Рейтинг Развития Рунета Q2’2010 (использование интернета в России): Аудитория, домены, сайты.

«Рейтинг Развития Рунета» - аналитический бюллетень Координационного центра домена .RU/.РФ. В данном документе представлен свод основных тенденций и показателей развития российского интернета, особенно актуальных во втором квартале 2010.

Проникновение интернета и активность его использования

По итогам весны 2010 года в России насчитывалось 43,3 млн. интернет-пользователей (тех, кто выходил в интернет хотя бы раз за последний месяц), недельная интернет-аудитория,   тем временем, достигла 39,2 млн. человек, а ежедневная – 29,4 млн.

Недельная и суточная аудитории приближаются к месячной, что является одним из ключевых показателей «развитости» Рунета.

68% - такова доля интернет-пользователей, выходящих в сеть каждый день. Реже одного раза в неделю в Интернет выходят всего лишь 9% аудитории. По сравнению с весной 2009 года люди стали ходить в сеть значительно чаще. Тогда 59% пользователей интернет выходили в сеть ежедневно.

Как результат, интернет постепенно превращается в одну из основных потребностей общества. К тому же почти половина  пользователей  сети  не  готовы  отказаться  от  интернета,  даже  если  им  не  будет  хватать средств на еду или одежду.

Рост числа интернет-пользователей  является  прямым  следствием положительной динамики  уровня «подключенности»  к интернету  домохозяйств  (наличия  доступа  к  сети  интернет).  Этим  объясняется  и  рост аудитории, пользующейся интернетом ежедневно (68% месячной аудитории).  Причем процент,  выходящих  в  интернет  из  дома,  растет:  это  уже  83%  всех  интернет-пользователей  (по итогам весны 2010).

О росте уровня  «подключенности»  говорит  и  cреднее  проникновение ШПД  по  России  –  28%  (14,5 млн. домохозяйств на конец первого квартала 2010 года имели доступ к высокоскоростному интернету).

Проникновение услуги в Москве составило 74%, в регионах – 24%. Таким образом, рынок Москвы близок к насыщению, а основной рост рынка услуг ШПД происходит за счет регионов: почти 95% роста. Так, темпы прироста по итогам первого квартала 2010 года относительно итогов первого квартала 2009 года составили: в Москве +8%, в регионах +41%.  

Растет и интернет-трафик: в 1 квартале 2010 пользователи «прокачали»  1,4  эксабайт  (1,4  триллиона мегабайт)  данных.  Последние три года  интернет-трафик  растет темпами 2,7-3,6  раза  в  год.  Рост 1кв2010/1кв2009 = в 3 раза

Рост доменного пространства vs Рост аудитории интернет

Следствием роста числа пользователей является и рост регистраций доменных имен в домене .RU.  
По итогам 1 полугодия 2010 года в домене .RU зафиксировано 2 886 589 доменных имен.  

Темпы роста регистраций доменных имен и количества интернет-пользователей выравниваются.  

А  с ростом проникновения услуг на базе ШПД у пользователей появляется возможность  размещать  на создаваемых сайтах  более  «тяжелый»  контент,  что  делает  их  более  интересными  и  привлекательными для интернет-аудитории, а, следовательно, и для рекламодателей. Этот фактор также оказывает значительное влияние на рост регистраций доменных имен в домене .RU.  

Домен .RU является одним из крупнейших доменов верхнего уровня. Со  своими  почти  тремя  миллионами зарегистрированных доменных имен он занимает десятое  место.  А  среди  национальных  доменов  .RU  –  на шестом  (после немецкого  .DE, британского  .UK. китайского  .CN, нидерландского  .NL и европейского  .EU). При этом благодаря  самым  высоким  темпам  роста  среди  крупнейших  доменов  верхнего  уровня  .RU  имеет  все шансы по итогам 2010 года подняться на пятое место в данном списке.  

География интернета

Основные тенденции:
Снижение концентрации интернет-пользоватей  в  центральной  части  России  (как  следствие, достижения насыщенности московского рынка).

Выравнивание распределения интернет-пользователей и населения по федеральным округам РФ.
Но при этом продолжается перекос регистраций доменов в пользу Центрального ФО: 26% всего населения России – 61% всех доменных имен.

Преобладание Центрального ФО в описанных выше распределениях объясняется концентрацией головных офисов крупных и средних компаний в Московском регионе, но, с другой стороны, это говорит о хорошем потенциале домена .RU за счет регионов.  

Таким образом, с ростом  интернет-проникновения  в  регионах  следует  ожидать  роста  маркетинговой интернет-активности  (в  т.ч.  регистрации  доменов,  запуска  сайтов  и  пр.)  малого  и  среднего  бизнеса  на местах в регионах.

Количество публикаций в Рунете о регионах России гораздо выше, нежели о городах дальнего зарубежья, что свидетельствует об интересе российских пользователей к своей Родине.  Данный  факт  еще  раз подтверждает положительную тенденцию развития интернета и регистраций доменных имен в регионах РФ.
 
Большая «наблюдаемость» регионов в Интернете благодаря интересу людей к локальным новостям: так, активность СМИ во всех регионах в 2009 году выросла. Больше всего новостей в среднем  на одно  СМИ публикуется на Урале, меньше всего – в Центральном округе (без учета Москвы).

Интернет-контент: тренды

Среди пользователей Интернета женщин и мужчин примерно поровну. Но в социальных сетях «интернет-
женщин» больше, чем «интернет-мужчин»: 75,8% против 69,7%.
 
Продолжается монетизация контента через дополнительные сервисы. Так, например, по итогам прошлого года  прибыль Mail.ru от платных сервисов фактически сравнялась с доходами от рекламы, что  стало возможным благодаря поглощению в 2009 году разработчика игр Astrum Online, основной доход которого —  платежи от игроков. Другим примером может служить наблюдаемое насыщение  социальных  сетей дополнительными  сервисными  предложениями,  которые  свидетельствуют  о  переходе данных  проектов от экстенсивного к интенсивному развитию.  Так,  например,  социальной  сети  «Одноклассники»  удалось нарастить выручку за счет запуска различных платных сервисов: платная  регистрация,  платное размещение фотографий, виртуальные подарки и др.

Продолжается дискуссия по  выработке критериев  ответственности  провайдеров  за  пользовательский контент  в контексте нарушения  авторских прав в интернете.  Об  этом  свидетельствуют  последние нашумевшие судебные разбирательства между медиахолдингом ВГТРКа и социальной сетью ВКонтакте, компанией ООО "Первое музыкальное издательство" (ПМИ) и интернет-холдингом Rambler Media, а также изъятие сервера, на котором находился торрент-трекер Filehoster.ru из дата-центра хостинговой компании Hoster.ru (ООО "Филанко").

Вслед за насыщением рынка интернет-доступа на рынке интернет-контента  также  возникает понимание возможного скорого насыщения и, как следствие, необходимости  сегментации  контента,  исходя  из сегментации интернет-пользователей.

Госуслуги. Домен .РФ

С ростом проникновения  среди населения  услуг  доступа  в  интернет  тема  перевода  части  госуслуг  в электронный вид становится особенно актуальной. Так, 01.04.2010 на Портале госуслуг (www.gosuslugi.ru) открылась регистрация в разделе «Личный кабинет».  Данный  сервис  дает  пользователям  возможность подавать запросы на получение услуг, получать доступ к электронным сервисам органов власти, подавать обращения  в  органы  власти,  отследить,  на  какой  стадии  исполнения  находится  запрошенная  услуга.
На конец июля  2010 года  на сайте уже насчитывалось 117 000  зарегистрированных  пользователей,  49 госуслуг были доступны в электронном виде, в том числе подача налоговых деклараций, лицензирование разных видов деятельности, подача заявления на получение загранпаспорта.
 
15 июля 2010 начался третий этап приоритетной регистрации доменных имен в домене .РФ для отдельных категорий:  СМИ, некоммерческих организаций, обладателей  исключительных  прав  на  фирменные наименования и наименования места происхождения товара. 26 июля 2010 был открыт реестр для приема заявок. По итогам первой недели было зарегистрировано 1 601 доменное имя. При этом 25% из них (403 домена) были зарегистрированы  для  СМИ. Всего  по  итогам  июля  в домене  .РФ  было  зарегистрировано 15 931 доменное имя.

Автор: Александр Абрамов.

Тематики: Интернет, Маркетинг

Ключевые слова: Интернет, Рунет, домен .рф