Трубки в сторону. Показатель ARPU продемонстрировал рекордное снижение

Первый квартал 2009 года удивил российских сотовых операторов беспрецедентным падением ARPU в рублевом эквиваленте. За первые три месяца текущего года этот показатель снизился более чем на 3%. По словам аналитиков, причиной тому послужила не только экономическая ситуация в стране. Рынок сотовой связи уже практически насыщен, а свободная раздача операторами SIM-карт стимулирует к разрастанию «мертвых» абонентских баз.

Согласно отчету исследовательской компании MForum Analytics, ARPU в первом квартале в рублевом выражении упал на 3,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом среднемесячный доход с абонента операторов «большой тройки» составил 285 руб. По словам аналитиков, тенденция к снижению темпов роста ARPU наметилась еще семь месяцев назад. «Беспрецедентное снижение, зафиксированное в первые три месяца 2009 года, связано сразу с несколькими фактами. Во-первых, естественно, влияние оказала экономическая ситуация, которая привела к тому, что народонаселение России начало все-таки сокращать свои расходы на связь. Во-вторых, влияние оказала свободная раздача бесплатных SIM-карт операторами. И наконец, третий фактор — сезонность», — говорит аналитик MForum Дмитрий Деев.

По словам аналитика iKS-Consulting Максима Савватина, снижение ARPU, зафиксированное в первом квартале, является следствием объективных причин в виде сезонности, а также снижения потребительской активности. «Во втором квартале ситуация, согласно нашим прогнозам, начнет выравниваться. Рост ARPU составит 5—10%», — говорит г-н Савватин. Однако, по его словам, тактика операторов, предполагающая увеличение абонентской базы, уже устарела. «В ситуации, когда проникновение в стране составляет 150—160%, необходимо делать ставку не на подключения, а на лояльность уже существующих абонентов. Только лояльные абоненты смогут способствовать увеличению ARPU благодаря дополнительным услугам», — говорит г-н Савватин.

По словам пресс-секретаря МТС Ирины Осадчей, сокращение показателей ARPU и APPM (средний доход на минуту разговора. — РБК daily) связано с падением доходов от премиальных услуг — роуминга, междугородных и международных звонков, а также от корпоративных абонентов, которые в период кризиса экономят. Кроме того, ARPU в первом квартале также отражает сезонное снижение потребления из-за уменьшения количества рабочих дней, снижения деловой активности и потребительского спроса. «Сегодня для нас принципиально важно сохранить абонентскую базу и поддержать уровень пользования. Сохранив абонбазу, мы автоматически получим рост доходов с выходом из кризиса», — говорит г-жа Осадчая. По ее словам, сохранение абонбазы оператор стимулирует благодаря введению новых, экономичных тарифов, ориентированных на абонентов, которые следят за расходами. Пресс-секретарь «ВымпелКома» Ксения Корнеева связывает снижение ARPU с сезонной тенденцией, а также неблагоприятной экономической ситуацией в стране. «Однако в марте—апреле мы наблюдаем положительную тенденцию и надеемся, что во втором квартале ARPU покажет рост», — говорит г-жа Корнеева. В «МегаФоне» отказались от комментариев. «МегаФон» еще не отчитывался по итогам квартала, поэтому о каких-либо показателях говорить пока рано», — заявила пресс-секретарь компании Татьяна Зверева.

Автор: Александр Абрамов.

Тематики: Мобильная связь, Финансы

Ключевые слова: ВымпелКом, МТС, МегаФон, сотовая связь