Куда движется телеком. Обсудили на конференции Integration in Telecom 2010

В Москве состоялась II конференция Integration in Telecom 2010, организованная компанией SVM Media & Events Group. В конференции приняло участие около 40 представителей рынка связи и производителей ПО. В режиме живого общения специалисты обсудили текущие интеграционные процессы на телеком-рынке, новые возможности, проблемы и прогнозы развития отрасли.

Представители телеком-компаний обсудили ситуацию на российском рынке связи на рубеже поколений. По данным, представленным заместителем генерального директора компании «Связьдоринвест» Ольгой Румянцевой, сейчас доля операторского сегмента на телеком-рынке составляет 14 % и в дальнейшем будет лишь падать. Директор по стратегическому развитию «Скай Линк» Иван Шарков считает, что рынок передачи голоса насыщен, но в ближайшие годы еще будет увеличиваться, хоть и малыми темпами. Самый активно развивающийся сегодня в отрасли сегмент – это мобильный широкополосный доступ. По прогнозам информационно-аналитического агентства TelecomDaily, представленным руководителем московского офиса Лидией Снарской, несмотря на то, что 44 % рынка телекоммуникаций приходится на сотовую связь, очень большими темпами развивается и будет развиваться услуга доступа в Интернет – как мобильного, так и проводного. В целом же сейчас и в дальнейшем на рынке связи происходит слияние мобильного и фиксированного широкополосного доступа. За первое полугодие 2010 года в России на рынке слияний и поглощений было совершено боле 360 сделок, самые крупные из которых коснулись телекоммуникационного сектора. Согласно исследованиям Mergermarket и Goltsblat BLP, 79 % экспертов ожидают в ближайший год роста активности на рынке слияний и поглощений.

«Рынок в России находится сейчас на этапе консолидации. Ключевое понятие здесь вертикальная интеграция. Многие старые бизнес-модели, когда каждый из операторов занимался своим сегментом, например, продажей на уровне магистрального трафика, работой с конечными пользователями, работой на уровне функций сервис-провайдера, уже не выживают на нашем рынке. В том числе тут сказываются и последствия экономического кризиса. Отрасль телекома вынуждена пересматривать свои подходы к бизнесу для того, чтобы контролировать затраты и повышать доходы.  В рамках отдельных бизнес-подразделений это делать очень сложно. Поэтому на рынке наиболее успешной становится вертикально-интегрированная модель, когда в рамках одного оператора объединена и конечная база абонентов, и функции по пропуску трафика и так далее. Пример такой модели – это «Ростелеком», когда в рамках деструктуризации «Связьинвеста» создается крупный оператор, владеющий гигантской абонентской базой, порядка 50 % на российском рынке. В то же время его магистральная компонента становится неким внутренним механизмом пропуска этого трафика, за счет эффекта масштаба позволяет экономить финансовые ресурсы и кастомизировать продукты, делая их более типовыми. Только в этом случае компания может экономить и выживать на нашем рынке. Такая политика позволяет долгосрочно прогнозировать свои финансовые возможности, оставлять какой-то зазор в инвестициях и часть из них выделять на развитие новых услуг и сервисов», – прокомментировал ситуацию на рынке связи директор по развитию компании «Коминфо Консалтинг» Евгений Соломатин.

 

 
Директор по развитию компании «Коминфо Консалтинг» Евгений Соломатин


Проблемами информационной безопасности при реализации интеграционных проектов поделился с участниками конференции директор по проектам корпоративного центра МТС Дмитрий Костров. Некоторые крупные сотовые операторы, в том числе и МТС, стали в последнее время активно приобретать компании фиксированной связи. В связи с этим, по словам г-на Кострова, появляется множество сложностей из-за разной организации рабочих процессов внутри теперь уже одной компании. Один из вопросов – как обеспечить информационную безопасность, особо важен для любого оператора, так как является для него уязвимым местом. Свой опыт в этом вопросе спикер обсудил с коллегами.  

 

Директор по проектам корпоративного центра МТС Дмитрий Костров


По мнению Ивана Шарикова, компании МТС, «МегаФон» и «ВымпелКом» в ближайшее время будут развивать технологии 3-го поколения, а активное развитие сетей LTE спикер предполагает лишь в 2013-2014 годах. С точки зрения заместителя генерального директора по стратегическим проектам ОАО «МегаФон» Тиграна Погосяна сейчас необходимости в технологиях 4G нет, так как приложения в большинстве своем не требуют большого трафика. «Пока приложений, которым обязательно нужно LTE, нет. Магистральные операторы и компании, которые производят контент, должны вместе обсудить этот вопрос и решить, что дать людям, что в этом плане нужно бизнесу», – отметил г-н Погосян.

 

Генеральный директор по стратегическим проектам
ОАО «МегаФон» Тигран Погосян


Конвергентные решения «Билайн» для корпоративных клиентов представил менеджер по конвергентным продуктам «ВымпелКом» Владимир Горбунов. По словам спикера, в условиях послекризисной экономики клиенты заинтересованы в постоянном снижении затрат на связь, поэтому для «Билайн» предоставление конвергентных решений – это важный инструмент для сохранения текущих и привлечения новых клиентов. Теперь для бизнеса оператор предоставляет объединенные сервисы: единые правила для фиксированной и мобильной сети, расширение фиксированных сетей мобильными устройствами. Конвергенция тарифов  – это пакетные предложения, объединяющие мобильную и фиксированную связь, расширение внутрисетевых звонков и т. д. По словам Владимира Горбунова, преимущества подобных решений заключаются в значительной экономической и технологической выгоде для клиента. Также корпоративному клиенту будет удобно иметь «единую точку контакта», то есть получать счета за фиксированную и мобильную связь в одном пакете и общаться по всем вопросам лишь с одним менеджером.


Об интеграции спутниковых технологий в сетях мобильных и фиксированных операторов связи рассказал руководитель направления корпоративных продаж компании «Сетьтелеком» Олег Макаров. В некоторых условиях, по словам спикера, использование спутниковой связи наиболее эффективно и экономически выгодно. Использовать VSAT (малые спутниковые наземные станции) удобно на удаленных территориях, территориально-распределенных объектах, при отсутствии других решений, на «последней миле» и т. д.  Операторы связи могут использовать спутниковые технологии в качестве составного звена при построении своей сети связи (например, канала между базовыми станциями) или же владеть Центральной Управляющей Станцией (Hub), как составной частью своей сети. По словам Олега Макарова, в России существует немало примеров подобного сотрудничества. Компании «Синтерра», «Ростелеком», «Уралсвязьтелеком» используют спутниковые технологии в своих сетях. Благодаря некоторым ограничениям – задержке при передаче информации из-за удаленности,  широте канала с ограниченной пропускной способностью – VSAT не сможет полноценно конкурировать с оптоволоконными линиями. По прогнозам г-на Макарова, доля спутниковой связи в России в ближайшие годы будет порядка 7 %.

 

Руководитель направления корпоративных продаж
компании «Сетьтелеком» Олег Макаров

В последнее время одной из тенденций на рынке связи стал интерес со стороны государства, выраженный в желании инвестировать в рынок и в то же время его контролировать. «Государство понимает, что у операторов недостаточно средств на инвестиции в инфраструктуру, а  его задача сделать так, чтобы инфраструктура двигалась в интересах всего общества и всей экономики. Как следствие, оно готово в нее инвестировать, в том числе и за счет налоговых льгот, субсидий, создания механизмов частно-государственного партнерства и так далее. Но при этом государство желает и контролировать этот процесс. Последняя инициатива по регулированию роуминга, которая вводится со стороны ФАС, – это аналог тех моделей, что уже реализованы в Евросоюзе. Такие модели показали свою эффективность, и, по всей видимости,  в России частичное регулирование рынка будет продвигаться», – резюмировал Евгений Соломатин.

Автор: Арина Буковская.

Тематики: Фиксированная связь, Мобильная связь, Маркетинг

Ключевые слова: маркетинг, фиксированная связь, мероприятия Москвы, конференция, сотовая связь