Операторы наращивают число M2M-абонентов

Услуги связи machine-to-machine (когда связь устанавливается между каким-то оборудованием и сервером компании) становятся все более важным сегментом для сотовых операторов. M2M-рынок растет на 70% в год, основным драйвером роста выступают системы мониторинга транспорта. Операторы готовятся продавать больше SIM-карт и разрабатывают новые виды M2M-услуг.

Российский рынок услуг передачи данных между техническими устройствами через сети мобильных операторов (M2M-услуги) растет со скоростью более 70% в год. Таковы данные исследования агентства iKS-Consulting. По прогнозам агентства, к концу 2011 года число M2M SIM-карт достигнет 2 млн против 1,2 млн в 2010-м. К 2015 году эксперты ожидают дальнейшего роста этого показателя до 18,5 млн.

В iKS-Consulting отметили, что структура M2M-отрасли схожа со структурой всего корпоративного сегмента рынка мобильной связи, поскольку 86% в ней контролирует «большая тройка». На сегодняшний день лидером M2M-рынка является МТС (44%), затем следуют «ВымпелКом» (25%) и «МегаФон» (17%). Оставшиеся 14% в основном распределены между региональными дочерними компаниями «Ростелекома». Кроме того, в конце июня свои M2M-услуги в России начала оказывать Tele2. Виртуальные операторы на рынке M2M практически не представлены.

Ключевым сегментом рынка является мониторинг транспорта (45% потребителей M2M-услуг). По 20% приходится на банки вместе с платежными терминалами и ЖКХ. Еще 10% рынка составляют услуги, связанные с обеспечением безопасности, 3% занимают торговые автоматы. Оставшиеся 2% распределены между прочими сервисами. Средняя выручка на одну активную SIM-карту (ARPU) в России варьируется от 70 до 800 руб. в месяц.

В пресс-службе МТС сообщили, что темпы роста сервисов M2M в 2011 году превысили ожидания компании. «По итогам первого полугодия число SIM-карт МТС, задействованных в телематике, увеличилось до 820 тыс. штук, рост составил 60%», — рассказали в МТС. По данным оператора, рынок M2M в России на конец 2011 года составит 2,5—2,7 млн абонентов. МТС намерена сохранить долю рынка на уровне 40—45%.

Как отмечает менеджер по продуктам телематических решений и сервисов «ВымпелКома» Сергей Балашов, оператор активно работает на рынке M2M, переходя от поставки каналов связи к комплексным M2M-решениям. «Сегодня самая многообещающая отрасль для M2M-услуг — это транспорт и логистика», — подчеркивает он. «Мы считаем M2M одним из наиболее перспективных и стратегических направлений: спрос как на услуги связи в M2M-решениях, так и на сами M2M-решения будет стремительно расти год от года», — заключает г-н Балашов.

В пресс-службе «МегаФона» также признали, что у рынка M2M большой потенциал для роста. «МегаФон» фокусируется на новых направлениях бизнеса, особенно на развитии VAS-услуг. Что касается приоритетных сфер их применения, в первую очередь «МегаФон» намерен развивать M2M-услуги в области транспорта и ЖКХ», — подчеркнули в пресс-службе оператора.

Даниил Скоринкин

Автор: Александр Абрамов.

Тематики: Мобильная связь

Ключевые слова: ВымпелКом, МТС, МегаФон