MVNO добралось до распутья

Виртуальные операторы сотовой связи не могут прийти к единому мнению о развитии рынка MVNO в России. Одни предлагают копировать успешные западные проекты, другие ищут новый подход к этой бизнес-модели.

В частности, на прошедшей в среду 21 марта конференции "MVNO Russia 2012", директор мобильных проектов связи и VAS для массового рынка "Межрегионального Транзит Телекома" (МТТ) Григорий Милорадов заявил, что европейский опыт развития MVNO интересен и полезен, но мало применим к России. По его словам, успех европейских MVNO всегда опирался на ярко выраженное преимущество в продвижении услуг абонентам на основе дискаунтеров, связи для ритейлеров и VAS, а неудачи объяснялись отсутствием такого преимущества.

"Этот ландшафт на пороге кардинальных перемен, и на 2012 г. европейский опыт развития MVNO по текущей модели можно считать утрачивающим актуальность в целом и для России в частности", - отметил Григорий Милорадов. По его словам, пик запусков MVNO проектов в Европе пришелся на 2006 г., когда стартовало 70-80 проектов в год, но в 2011 г. этот объем сократился до 20-30 проектов в год, смертность проектов составила 25% от всех MVNO-проектов.

"К тому же, смещается география запусков, из Европы — в страны Азии и Ближнего Востока", - добавил он.

Григорий Милорадов подчеркнул, что рынок связи на пороге кардинальных изменений, с приходом LTE, появления OTT-cервисов и активного внедрения социальных сетей в область телекоммуникаций. Европейский ландшафт MVNO, считает он, в течение 5 лет полностью изменится, когда произойдет миграция ценностей "классического" бизнес-модели MVNO, которая ставит во главу угла тарифы, роуминг и минуты разговоров в модели повсеместного универсального доступа и персонализированной среды связи. "Для России в таком случае интерес будут представлять такие сервисы как мобильные финансы, облачные комплексные услуги из "одних рук", и мобильная безопасность", - рассуждает Григорий Милорадов.

Президент Ассоциации региональных операторов связи (АРОС) Юрий Домбровский, напротив полагает, что стратегически, российские MVNO-проекты будут идти в форватере европейского опыта. "Да, в России есть свои особенности, вызванные регулированием и менталитететом, надо эту ситуацию учитывать. Все, что связано с тем, что "классические операторы" установили низкие цены на GSM-услуги, а 3G-сети недостаточно развиты, чтобы обеспечивать работоспособность и базового, и виртуального операторов, должно быть понято и учтено", - считает Юрий Домбровский.

Генеральный директор ООО "Народный мобильный телефон" (НМТ) Владимир Шульга считает, что заявлять о том, что не нужен западный опыт, неправильно, равно как и рассуждать о неких "мифических" бизнес-моделях. "Вначале надо освоить десятилетний опыт, которым располагают европейские компании, а потом перенести его на наш рынок, учитывая реальные условия применения этого опыта", - подчеркнул он.

"Я всегда выступал за то, чтобы MVNO-операторы были инициаторами новых сервисов, поскольку только так они могут выжить на рынке. Взять и повторять то, что делают классические сотовые операторы - это значит обречь себя на неудачу", - объяснил Владимир Шульга.

По оценке консалтинговой компании J'Son & Partners Consulting, к концу 2011 г. в России насчитывалось около 1,1 млн абонентов MVNO, что составляет менее 0,5% от абонентской базы сотовых операторов (для сравнения, в странах западной Европы, таких как Бельгия или Нидерланды, доля абонентов MVNO среди всех абонентов сотовой связи колеблется от 15% до 30%), и эта абонентская база за последний год практически не выросла.

Руководитель департамента беспроводных технологий J'son & Partners Consulting Виталий Солонин отметил, что несколько лет назад ожидалось оживление рынка "виртуальных операторов" в России в связи с появлением 3G, потом появились лицензии MVNO, но не было нумерации. Однако, рассуждает Виталий Солонин, непонятно активизирует ли рынок выданная операторам нумерация. "Выделение номеров для потенциальных MVNO, становление рынков LTE и М2М – это, конечно, серьезные драйверы для формирования этого рынка в России, - пояснил он. - Но если в ближайшие годы не произойдет существенного роста рынка и оздоровления конкуренции на рынке мобильной связи, без кардинальных решений регулятора, как в некоторых странах Европы, не обойтись".

По мнению Виталия Солонина, стимулировать рынок может закрепление в законодательстве требования об обязательном предоставлении оператором мобильной связи собственной инфраструктуры потенциальным "виртуалам", или прописывание требований в лицензиях на 4G резервировать емкости для MVNO. Похожий шаг был осуществлен в Гонконге по отношению к лицензиям 3G.

"В противном случае существует вероятность, что развитие рынка MVNO будет по-прежнему сдерживаться нежеланием базовых операторов "плодить" себе подобных. Однако государственное регулирование должно быть гибким и основанным на лучших зарубежных практиках", - подытожил Виталий Солонин.

Дарья Лютцау

Тематики: Мобильная связь

Ключевые слова: MVNO