Облака над питерским госсектором

Облачные технологии в России являются перспективной платформой для предоставления государственных услуг. Отдельные области уже готовы к переходу на облака благодаря консолидации и виртуализации ИТ-ресурсов, но в большинстве своем предложений недостаточно, и российский госсектор чувствует нехватку эффективных облачных СЭД, облачного офисного программного обеспечения и специализированных решений для автоматизации государственного и муниципального управления. Логичным решением стало приглашение выступить специалистов данной области, которые бы со знанием дела рассказали о перспективах использования облачных решений в инфраструктуре органов государственной власти Санкт-Петербурга. Поэтому комитет по информатизации и связи Санкт-Петербурга и журнал IT Manager в рамках программы «IT ДИАЛОГ» 19 декабря в Смольном провели круглый стол, тема которого звучала именно как «Облачные управленческие решения для госсектора».

В обсуждении приняли участие председатель Комитета по информатизации и связи Иван Громов, президент «Корпорации Парус» Александр Карпачев, заместитель директора по работе с корпоративными клиентами компании «1С» Марина Слесаренко, руководитель направления «Инновации и интегрированные решения» компании «1С» Андрей Аристархов и директор макрорегиона Северо-Запад компании Microsoft в России Сергей Мальгин.

Приветственное слово взял председатель Комитета по информатизации и связи Санкт-Петербурга Иван Громов, который отметил исключительную важность для города этой технологии. Комитет ведет работу в данном направлении – как по созданию ЦОДа, так и по созданию облачных технологий.

Затем поделиться опытом компаний «Корпорации Парус» и «1С» в применении облачной технологии получили возможность г-н Карпачев и г-жа Слесаренко соответственно. По мнению президента «Корпорации Парус», развитие технологий межведомственного электронного взаимодействия – сильнейший стимул к миграции систем АХД в «облака», но для размещения последних необходима первичная информация. Практически каждому органу власти необходимо думать о движении в «облако». Одним из первых все преимущества новой технологии испытал на себе департамент здравоохранения Москвы. В момент реструктуризации, когда к 100 существующим учреждениям добавилось еще 700, решили создавать единый информационный центр. «На данный момент 7205 автоматизированных рабочих мест находятся под этим проектом, апробированы облачные решения на базе учета, интегрированы в федеральный регистр медработников, подключены все учреждения в единый регистр – уже в 12 из них работает система полноценного учета. Работы еще очень много, но можно выделить решение самых насущных вопросов – необходимо переносить данные в профессиональный ЦОД, совершенствовать коммуникации», – считает президент «Корпорации Парус» Александр Карпачев.



Заинтересованные в облачных управленческих решениях для госсектора



«У Санкт-Петербурга есть предпосылки к движению в облака, хорошо обстоят дела с типизацией информации. По постановлению Правительства (Постановление Правительства Санкт-Петербурга № 1658 от 29.12.2006 «О создании Единого комплекса автоматизированного ведения бюджетного учета в учреждениях, находящихся в ведении исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга» – прим. авт.) создавался единый комплекс, в котором в большинстве своем используются продукты ООО «Корпорация «Парус» и ООО «1С», что очень хорошо, ведь облака требуют единообразия и унификации. У Санкт-Петербурга есть очерченная на ближайшие годы перспектива по поднятию ресурсов в облака, их централизация», – продолжил г-н Карпачев.




Проект Департамента здравоохранения Москвы



Облачная платформа 1С



Заместитель директора по работе с корпоративными клиентами компании «1С» Марина Слесаренко согласилась с коллегой, подтвердив наличие большого количества программных продуктов, отсутствие унификации, что сильно усложняет работу, но также дает понимание целесообразности создавать несколько облаков. Эксперт рассказала о создании пилотной зоны из 5 департаментов. При их формировании компании исходили из принципа исторического использования программы работниками учреждений и необходимости получения информации – это сбор первичной информации и учетных данных, оперативный сбор управленческой информации. Сервису необходимо автоматическое обновление системы, взаимодействие с приложениями, обмен данными между ними. Функции интеграции должны работать устойчиво, позволяя быстро начать работать любому новому приложению, быстрый доступ к рабочему приложению и добавление новых абонентов. Проблема, связанная с большим числом разработчиков и поддерживающих работу этих платформ специалистов, велика и довольно сложна в решении. Такую картину описали специалисты, занимающиеся практическим внедрением «облачных» решений в столице.



Руководитель направления «Инновации и интегрированные решения
компании «1С» Андрей Аристархов: «Опыт пользователя» –
главная вещь, которую нужно преодолевать в развитии платформы»



Техническую часть семинара открыл Андрей Аристархов, продемонстрировавший «Архитектуру программного обеспечения «1С» в облаках. В частности, г-н Аристархов указал на уклон в безопасность IBM облака – самой большой базы знаний, основанной на прикладном опыте, которая помогает партнерам компании. Платформа управления облаков влияет на разработку приложений, а «опыт пользователя» – главная вещь, которую нужно преодолевать в развитии платформы, да и технологии вообще.
«1С» решала задачу не в общем виде, как ее решают поставщики, видя лишь общий сервис, а в его прикладном варианте, предусмотрев необходимость доработок в каждом индивидуальном случае. Облачные решения не только сокращают расходы на «железо», преимущество в их реализации для госучреждений и крупных организаций подтверждает тот факт, что 1С позволяет очень быстро решать проблему сбора учетных задач.



Вариант построения облачной архитектуры на базе технологии 1cFresh



Директор макрорегиона Северо-Запад компании Microsoft в России Сергей Мальгин поведал слушателям о том, как международная компания видит развитие облачных технологий в госсекторе, и рассказал о международном опыте работы с облаками в разных странах. Из доклада г-на Мальгина стало понятно, что все госструктуры стоят перед решением одинаковых задач – это лимитированные бюджеты, длительные этапы развития информационной инфраструктуры, ее неоднородность. Государственные организации должны удовлетворить потребности в информации со стороны населения, других властных органов и организаций. Чтобы справляться с этими запросами, необходимы данные, которые нужно обрабатывать, хранить и передавать конечному потребителю, поэтому реализация технологии облака – приоритетная задача для всех стран.



Директор макрорегиона Северо-Запад компании Microsoft в России Сергей Мальгин:
«В России школьникам подделывать оценки в дневниках становится все труднее»



Уникальность России в этом вопросе лишь в ее территории и климате: россияне хотят получать услуги, не выходя из дома, а госорганы должны эту возможность своим гражданам дать. Существующие приоритеты в области информационных технологий – обработка и хранение больших данных – не стояли еще два года назад, сейчас же они на шестом месте в списке приоритетов. За эти два года человечество сгенерировало так много данных, как за все годы до этого, хранение этой информации – актуальный и очень затратный вопрос. Microsoft считает надежную защиту неприкосновенности данных важнейшим фактором доверия к облачным технологиям, без которого невозможна полная реализация их потенциала. Облачные сервисы Microsoft сертифицированы по самым строгим стандартам безопасности: EU Safe Harbor, EU Model Clauses, ISO 27001, HIPAA, FISMA. Управление рисками выполняется во всех аспектах программы управления соответствием Microsoft. Для того чтобы максимально обезопасить клиентов Microsoft, программа периодически проходит независимый аудит.



Соответствие нормам и сертификация



Облако – парадигма, в которой существуют компоненты. Для ее существования необходимо устранить некоторые экономические и правовые факторы, издержки и несовершенства – они не уникальны для России, все страны работают над облегчением работы компаний, владеющих облаками, – наша страна на одном этапе с Европой и США. Нужна надежная широкополосная структура коммуникаций, в ее отсутствие не может быть мощных и надежных «облачных» технологий». Microsoft выделяет для себя три категории облаков – базовых систем, на ресурсах которых работают облачные службы, обычно они развертываются одним из способов: публичное облако (public cloud) – множество организаций-заказчиков используют облачные службы и хранят документы на ресурсах больших центров данных, оборудованных сотнями виртуализированных серверов; частное облако (private cloud) – организация использует собственную облачную инфраструктуру; комбинированное или гибридное облако (hybrid cloud) – объединение облаков разных типов с возможностью контролируемого перекрестного использования данных и приложений между ними. Одним из прикладных примеров облачных решений в нашей стране, реализованных Microsoft в России, г-н Мальгин назвал проект «Дневник.ру». Сервис позволяет вести ученический дневник в онлайне (ресурсы перенесены в ЦОД Microsoft), 370 тыс. учителей уже подключены к системе, а миллионы родителей смотрят за дневниками своих чад. В России школьникам подделывать оценки в дневниках становится все труднее.



«Дневник.ру»


Автор: Кирилл Бурмаков.

Тематики: Интеграция, Маркетинг, ПО

Ключевые слова: автоматизация, виртуализация, SaaS, облачные технологии