Абоненты стали реже уходить от МТС

Абоненты МТС стали больше разговаривать и больше платить оператору в 2012 году. При этом они реже переходили к конкурентам, чем в последние три года. Однако введение принципа переносимости может увеличить отток абонентов МТС, считают аналитики.

Вчера МТС последней из «большой тройки» представила финансовые результаты по стандарту US GAAP за прошлый год. Из них следует, что отток абонентов в России сократился на 5,2 процентных пункта, до 42,4%. У «ВымпелКома» этот показатель сохранился в 2012 году на уровне 63%. «МегаФон» не раскрывает уровень оттока и отказался его комментировать вчера. За год абонентская база МТС выросла на 1,7%, с 70 до 71,2 млн абонентов, сохранив лидерство среди «большой тройки».

«Самый низкий отток говорит о высокой лояльности абонентской базы. Обычно при росте потребления услуг и доходов с абонента увеличивался отток, а у нас улучшились сразу три показателя», — отметил президент МТС Андрей Дубосков. МТС также опередила конкурентов из «большой тройки» по росту доходов с каждого абонента. Показатель ARPU (среднемесячных доход от одного абонента) вырос на 9% за год. В то же время сам показатель остается самым низким среди «большой тройки» — 297 руб. против 320 руб. у «Мегафона» и 336 руб. у «ВымпелКома».

Абоненты МТС любят долго поговорить по телефону — средний показатель за месяц — 304 минуты, что больше, чем у абонентов других операторов. За год показатель MOU (количество использованных минут в месяц) у МТС вырос на 13%, так же как у «ВымпелКома», в то время как у «МегаФона» он увеличился на 4%.

По динамике ARPU и MOU МТС давно опережает конкурентов, но в четвертом квартале разрыв сократился, говорит г-н Либин. По его мнению, рост потребляемых минут связан с активным продвижением внутрисетевого трафика. «Но пока он не так хорошо конвертируется в деньги — средняя стоимость минуты снижается быстрее, чем у «МегаФона» и Tele2», — отмечает аналитик Райффайзенбанка Сергей Либин. Скорее всего, темп роста ARPU у МТС скоро замедлится, а у конкурентов ускорится за счет подобных голосовых акций, считает он.

В прошлом году МТС показала самый низкий отток абонентов за последние три года, начиная с 2009 года, отмечает г-н Либин. «Действия оператора направлены на сохранение абонентской базы и лояльность клиентов. Однако в дальнейшем снижению оттока может помешать введение принципа переносимости номера — часть абонентов перейдет к мелким операторам».

«Сотовые компании сейчас сосредоточены на удержании лояльных абонентов, МТС с этим удачно справилась в прошедшем году, — соглашается партнер ACM-consulting Антон Погребинский. — Думаю, свою роль сыграли более интересные тарифные планы — они чаще включали предоплаченный трафик на звонки, SMS и Интернет».

По основным финансовым показателям МТС показала похожую динамику с конкурентами. Выручка российского бизнеса МТС прибавила 8% и составила 311,9 млрд руб., OIBDA выросла на 11%, до 132,9 млрд руб. Маржинальность по этому показателю в 2012 году оказалась выше, чем у конкурентов, — 43,8% против 42,6% на конец 2011 года. В следующем году он останется на уровне 41—42%, прогнозирует оператор.

Анастасия Фомичева

Тематики: Мобильная связь

Ключевые слова: МТС