VimpelСom отчитался за второй квартал 2012 года

По итогам квартала международный телекоммуникационный холдинг VimpelСom сократил свои операционные расходы, увеличив показатель рентабельности и чистой прибыли. В то же время наибольшая часть выручки приходится именно на бизнес-единицу «Россия», ревеню по итогам квартала увеличилось на 8 % – до $2,267 млрд, главным образом за счет роста сегмента мобильной передачи данных. Показатель маржи EBITDA во 2-м квартале 2012 года достиг 43,1 % (+16 % год к году), достигнув своего наивысшего показателя за последние пять кварталов. В компании также уверены, что смогут досрочно выполнить план по повышению операционной эффективности (Operational Excellence) за счет оптимизации бизнес-процессов и организационной структуры, планируя достичь экономии в размере 5 млрд рублей. Что касается капитальных затрат, то «ВымпелКом» планирует масштабные инвестиции в строительство для достижения паритета с конкурентами по сетям 3G в основных городах 43 регионов к 2013 году, а также для подготовки к запуску LTE в рамках полученной лицензии.

Напомним, что международный холдинг VimpelСom Ltd. сегодня является одним из крупнейших мировых интегрированных операторов связи, оказывая услуги в 18 странах мира (России, Украине, Казахстане, Узбекистане, Таджикистане, Армении, Грузии, Кыргызстане, Камбодже, Лаосе, Алжире, Бангладеш, Пакистане, Бурунди, Зимбабве, Центральноафриканской Республике, Италии и Канаде). И по состоянию на 30 июня 2012 года общее количество абонентов компании составляло 208 млн человек (более подробно об этом см. новость раздела «ВымпелКом» от 5 октября 2010 г.).

Что же касается бизнес-единицы «Россия», то ее консолидированная выручка выросла на 8 % год к году, составив 70,3 млрд рублей, в основном за счет роста выручки в мобильном сегменте (+7 % год к году). Во 2-м квартале 2012 года «ВымпелКом» продолжил продвижение услуг в сегменте мобильной передачи данных – одном из наиболее быстрорастущих сегментов бизнеса – в основном через пакетные предложения и таргетированные тарифные планы, фокусируясь на сегменте small&medium screen, – рост выручки в сегменте мобильной передачи данных составил 35 % – до 6 млрд рублей. Фиксированный сегмент вырос на 14 % год к году, в основном вследствие продолжающегося роста доходов в сегменте фиксированного ШПД на 41 % год к году. Показатель EBITDA вырос на 12 % год к году в результате роста доходов и оптимизации затрат. Абонентская база в мобильном сегменте выросла на 1 % год к году и составила 55,7 млн, количество абонентов в сегменте мобильного ШПД выросло на 5 % году к году – до 2,5 млн, а абонентская база в сегменте фиксированного ШПД превысила 2 млн, что составило 35%-ый рост год к году.
 
«VimpelCom показал дальнейший прогресс во втором квартале 2012 года с органическим ростом ревеню на 4 % и ростом EBITDA на 8 %. Позитивные тренды в России продолжились – выручка выросла на 8 % и EBITDA на 12 % (30,3 млрд рублей). Доходы от передачи данных выросли на 35 %, мы также опережаем план по экономии 5 млрд рублей на оптимизации. Бизнес-единица «Италия» вновь превзошла своих конкурентов, увеличив ревеню и долю на рынке. Показатель EBITDA остался стабильным, несмотря на сокращение доходов от фиксированного бизнеса, который компенсировался за счет сильного роста мобильного сегмента. Бизнес в Africa&Asia показал отличный органический рост выручки на 8 % и рост EBITDA на 13 %, в основном за счет дальнейшего расширения абонентской базы и доходов от VAS-услуг в Пакистане, Бангладеш и Алжире. Что касается Украины, то общее ревеню снизилось на 1 %, что было вызвано переходом на комплектные тарифы. Тем не менее мы продолжаем оставаться лидерами на этом рынке, осуществляя ряд инициатив по повышению операционной эффективности, которые окажут положительный эффект уже в 2013 году. В странах СНГ наш бизнес показал органический рост по доходам на 10 %, а по EBITDA – на 11 %, в то же время наша абонентская база здесь увеличилась на 17 %. Несмотря на колебания курсов валют, стабильный органический рост свидетельствует о твердых позициях всех наших бизнес-единиц», – прокомментировал операционные результаты СЕО VimpelСom Ltd. Джо Лундер.


Ключевые показатели международного холдинга VimpelСom по итогам второго квартала 2012 года

«Компания показала скромные результаты по выручке и показателю EBITDA за 2-й квартал 2012 года, чего не скажешь о рентабельности EBITDA и чистой прибыли.  Показатель по выручке сократился из-за разницы курсов валют, EBITDA показала двузначный рост в России, Африке и Азии и СНГ. Если не учитывать результаты Wind Telecom, то выручка телекоммуникационного холдинга выросла на 4 %, EBITDA на 10 %, чистая прибыль на 108 %. То же самое касается и результатов за все 1-е полугодие 2012 года – без учета Wind Telecom выручка выросла на 37 %, а EBITDA – на 39 %.  Таким образом, Wind Telecom пока влияет на общие финансовые результаты в отрицательную сторону, тем не менее объединение и статус шестого по величине мобильного оператора в мире должны оправдать затраченные инвестиции в будущем», – прокомментировала аналитик ИК «РУСС-ИНВЕСТ» Мария Шишкина. По ее словам, до сих пор большую часть выручки VimpelСom Ltd. приносит именно российское подразделение: за второй квартал 2012 года выручка в России выросла на 8 % – до $2,267 млрд, EBITDA на 12 % – до $977 млн. Мобильные доходы выросли на 35 % в связи с увеличением передачи голосовых данных, и в компании уверены, что досрочно выполнят план в 5 млрд рублей до конца года. «В целом телекоммуникационному холдингу удалось сократить свои операционные расходы во 2-м квартале 2012 года на фоне увеличения рентабельности и чистой прибыли, также мы видим, что результаты холдинга начали улучшаться, несмотря на незначительное уменьшение выручки. На данном этапе основное внимание инвесторов направлено на противоречия между акционерами и вмешательство в них Федеральной антимонопольной службы. Торги акциями оператора по-прежнему зависят от спора акционеров», – добавила г-жа Шишкина.

 

Ключевые квартальные показатели бизнес-единицы «Россия»

Для достижения стратегических целей, стоящих перед VimpelСom Ltd., бизнес-единица «Россия» продолжила программу повышения операционной эффективности (Operational Excellence), включая шаги по оптимизации бизнес-процессов и организационной структуры. Одним из таких проектов стало создание в Ярославле общего центра обслуживания (ОЦО), который станет обособленным подразделением, оказывающим структурным единицам «ВымпелКома» услуги по ведению бухгалтерского учета, финансов, управления персоналом и закупкам. Кроме того, компания планирует повысить эффективность работы сотрудников и сократить операционные издержки, а также выйти из некоторых непрофильных видов бизнеса. В целом программа Operational Excellence, в рамках которой планируется достичь экономии в размере 5 млрд рублей, идет с опережением графика. Во 2-м квартале 2012 года «ВымпелКом» также продолжил работу по оптимизации стоимости затрат на привлечение абонента и предпринял ряд мер по сокращению оттока. Инициативы данной программы направлены на улучшение качества предоставляемых сервисов и повышение лояльности абонентов, в итоге отток абонентов снизился с 17 % в 1-м квартале до 15 % по итогам 2-го квартала 2012 года.

В то же время «ВымпелКом» продолжает работу над повышением эффективности строительства и эксплуатации собственной сети, в связи с чем компания уже подписала ряд соглашений с другими игроками телекоммуникационного рынка и вендорами с целью совместного использования, обслуживания и развития инфраструктуры сети. В июле 2012 года «ВымпелКом» стал обладателем лицензии на оказание услуг связи стандарта LTE на территории Российской Федерации по предоставлению сервисов с использованием радиочастот в полосе 813,5 – 821/854,5 – 862 МГц. В настоящее время оператор находится в процессе финализации плана по инвестированию в развитие LTE-сети, начав модернизацию сети и ее подготовку к запуску LTE. При этом первый фрагмент сети LTE в Москве уже находится в стадии строительства. В общем, соотношение капитальных затрат к выручке во 2-м квартале 2012 года составило 13 %, в соответствии с планами по строительству и модернизации сети.  Соотношение капитальных затрат к выручке за последние 12 месяцев сохранилось на уровне 21 %. Компания планирует продолжить инвестировать в развитие собственной 3G-сети и достичь паритета со своими основными конкурентами по покрытию населения 3G-сетью в основных городах 43 регионов к 2013 году.

 

Генеральный директор «ВымпелКом» Антон Кудряшов

 

По итогам второго квартала 2012 года «ВымпелКом» имел 16,9 тыс. базовых станций 3G (+7,9 % или 1336 БС), а также 34,3 тыс. базовых станций 2G (+2 % или 1139 БС). Из ключевых достижений стоит отметить запуск GSM-сетей на всей территории Дальневосточного региона, а также улучшение сети в Приморье в преддверии саммита АТЭС. Что касается магистральной сети «ВымпелКом», то ее протяженность составляет более 123 тыс. км (более 40 тыс. км приходится на опорную местную сеть), по итогам второго квартала 2012 года ее протяженность увеличилась на 3 тыс. км. В то же время до конца года оператор планирует увеличить протяженность междугородней сети в 1,5 раза и зоновой сети в 2,5 раза, удвоив количество базовых станций 3G, подключенных по IP-каналам. Что касается итогов развития сети в Московском регионе, то оператор продолжает подключение БС к высокоскоростным каналам – до конца года планируется сделать это для 65 % базовых станций в Москве и для 100 % в Московской области. Также на 20 % базовых станций в Москве была запущена технология HSPA+, до конца года до ее уровня планируется модернизировать все БС, подключенные по IP.

 

Директор по эксплуатации сетей, заместитель технического директора «ВымпелКом» Дмитрий Урываев

Если говорить о совместном строительстве сетей с МТС, то уже построено 2800 км ВОЛС, а до конца года планируется построить совместно еще 10,5 тыс. км волоконно-оптических линий связи. Кроме того, уже сегодня «ВымпелКом» и МТС располагают 430 совместными позициями на башнях, а в трех федеральных округах осуществляется совместное обслуживание оборудования. «Мы рассчитываем, что взаимодействие по проектам network sharing будет только увеличиваться. К примеру, уже в этом году с точки зрения строительства ВОЛС около 90 % таких проектов проходят в сотрудничестве с другими операторами (совместное строительство либо обмен каналами). Как это происходит, зависит от конкретных условий – конечно, можно просто совместно проложить линию и паритетно разделить емкость каналов между партнерами, используя их независимо. Это связано с тем, что, как правило, конечные точки инфраструктуры расположены в разных местах, поэтому выходить на уровень совместного использования оборудования транспортной сети не имеет смысла. Хотя если взять пример федеральной трассы «Амур», где мы покрывали ее совместно с МТС и «МегаФон», там были общие точки присутствия и практически полный sharing инфраструктуры. То есть у нас были общие башни, общие точки размещения оборудования и мы имели одну линию связи транспортной сети, которая совместно использовалась всеми тремя игроками. Если же говорить о перспективах совместных работ по сетям LTE, то мы планируем такой sharing даже расширить. Другое дело, что т. н. active sharing, когда совместно используется и радиооборудование  (RAN sharing), сегодня технологически вполне возможен, но пока российское законодательство этого не позволяет. Если же посмотреть на международный опыт, то многие европейские операторы RAN sharing активно используют (см. новость раздела Tele2 от 8 октября 2010 г.), что позволяет снижать затраты на строительство сети, особенно первоначальные, а также сократить время развертки сети», – прокомментировал директор по эксплуатации сетей, заместитель технического директора «ВымпелКом» Дмитрий Урываев.

Автор: Сергей Мальцев.

Тематики: Фиксированная связь, Мобильная связь, Маркетинг, Финансы

Ключевые слова: ВымпелКом, финансы, выручка, сотовая связь, рентабельность, VimpelCom