МТС на ПМЭФ

21 июня в рамках Петербургского международного экономического форума крупнейший российский оператор мобильной связи провел пресс-ланч, на котором его представители поделились с журналистами планами на ближайшее будущее, а также рассказали об основных особенностях и проблемах, с которыми сталкиваются операторы связи сегодня, – прежде всего, роуминге и сетевой нейтральности. В то же время, по словам руководства МТС, операторам все сложнее удается заработать на голосе – рынок растет в основном за счет передачи данных. Но потребности абонента безграничны, что вынуждает игроков постоянно модернизировать свои сети, ставя вопрос уже об их принципиальной окупаемости.

Вице-президент МТС по операционным вопросам Александр Поповский незадолго до встречи прилетел из Шанхая с конференции Ассоциации мобильных операторов GSMA, совет директоров которой традиционно собирается три раза в год, – темой последней встречи стали роуминги и сетевая нейтральность. И по словам г-на Поповского, по вопросу роуминга был принят важный меморандум о повышении прозрачности: «Мы во многом следуем основным идеям этого меморандума: уведомляем всех абонентов о том, что они оказались в роуминге, информируем об условиях, расценках», – отметил спикер. Кроме того, по его словам, всем операторам рекомендовано было внедрить в практику соблюдение лимита – каких-то предельных сумм, которые абонент сможет потратить в роуминге. Эти суммы могут зависеть, например, от среднего счета клиента. МТС такую услугу также практикует, но пока лишь для корпоративных клиентов. Потому в настоящее время компания думает над тем, как лучше всего внедрить соблюдение лимита на массовом рынке. Именно это должно будет снизить остроту проблемы bill-шока от больших счетов в роуминге.

Докладчик также отметил, что при пересечении границы многие клиенты отключают передачу данных в роуминге, что является упущенной выгодой для сотового оператора. «У МТС есть услуга «Безлимитный Интернет в роуминге», плата за которую составляет 300 рублей в день. Внедрив эту услугу, мы попали в струю мирового тренда. И сейчас многие европейские операторы переходят к такой роуминговой модели мобильного Интернета… В целом вопрос роуминга крайне непростой, поскольку требует координации большого количества разных операторов с разными интересами, с разными внутренними ценовыми политиками и конъюнктурами. Тем не менее такая тенденция вырисовывается. И я думаю, что в этом направлении будут развиваться тарифные линейки всех операторов, в том числе и МТС», – поделился планами г-н Поповский.

Что касается второй ключевой темы шанхайского собрания GSMA – сетевой нейтральности, то, по словам спикера, все операторы мобильной связи сегодня оказываются в ситуации замкнутого круга. «Мы каждый год вкладываем ресурсы в новые технологии, в расширение сетей только для того, чтобы в принципе зарабатывать столько же, а иногда и чуть меньше», – отметил он. По словам Александра Поповского, стабильно сегодня растет лишь выручка за мобильный Интернет, но при этом трафик у операторов растет быстрее, чем доходы. Значительную же часть прибыли получают сервисные-игроки (Google, Facebook, Microsoft и т. д.) и множество других компаний, которые оказывают услуги поверх операторских сетей. Поэтому инвестиции в развитие сети приносят все меньше и меньше дохода.


Вице-президент МТС по операционным вопросам Александр Поповский

Тему сетевой нейтральности продолжил президент МТС Андрей Дубовсков. В частности, он заострил внимание собравшихся на самой глобальной, по его словам, проблеме – на том, чтобы «операторы и производители сервисов смогли наконец-таки договориться, каким образом все эти разработки будут доставляться до абонента и как это будет монетизироваться». По его словам, все операторы связи, по сути, работают в условиях, в которых не могут, не занимая деньги на инвестиционных рынках, проинвестировать собственное развитие. В то же время МТС стремится использовать имеющиеся ресурсы настолько, насколько это возможно, чтобы предоставлять услуги на должном уровне. «Здесь мы вступаем в серьезное противоречие. Огромные деньги, которые мы вкладываем в сети, мы занимаем для того, чтобы 1 % наших абонентов потреблял 50 % ресурсов. И когда некоторые наши клиенты говорят о введении какой угодно нейтральности, по сути, они говорят нам занимать больше. Так компания встает перед вопросом, а надо ли вообще заниматься этим бизнесом, если вложенные деньги начинают оправдываться только через 50 – 100 лет. Позиции всех сторон на этом рынке необходимо правильно интерпретировать, чтобы это пошло на пользу всему сообществу», – рассказал Андрей Дубовсков.



Президент МТС Андрей Дубовсков

Далее перед собравшимися выступил вице-президент МТС по маркетингу и развитию бизнеса Василь Лацанич, который рассказал о том, как сейчас меняется рынок связи и на чем планирует сделать акцент МТС в будущем. В начале своего выступления он отметил, что услуги мобильной связи являются одними из самых быстроразвивающихся в течение уже многих лет. Но при этом мы видим снижение темпов роста голосовой связи (за исключением тех стран, что еще находятся в периоде насыщения) и их переход в передачу данных и в решения машинного характера (М2М). При этом особенно важным представляется движение в сторону мобильной передачи данных. «Люди говорят практически столько, сколько хотят. А вот с передачей данных все обстоит намного хуже. Здесь рост и интересней, и опасней одновременно. 99 % клиентов получают только половину данных. Этим процессом нужно управлять. С другой стороны, надо понимать и то, что это требование рынка: чем больше людей, тем больше и трафика», – отмечает г-н Лацанич. Именно в сетях передачи данных МТС видит огромные перспективы. «Это наше ядро будущего. Сеть должна постоянно развиваться, быть самой технологичной. Все должно быть массовым и доступным для всех, – рассказал он. – Наша цель – стать лучшим и ведущим оператором передачи данных. Именно на эту цель мы и ориентируем всю компанию. В этом направлении уже многое сделано. Теперь  вопрос в том, как донести это до людей».

Далее разговор перешел ко второму бурно развивающемуся рынку – М2М (machine to machine), который открывает большие возможности для безопасности и здравоохранения. «Нам интересны все направления здравоохранения, включая телемедицину, видеоконференции медицинского характера, а также устройства, которые будут сами работать с диагностикой. С точки зрения бизнеса все это очень низкодоходно, низкорентабельно, но мы рассчитываем сделать это направление массовым. Мы привыкли зарабатывать не миллион с человека, а с миллионов копейки. И мы будем продолжать так работать», – отметил г-н Лацанич. Далее  он отметил, что сегодня МТС является крупным объединенным оператором как домашнего телевидения, так и домашнего Интернета. «И если добавить к этому и мобильный Интернет, то мы получаем все телекоммуникационные услуги. У нас пока еще нет спутниковой связи, но об этом мы тоже думаем.  Фактически мы хотим предоставлять любые услуги по передаче данных в любом виде, в любую из удобных сетей, в любое время», – отметил в заключение своего выступления он.




Вице-президент МТС по маркетингу и развитию бизнеса Василь Лацанич

Автор: Марина Кван.

Тематики: Мобильная связь, Маркетинг

Ключевые слова: МТС, роуминг