Билайн) или Dell Technologies, которые практикуют такой подход к организации бизнес-процессов не первый год. Причем это не только отработанные технологические нюансы, связанные с доступом сотрудников к корпоративным ресурсам или информационной безопасностью, но и юридические тонкости: другие виды договоров, охрана труда, режим рабочего дня и т. д.

Эксперты, представители ИТ-компаний на основании отзывов своих заказчиков сходятся в том, что после окончания пандемии значительная часть персонала так и останется трудиться в домашнем формате. Во-первых, организации уже имеют положительные наработки в этой области. Во-вторых, многие опасаются новой вспышки пандемии, и до осени постараются придержать часть персонала дома, чтобы в случае инцидента не повторять весь этот процесс заново. И самое главное – руководители увидели в удаленной работе большие преимущества для компаний, в том числе финансовые: в первую очередь, сокращаются затраты на аренду офисных площадей, на командировки – а это очень болезненная для организации статья расходов.

То же касается других «трендов» эпохи пандемии – таких, как дистанционное образование и телемедицина, роботизация и искусственный интеллект. Все эти технологии и сервисы мы узнали еще несколько лет назад. COVID выступил катализатором изменений, он не перевернул, а просто намного приблизил цифровое будущее.

Таким образом, бизнесу любого масштаба сегодня не приходится думать о том, «что цифровизировать в первую очередь» он с самого начала цифровой и в первую, и во вторую, и в последующую очереди. Компания представлена на онлайн-витрине, занимается продвижением в социальных сетях, использует системы управления проектами, CRM, BI, онлайн-банкинг, IP-телефонию, ВКС и так далее.

Означает ли это в перспективе переход бизнеса полностью в онлайн? Разумеется, нет. Никакой сервис доставки еды не заменит, например, посещения любимого ресторана или кафе. При явном тяготении электронных, спортивных и даже фэшн-ритейлеров к рынку e-commerce всегда останутся люди, которым важно прийти в офлайновую точку, повертеть товар в руках, примерить, поговорить с живым консультантом. В эпоху пандемии стали популярны онлайн-туризм - но посмотрите, какой ажиотаж поднялся, когда открыли некоторые возможности для обычных путешествий.

Безусловно, бизнес должен развивать онлайн-каналы, присутствие в соцсетях, бизнес-аналитику, внедрять эквайринг, создавать мобильные приложения и т. п. Но делать это необходимо параллельно с поддержкой классических каналов.

Автор: Андрей Блинов.

Тематики:

Ключевые слова: