Рубрика CIO/Управление ИТ: начальник отдела информационного обеспечения Удмуртского регионального филиала ОАО «Россельхозбанк» Руслан Рахимов о SaaS и DaaS и о принципе «Не храните все яйца в одной корзине», который иногда вовсе и не должен работать

В рамках рубрики «CIO/Управление ИТ», которую spbIT.ru реализует вместе с петербургским клубом ИТ-директоров SPb CIO Club, представляем мнение начальника отдела информационного обеспечения Удмуртского регионального филиала ОАО «Россельхозбанк» Руслана Рахимова о преимуществах использования SaaS и DaaS.

Мы все привыкли к тому, что нельзя держать в едином месте и в одном экземпляре свое оборудование и данные. И это, несомненно, правильно. Но с сервисами вашей информационной сети ситуация совершенно иная. Они могут и должны предоставляться из единой точки.

Что обычно есть у нас в офисах? Электронная почта, общие файловые хранилища, системы автоматизации бизнес-процессов (документооборот, CRM, ERP, системы бухгалтерского учета), телекоммуникации (телефония, видеоконференцсвязь, доступ в Интернет). Если у вас один офис, то вы и так предоставляете все сервисы из единой точки. Вы точно знаете, что и где. Проблемы начинают возникать в тот момент, когда у вас появляется второй, третий и так далее офисы.

Стандартное решение – сделать уменьшенную копию текущего офиса, применив все испытанные решения. Вот тут мы сталкиваемся с главными проблемами: техника стареет и выходит из строя, сервера зависают, телекоммуникационные колодцы заливает вода, электрики отключают свет. Весь этот хаос растет вместе с ростом количества офисов, благо что зависимость линейная. Если вы заботитесь об информационной безопасности, все становится еще интереснее – защищенное резервное копирование, соблюдение политик безопасности, контроль использования внешних устройств, распечатываемой информации и так далее.

За всю историю ИТ придумана целая куча технологий и способов централизованного управления, они интегрируются друг в друга и имеют механизмы удаленного мониторинга и управления. Это все хорошо, но данные решения имеют свои минусы: все ваши сотрудники на основной технологической площадке должны быть высококвалифицированными, ваши потребности в производительности каналов связи и оборудования постоянно растут, вам сложно переходить на новые версии ПО или же вообще на другие программные продукты.

Но справиться с этим можно. Надо только убрать из остальных офисов все сервисы вашей сети и оставить только доступ к сервисам основной технологической площадки. Используйте SaaS и DaaS для конечных пользователей. Подключите FMC и сделайте внутреннюю сеть из мобильных телефонов сотрудников с единым номером для всех клиентов, записью разговоров, маршрутизацией звонков и еще с чем душа пожелает на мощностях вашего оператора связи. Вот, собственно, и все.

Что вы получите:

1. Ваши сотрудники разделятся на «умных и сильных», при этом «умных» может быть всего несколько человек или даже один, «сильные» же будут заниматься поддержкой пользователей. «Сильным» платите меньше, от помощников на удаленных площадках отказываетесь совсем – экономите на фонде оплаты труда.

2. Оборудование в офисах придется менять реже, так как все вычисления будут производиться на мощностях основной технологической площадки. 

3. Количество установленных экземпляров ПО уменьшится, и будет проще управлять программным обеспечением.

4. Вся информация будет доступна в любой момент любому из сотрудников, если ему это положено.

5. Уменьшится количество маршрутов хождения информации и сократится список используемых протоколов внутри подразделений, упростится настройка сетевого оборудования.

6. Обеспечиваете безопасность и резервирование только в одном месте.

7. Требования к скорости каналов связи перестают расти, ваши расходы – тоже.

8. Требования к мощности источников бесперебойного питания снижаются в 2 – 3 раза, следовательно, расходы на них тоже снижаются. 

Что вы теряете:

1. Поддержку некоторого ПО и оборудования.

2. Часть экономии тратите на хорошие и основные резервные каналы
связи, хотя они нужны в любом случае.

 

Начальник отдела информационного обеспечения
Удмуртского регионального филиала ОАО «Россельхозбанк» Руслан Рахимов



Что в итоге:

Я считаю, что плюсы сильно перевешивают минусы. Технологии SaaS и DaaS реализуются простыми технологиями удаленных рабочих столов и удаленных приложений. При внедрении данной схемы вы сразу не выиграете на стоимости оборудования или лицензий программного обеспечения: на «железе» вы станете экономить через 3 – 5 лет, в зависимости от жизненного срока оборудования, принятого в вашей компании; практически все коммерческое ПО лицензируется в том числе и по количеству запускаемых на серверах приложений экземпляров.

Вы выиграете на операционных расходах. И выиграете серьезно. Вы получите огромную благодарность пользователей, когда командированные в другие офисы сотрудники получат возможность работать со своим привычным рабочим столом, приложениями и ярлыками без запоминания новых паролей, когда им не придется разбивать информацию на 100 архивов, чтобы передать «вон те отсканированные документы», когда данные для презентации будут получены в течение 10 минут простым поиском по массивам данных. Вы получите благодарность администраторов, которым не придется думать о том, как, что и где работает.

Также необходимо учесть, что чаще всего новые офисы открываются как дополнительные точки продаж. На этих точках надо продавать, а не строить инфраструктуру. В каждой точке сети количество используемых протоколов уменьшится. Количество управляемого оборудования сократится, резервирование станет обязательным.

Для организации с количеством пользователей около 500 и 20 – 25 действующими офисами экономия на оплате труда составит примерно 30 %, экономия на операционных расходах – около 20 %.

Как видите, принцип «Не храните все яйца в одной корзине» не действует, если в роли яиц выступают сервисы вашей сети.

Тематики: Кадры, CIO/Управление ИТ

Ключевые слова: ИТ-директор, CIO, IT-директор