Айфонят все!

Пока только один ритейлер в России – ГК "Связной" – имеет на руках договор о поставках нового iPhone 5S. В "Евросети" уверены, что это вопрос времени и продавать новый смартфон от Apple в России "будут все". Впрочем, с "большой тройкой" Apple не договорилась.

Представители "Связного" с готовностью сообщают о предстоящих поставках новых iPhone в Россию, оговариваясь, что ни сроки, ни возможная цена пока не известны. "В данный момент мы ждем этой информации от Apple, - уточняет руководитель пресс-службы группы компаний "Связной" Мария Заикина. - Россия не вошла в список стран, где продажи стартуют 20 сентября, однако мы ожидаем, что производитель оценит потенциал России и временной интервал с момента премьеры до поставки новинок сократится по сравнению с прошлым годом".

"У нас прямой контракт: по нему нам поставляются все модели iPhone, авторизованные для продаж на российском рынке, которые выходят в течение срока действия договора, – их мы реализуем через нашу розничную сеть, 3360 магазинов, и интернет-магазин. При этом мы не являемся дистрибьютором продукции Apple - мы продаем гаджеты конечным покупателям, то есть действуем именно как ритейлер", - подчеркивает Мария Заикина.

Президент крупнейшего российского сотового ритейлера ОАО "Евросеть" Александр Малис заверил репортера ComNews, что продавать новый iPhone "будут все", причем "Евросеть" успеет заключить соответствующий контракт уже к началу продаж в России. "Мы ведем переговоры, и я уверен, что вопрос будет решен", - заявил репортеру ComNews Александр Малис. При этом, по его словам, пока не ясно, будет ли ритейлер торговать смартфонами от Apple только в розницу или будет заключен и договор на дистрибуцию.

Еще один поставщик продукции Apple, которого участники рынка называют возможным дистрибьютором новых iPhone на российский рынок, - компания  diHouse. Ее представители от прямого ответа на вопрос о поставках уклоняются, заверяя лишь, что являются "первым официальным дистрибьютором Apple в России". "Такая уклончивость, строго говоря, может свидетельствовать о том, что на самом деле никаким дистрибьютором diHouse не является, - рассуждает один из участников рынка. – Возможно, у них есть договор по отдельным позициям". "К сожалению, по корпоративной политике Apple и внутренним правилам diHouse  я не могу предоставить вам информации, - разводит руками менеджер по маркетингу diHouse Валерия Таслицкая, отсылая при этом к "компании-производителю". Представители Apple вчера на запрос ComNews не ответили.

Без ответа остался даже вопрос, с какого времени diHouse является "первым дистрибьютором Apple в России", с учетом того, что федеральные сотовые операторы первыми в РФ получили право продавать iPhone. Впрочем, представитель diHouse уточнила, что "более подробная информация о компании должна в ближайшее время появиться на сайте".

"Большая тройка" получила право на продажу и дистрибуцию первых для России iPhone – iPhone 3G в 2008 г. Apple заключила дистрибьюторские соглашения с МТС, "МегаФоном" и "ВымпелКомом", разрешив им ввозить iPhone для продажи в своих салонах и для отгрузки сторонним дилерам. Соглашения предусматривали обязательства по количеству устройств, которые каждый из операторов должен был выкупить у Apple за определенный срок: в среднем речь шла об 1-1,5 млн аппаратов за два года. Однако реализация смартфонов от Apple обернулась для операторов головной болью. "МегаФон" первым расторг контракт с Applе в 2009 г. в связи с невозможностью его исполнения. Так же поступила МТС, подписавшая в 2008 г. трехлетний договор на продажу в своей сети 1,5 млн айфонов и не сумевшая реализовать этот объем. "ВымпелКом" рассчитывал реализовать 1,5 млн айфонов в течение двух лет, но тоже не справился с обязательствами. В марте 2011 г. оператор договорился с Apple о продлении контракта до 31 марта 2013 г., обязавшись в этот период приобрести 958,54 тыс. смартфонов, оставшихся невыкупленными по первоначальному контракту. До нового соглашения дело не дошло, "ВымпелКом" просто распродал остатки айфонов. Вице-президент по маркетингу ОАО "МТС" Василь Лацанич называл контракт с Apple "не отражающим рыночных реалий", и, по его словам, пока сотрудничество с Apple не представляется целесообразным.

В результате в отношении поставки новых iPhone через операторов царит неопределенность. В конце августа портал TechCrunch со ссылкой на источники сообщил о том, что несколько топ-менеджеров Apple приедут в Россию на переговоры в преддверии официальной презентации iPhone 5S. Вчера представитель одного из операторов "большой тройки" неофициально подтвердил репортеру ComNews, что топ-менджеры Apple действительно приезжали в Россию для проведения переговоров, однако заключить какие бы то ни было соглашения они не смогли, поскольку "приехали с теми же условиями, что и раньше". Собеседник ComNews в ОАО "ВымпелКом" подтверждает эту версию, добавляя, что американской корпорации вряд ли удастся о чем-либо договориться, и что "пока процесс находится в подвешенном состоянии".

В целом представители Б3 никак не комментируют переговоры с Apple. "Никаких комментариев", - категорично заявил репортеру ComNews пресс-секретарь МТС Дмитрий Солодовников. Несколько более развернуто отвечает пресс-служба "МегаФона". "Сейчас о переговорах речь вообще не идет, но даже если бы они имели место, комментировать их ход мы бы не стали, - заверяет пресс-секретарь ОАО "МегаФон" Юлия Дорохина. - С 2010 г. мы не работаем с Apple, но рост интереса этой компании к российскому рынку может создать предпосылки для обсуждения условий контракта". При этом, по ее словам, оператор прежде всего заинтересован в том, чтобы покупатели новых смартфонов – вне зависимости от того, кто выступит ритейлером – заключали при покупке контракты именно с ним, поскольку новый смартфон Apple поддерживает стандарт 4G на "российских" частотах. "Мы ждем владельцев новых iPhone 5S И 5C и всех, кому нужен быстрый Интернет, в сети 4G "МегаФона", - говорит Юлия Дорохина. - На территории Российской Федерации "МегаФон" оказывает услуги по предоставлению связи стандарта 4G в диапазоне LTE 2600 МГц".

Возможные изменения в этой связи взаимоотношений со "Связным" – в августе "МегаФон" перекрыл возможность оплаты счетов через салоны ритейлера – пресс-служба "МегаФона" оказалась не готова комментировать.

Пресс-служба ОАО "Ростелеком" также не стала комментировать возможность или ход переговоров с Apple, указав лишь, что даже если бы подобные переговоры проходили, их ход не раскрывался бы. "У нас простая и ясная позиция: мы комментируем только те сделки, которые состоялись", - заявил ComNews представитель пресс-службы оператора. Источник ComNews в компании был более категоричен, сказав, что никаких переговоров не велось и не предполагается, в том числе потому, что в этом не заинтересован сам "Ростелеком". "Зачем бы нам это было нужно?" - лаконично завершил разговор собеседник ComNews.

Более оптимистично смотрит на перспективы сотрудничества с Apple "Связной". "В случае с новинками, которые только что презентовали, сокращение срока поставки в Россию также будет означать, что они появятся в продаже в "высокий" сезон - это позволит привлечь большее число покупателей, - рассуждает Мария Заикина. - Опять же, чем быстрее гаджеты придут в страну, тем меньше внимания клиенты будут обращать на "серый" рынок".
 
По данным "Связного", в целом интерес к гаджетам Apple в России растет - о чем свидетельствуют и рекордные результаты продаж во II квартале 2013 г., и рост выше сезонного в июле и августе в сети ритейлера. "Драйверов роста сейчас два: релевантность цен на новинки в России и в западных странах и очень выгодные ценовые предложения Apple на предыдущие поколения iPhone", - перечислят Мария Заикина. При этом ажиотажного спроса на новый iPhone в "Связном" не ждут, поскольку за последние два-три года произошли большие изменения и "сегодня старт продаж любого нового гаджета уже не вызывает драматически бурной реакции, как это могло быть раньше, – покупатели привыкли к постоянному обновлению моделей и выходу новинок".

Алексей Рерих

Тематики: Мобильная связь, Торговые сети

Ключевые слова: Евросеть, Связной