Клиенты разбежались по домам. Операторы фиксированной связи лишились части абонентов

Тотальная миграция абонентов между операторами связи в корпоративном сегменте не сопровождалась столь же значимым их оттоком. Однако игроки рынка фиксированной связи все-таки потеряли существенную долю низкодоходных клиентов, которые перешли к домовым операторам или переключились на мобильный WiMAX в сети Yota.

Петербургские операторы корпоративной связи не рассчитывают на стремительный рост в своем сегменте в 2010 году — с этим на «круглом столе», организованном РБК daily совместно с ИАА TelecomDaily, согласились большинство операторов первого и второго эшелонов. Однако, говоря об умеренном развитии, представители разных компаний подкрепляли его собственной трактовкой. Согласно одним прогнозам, рынок за год вырастет в пределах 3—4%, по другим — сумеет продемонстрировать 12-процентный рост. Что касается предварительных итогов 2009 года, они оказались предсказуемыми, то есть такими же умеренными, как аппетиты самих операторов, которые в первом полугодии прошлого года вынуждены были забыть об амбициях и держаться за каждого абонента, как за последнего.


В компании «Метроком» отметили, что прибыль за 2009 год выросла более чем на 3%, примерно такой же рост показал в корпоративном сегменте, по собственным данным, «Северо-Западный Телеком». «Смарт Телеком» рапортовал об увеличении прибыли на 7—8% без учета дополнительных доходов от приобретенных активов («Плаза Телеком», «VMB-Сервис»), за счет которых по показателями годового оборота он еще на шаг приблизился к лидерам — компаниям «Петерстар», «ВымелКом» («Билайн Бизнес»), «Метроком». В «Северен-Телеком» заявили, что смогли выйти на 15-процентный рост, а 33%, о которых отчиталась компания «Обит», вызвали некоторое недоумение у участников рынка.


«По итогам 2009 года оказалось, что корпоративный рынок просел или остался на уровне 2008-го, — отметил генеральный директор компании «Смарт Телеком» Андрей Суходольский. — Я бы назвал 2009 год годом великой миграции. Все операторы приобрели опыт по разработке действий для удержания клиента и ARPU. В этом году рынок будет развиваться только за счет существующих клиентов, так как экономическая ситуация пока не способствует увеличению числа юридических лиц». По его мнению, максимальный потенциал для роста ограничен 10—12% при условии, что операторы сумеют повысить объем потребляемых услуг связи.


Скорее всего в 2010 году доходы будут расти теми же темпами, что и в 2009-м, или окажутся чуть выше, уверен коммерческий директор компании «Метроком» Андрей Закревский. «Быстрого восстановления после кризиса мы не ждем, рост рынка более чем на 10% в 2010 году считаю сомнительным», — сообщил он. Учитывая, что операторские компании сегодня могут увеличить свою долю на рынке и доход, только привлекая абонентов из сетей конкурентов, г-н Закревский назвал достижением удержание ARPU (среднемесячный доход на одного абонента) на уровне предыдущего года. Это удалось сделать в основном благодаря работе с крупными компаниями и организациями, пояснил он.


Абоненты, арендовавшие офисы в бизнес-центрах, в течение года активно переезжали с места на место, говорит директор ИАА TelecomDaily Денис Кусков. По данным агентства, число мигрировавших абонентов в общей абонентской базе оператора могло доходить до 25%. Чтобы избежать массового оттока клиентов, уточняет эксперт, операторские компании должны были реагировать очень быстро — во-первых, обеспечить услуги связи на новом объекте, а во-вторых, предложить достаточную скидку, чтобы абонент не ушел в другую сеть. Далеко не у всех операторов получилось не уронить ARPU, и снижение выручки с одного абонента должно было компенсироваться ростом количества новых подключений.


В компании «Северен-Телеком» усиление миграции посчитали отчасти позитивным фактором, позволившим значительно расширить присутствие в бизнес-центрах Петербурга. «Мы не смогли сохранить только порядка 20% мигрировавших абонентов в связи с тем, что они уведомляли нас слишком поздно, уже по факту переезда», — рассказал коммерческий директор «Северен-Телеком» Антон Виноградов. Директор петербургского филиала «Вестколл» Виктория Тихонова подтвердила, что клиенты в целях экономии из БЦ высокого уровня переезжали в С-класс и в так называемые хоум-офисы. Она отметила, что результатом утверждения новых стандартов (всеобщий курс на оптимизацию расходов) стало увеличение потребления интеллектуальных сервисов, которые не привязаны к офису или к конкретному адресу. В компании «ВымпелКом» подчеркнули огромный потенциал конвергентных решений. Продукты, основанные на сочетании мобильной связи, фиксированных сетей и радиодоступа, по мнению директора по корпоративному бизнесу петербургского филиала Евгения Коробова, могут быть интересны всем категориям абонентов, включая СМБ-сектор.


Операторы корпоративного сегмента вынуждены согласиться с тем, что клиенты, которые ранее тратили на связь относительно небольшие суммы (до 4,5—6 тыс. руб.), урезая расходы, отдавали предпочтение поставщикам связи принципиально другого класса — домашним сетям или сети мобильного WiMAX Yota. Коммерческий директор СЗТ Олег Попов заметил, что практически все бизнес-абоненты стали экономить на связи, либо сокращая объем услуг, либо переходя на услуги другого качества. По его словам, переезд пользователей в квартиры и переключение на Yota — сигнал к тому, что пора обратить внимание на цену, на то, насколько адекватно она отражает содержание продукта. Коммерческий директор Северо-Западного филиала ОАО «Ростелеком» Иван Маковкин уточнил, что абоненты сейчас полностью отказываются от сервисов, без которых могут обойтись.


«Некоторый процент корпоративных абонентов действительно стал пользоваться мобильным WiMAX или услугами домашних сетей. Я уверен, что мобильный WiMAX займет свою нишу, но отток корпоративных абонентов из проводных сетей все-таки будет небольшим, так как многие корпоративные клиенты предъявляют высокие требования к обслуживанию и качеству услуг связи», — отметил директор по продажам компании «Петерстар» Самир Баджадж.


«Если абонент не готов платить за интернет-доступ больше тех 900 руб., которые просит Yota, то нам бессмысленно пытаться его подключить. Мы готовы обслуживать клиента со среднемесячными платежами от 5 тыс. руб. Все остальные в прошлом году естественным образом отсеклись, сделав выбор в пользу иной категории сетей», — отметил генеральный директор компании «Обит» Андрей Гук.


Наталья Рыжкова

Автор: Александр Абрамов.

Тематики: Фиксированная связь

Ключевые слова: фиксированная связь, WiMAX, Yota, Обит , Метроком