Вместе с Microsoft. Шагает «Рексофт»

Компания «Рексофт», выросшая из офшорного разработчика софта для западных заказчиков и недавно отметившая своё восемнадцатилетие, продолжает и дальше развиваться во всех направлениях, в том числе и в продвижении продуктов Microsoft. В сентябре прошлого года интегратор объединился с компанией «Техносерв», после чего было сформировано объединение консалтинговых подразделений «Техносерва» и компаний-партнёров, занимающееся на одном из своих уровней также Microsoft Dynamics. Кроме того, «Рексофт», как и многие другие интеграторы Петербурга, участвует в региональной программе семинаров, посвящённых продукции компании Microsoft «Сокращения без потерь».

Компания «Рексофт» была создана в 1991 году и недавно, 30 мая 2009 года, отметила своё 18-летие. Напомним, что изначально «Рексофт» занималась исключительно разработкой программного обеспечения. Компания создавалась как офшорная и оказывала услуги по заказной разработке ПО для западных заказчиков. В основном это были крупные коммуникационные компании, представители немецкоязычных стран: Швейцарии, Австрии, Германии. Постепенно «Рексофт» стал развиваться и пытаться создавать собственные продукты. Именно тогда была создана система электронных платежей Assist.ru, существующая и по сей день – уже независимо (см., например, новость раздела «Платежные системы» от 7 мая 2009 г.), а также тарификационная система «Барсум», которая также сейчас функционирует как независимое предприятие и продаёт свои услуги в России. Кроме того, была разработана система автоматизации для гостиниц АСУ «Эдельвейс/Medallion» и некоторое время компания сама занимались её внедрением – в основном в Западной Европе. Это был первый опыт «Рексофта» по системной интеграции. Вскоре разработка была продана американскому холдингу Soft Brands, и сегодня все авторские права на неё принадлежат американцам. При этом компания «Рексофт» сохранила для себя право на её внедрение и продолжает в числе прочих поддерживать и эту систему.

Ещё один известный проект компании «Рексофт» – это электронный магазин «Озон.ру». Интересна история его создания: проект был разработан и только «встал на ноги» к августу 1998 года, то есть как раз ко времени дефолта. Как рассказали представители компании, руководство должно было принять какое-то принципиальное решение: закрывать магазин, который требует ещё очень много работы, финансовых, человеческих и временных затрат, или всё-таки пытаться сохранить его, пусть даже с риском для компании. В итоге был принят второй вариант, но решено было сформировать магазин в отдельное юридическое лицо и «посадить» на очень жёсткий бюджет. Проект удержался и 1998 год закончил с прибылью, несмотря на кризис и на то, что цены «Озона.ру», как и сейчас, были выше среднерыночных. Как показала практика, достаточно удачно была просчитана целевая аудитория.

С 2001 года компания принимает решение отказаться от разработки собственных продуктов и переходит исключительно к продаже ИТ-услуг. Именно с этого момента начинает активно развиваться направление системной интеграции. Появляются направления по ERP-системам и электронному документообороту. Продолжает развиваться департамент, занимающийся обслуживанием гостиничных систем (внедрение АСУ «Эдельвейс»). После начала развития нового направления – системной интеграции – компании понадобился столичный офис, который был открыт в Москве в 2002 году. С течением времени происходило укрупнение проектов и развитие специализаций. Некоторые секторы были выделены в отдельные единицы – департаменты. С 2006 года был создан департамент ERP, занимающийся внедрением систем на базе Microsoft Dynamics. Рос и объем заказных разработок. У компании появились западные подразделения: офисы в Германии и Швеции. С 2007 года открываются новые офисы в Мюнхене и Санкт-Петербурге и компания начинает заниматься двумя новыми направлениями – ERP-системой SAP и платформой документооборота Documentum. Несколько лет назад в развитие «Рексофта» вложился прибалтийский венчурный фонд, который на данный момент вышел из состава акционеров интегратора.

В сентябре прошлого года произошло ещё одно знаковое событие в истории «Рексофта» – компания объединилась с крупнейшим российским системным интегратором, холдингом «Техносерв», который купил 74 % акций «Рексофта». При этом «Рексофт» продолжает быть независимой организацией и управляется советом директоров, куда входят представители обеих компаний. С момента этого объединения сформировалось подразделение - под условынм внутренним названием «Техносерв-Консалтинг», - которое представляет собой объединение консалтинговых подразделений, входящих в «Техносерв», и прикреплённых компаний. Как рассказали представители «Рексофт», слияние является частью стратегии компании, так как ей нужна серьёзная поддержка по продажам в Москве, и для этого проще было найти сильного партнёра. Консультационные практики компаний дополняют друг друга.

В ближайшее время «Рексофт» собирается продолжать западную экспансию – открывать новые представительства и офисы за рубежом. Также компания планирует дальнейшее продвижение в регионы, потому что и дальше нуждается в новых сотрудниках, искать которых, как считают представители «Рексофта», следует уже не в Москве и не в Санкт-Петербурге. В частности, в прошлом году был открыт офис в Воронеже.

На данный момент «Рексофт» имеет пять офисов, из которых два находятся в Санкт-Петербурге (ул. Пархоменко и ул. Чапыгина). Всего в компании работает около 400 человек. Оборот «Рексофт» за прошлый год составил $27,5 млн. А учитывая переход на финансовый год компании «Техносерв», совокупный оборот за пять кварталов достиг около 1 млрд рублей. Количество сотрудников за 2008 год увеличилось примерно на 15 %. Рост годового оборота в прошедшем году был менее значительным, чем обычно, – в связи с инвестициями в новые офисы.

Текущая структура бизнеса представлена шестью основными направлениями: это заказная разработка – так называемый департамент ADC, выделенный из состава ADC бизнес по развитию решений SAP (изначально практика внедрения SAP развивалась внутри департамента ADC), департамент гостиничных систем, департамент телекоммуникационных систем, департамент документооборота и департамент ERP.

Около 70 – 80 % сотрудников компании относятся к департаменту ADC (разработчики заказной продукции), 20-30 % – это состав остальных департаментов. На сегодняшний день все офисы, за исключением воронежского, являются торговыми представительствами компании в странах и регионах. А офис в Воронеже – это изначально офис вынесенной разработки, которая ведётся по всем направлениям, но в основном всё-таки по заказам ADC. Остальные департаменты являются в полной мере самодостаточными единицами.

В офисах компании за рубежом также практически нет разработчиков – эти филиалы занимаются в основном продажами. «В данных подразделениях нам нужны люди, которые чётко могут ответить на вопрос о предлагаемом спектре услуг компании «Рексофт» в целом по всем департаментам и вывести потенциального заказчика на специалистов, которые уже второй линией подхватят предметный разговор», – отмечает менеджер по связям с общественностью «Рексофт» Галия Сайфутдинова.

Все акционеры компании вплоть до 2005 года были россиянами. При этом создатели «Рексофт» продолжают управлять им и по сей день, включая генерального директора Александра Егорова. Компания ориентируется на крупный и средний бизнес (к последнему относятся компании, имеющие около 2 тыс. сотрудников). «Рексофт» интересуется как зарубежными, так и российскими заказчиками. По обороту самый нижний уровень клиентов компании – $7-10 млн. Исключением является гостиничный бизнес, который относится в основном к среднему и даже малому сегментам бизнеса. Но это особое направление, которое по-своему уникально и интересно для компании. «На сегодняшний день на рынке никто не оказывает подобного спектра услуг, связанных с гостиничным бизнесом, – от учёта шурупов и замков до полной автоматизации. Для нас интересен сам клиент: даже если это малое предприятие, то оно изначально ориентировано на автоматизацию всех своих процессов, что для малого бизнеса совсем нехарактерно. В этой сфере люди даже в нынешнее время сознательно берут кредиты исключительно для того, чтобы обновить свои программно-аппаратные комплексы и системы автоматизации, потому что они знают, что за этим будущее», – рассказала Галия Сайфутдинова.

Больше всего «Рексофт» накопила компетенцию в таких отраслях, как телекоммуникации и ИТ. В последнее время компания начала продвигаться и в производстве – причем в части ERP-решений, которые интегратор ориентирует именно на сектор производственных предприятий, предлагая им продукты Microsoft Dynamics. К другим крупным партнёрам интегратора также относятся EMC, Oracle, IBM, Siemence, Adobe Systems, Cisco и др. Кроме того, «Рексофтом» совместно с компанией Primavera, занимающейся разработкой проектного ПО, было создано совместное решение на платформе разработчика – альтернативный программный продукт по календарно-сетевому планированию и управлению проектной деятельностью. Продукт изначально ориентирован на строительные и строительно-инвестиционные организации.

Что касается недавно реализованных проектов «Рексофта», то один из них – разработка концепции документооборота для «Норильского никеля». По словам представителей компании, это был долгий и интересный проект, рассчитанный на 10 тыс. пользователей и включивший в себя создание системы документооборота для предприятий «Норникеля» в Москве, Санкт-Петербурге и других городах. Недавно были запущены несколько достаточно крупных внедрений в области гостиничного бизнеса, например, гостиница «Варшава» в Москве. В прошлом месяце департаментом ERP было осуществлено внедрение системы на платформе Microsoft Dynamics NAV 5.0 в российской компании «Карготек» с западным капиталом, включающей в себя несколько подразделений в Санкт-Петербурге и Москве и ещё ряд представительств.

Что касается маркетинга, то сейчас компания «Рексофт» является участником региональной программы «Сокращения без потерь», проводимой корпорацией Microsoft в Санкт-Петербурге. Цель программы – рассказать потенциальным партнёрам о том, какие плюсы и экономию средств может принести применение продуктов Microsoft. В апреле компанией «Рексофт» совместно с вендором в рамках этой программы был проведён семинар на тему использования Microsoft Dynamics NAV, и в будущем ожидается следующее подобное мероприятие. «Естественно, мы приветствуем эту программу как любую маркетинговую активность. С одной стороны в ней участвует Microsoft, который позиционирует себя как поставщик решений для бизнеса всех отраслей. Классика поведения вендора: «Назовите ваши проблемы, и мы скажем, как их решить». То есть целью компании является закрытие всех потребностей бизнеса. С другой стороны – иной подход «Рексофта»: на рынке существует множество предложений, Microsoft – сильный партнёр, но не единственный, поэтому наша задача – найти наиболее подходящее решение. Как и все другие поставщики, мы чувствуем, что экономическая ситуация сказывается на спросе. Наша задача – мотивировать клиента таким образом, чтоб он задумался о решении последующих задач – тут нам помогает Microsoft. А с третьей стороны можно рассматривать «Рексофт» как потребителя решений Microsoft – для себя мы также выбираем из решений различных компаний, и, когда компания подошла к вопросу построения собственной ERP-системы – в силу нашей компетенции вопрос о выборе не стоял, – это, конечно, был Microsoft. Если говорить о департаменте ERP: когда определялось, на каких платформах мы будем автоматизировать клиентов, из всех вариантов был выбран Microsoft Navision (сейчас Microsoft Dynamics NAV) как наилучшее сочетание функционала, цены и возможностей. Пока в части ERP в выборе других решений мы не ищем путей», – резюмировала г-жа Сайфутдинова.

Напомним, что в рамках инициативы «Сокращения без потерь» освещается ряд продуктов и решений, включая MOSS, Business Intelligence, System Center, Unified Communications (объединенные коммуникации), решения по виртуализации, а также платформы семейства Dynamics – ERP-системы NAV, AX и Dynamics CRM (см., например, интервью с петербургским офисом Microsoft ). В программе на данный момент участвуют более 15 партнеров Microsoft по Северо-Западу. Основная форма работы – круглые столы с практическими примерами использования данных технологий. Программа «Сокращения без потерь» стартовала с конференции в начале марта (см. новость раздела Microsoft от 4 марта 2009 г.), и с того момента уже прошёл ряд мероприятий (см. список в разделе «Мероприятия»), в частности, посвященные портальным решениям на базе MOSS круглые столы, проведенные вместе с компаниями Tieto (см. новость раздела Tieto от 3 июня 2009 г.) и «Поликом Про» (см. новость раздела «Интеграция» от 16 июня 2009 г.). Круглые столы, посвященные ERP-решениям на базе Microsoft, были организованы при участии, в частности, компаний «Весть» (см. новость раздела «Весть» от 28 мая 2009 г.) и «АНД Проджект» (см. новость раздела «АНД Проджект» от 27 мая 2009 г.).

Автор: Лидия Снарская.

Тематики: Интеграция, Маркетинг, ПО

Ключевые слова: программное обеспечение, интеграция, бизнес-решение, ERP, автоматизация, Microsoft, Рексофт, Техносерв, Dynamics AX, Dynamics NAV, Dynamics CRM