Сменили частоту

Финансовая голодуха последних месяцев не стала бесполезной пыткой для большинства компаний телекома, работающих в Поволжье. Сокращение издержек заставило многих более здраво взглянуть на свой бизнес, существенно увеличив его эффективность

Одно из вполне явных последствий от стесненных материальных обстоятельств – ускоренный переход потребителей на новейшие технологии связи, позволяющие существенно экономить в затратах. Корпоративный сектор, столкнувшись с необходимостью сокращать издержки, не стал резать первую попавшуюся курицу, а затеял инспекцию всего курятника. Результатом стало внедрение достаточно стандартного набора технологических новшеств, позволяющих очень существенно сократить материальные расходы на связь.

Как за последние три месяца изменилось положение дел в отрасли, участники рынка обсуждали на круглом столе «Антикризисные стратегии на рынке телекоммуникаций», проведенном 9 апреля 2009 года журналом «Эксперт Волга»
Курс на «безлимитку»

Еще год назад слово «IP-телефония» звучало для многих руководителей предприятий утонченным ругательством, а теперь ею повсеместно заменяют дорогой трафик по выделенным каналам. Так, например, поступили самарские компании «Промышленный синдикат» и «Интеллект». В банках, где вроде бы не принято экономить на связи, по мнению участников рынка, не настолько важно иметь дешевые услуги, но на свои бюджеты хочется получить как можно более качественные, устойчивые и современные услуги. «Банки сильно зависят и много расходуют на телекоммуникации – с ними напрямую связано построение их бизнеса», — говорит директор по развитию ФиаБанка Максим Калинин. — Коммуникации должны быть устойчивые, продублированные по разным каналам и у разных поставщиков для повышения их надежности, работающие в очень напряженном режиме и длительное время». В банке завершили проект перехода на внутрибанковскую систему IP-телефонии, что позволило значительно сократить затраты на местные звонки, количество городских линий и расходы на междугородную и международную связь (МГ/МН), а в результате получить существенную экономию на всех видах проводной связи. Финансовое учреждение полностью перешло на безлимитные тарифы Интернета от двух альтернативных провайдеров, которые существенно снизили стоимость услуг без снижения скорости доступа и качества линий. В самарском банке «Солидарность» также подтверждают эффективность перехода на альтернативные способы голосовой связи, но подчеркивают, что не отказались полностью от выделенных линий, переходя на IP-протоколы и VPN-сети там, где позволяет политика безопасности.

Диверсификация выхода в Интернет — второй явный способ снизить телекоммуникационные расходы: пересмотр необходимых скоростей доступа и переход на безлимитные тарифы дает существенный выигрыш по сравнению с оплатой по трафику. Генеральный директор ОАО «Промышленный синдикат» Евгений Киселев считает дрейф корпоративного сектора к «безлимитке» очевидной вещью. «Мы разделили Интернет на свой и клиентский: взяли вторую выделенную линию с безлимитным тарифом и сократили оплату за трафик. В целом оптимизация позволила на 40 процентов сократить затраты на связь», — говорит руководитель.
На голодном пайке

Что хорошо потребителю, далеко не всегда приятно поставщику. Сокращение ИТ-бюджетов напрямую отражается на операторах связи, хотя они сейчас стараются не афишировать снижения доходов. Но это, в свою очередь, подталкивает их к оптимизации бизнеса. Почти всем удалось пересмотреть арендные договоры, добившись снижения ставок — иногда в два раза. Все снижают расходы на продвижение, рекламу и персонал – если людей и не увольняют, то точно сокращают обучающие программы и прочие долговременные вложения в трудовые ресурсы. Нагрузка на людей возросла вдвое, на аутсорсинговые компании втрое, говорят в компании «ЭР-телеком» (штаб-квартира в Екатеринбурге), которая сократила часть персонала. «Людей мы не трогали, но напугали. Они стали в два раза больше бегать, и в результате в прошлом месяце у нас рост продаж в полтора раза», — уверяет директор самарского филиала «Арктел» Никита Синяев.

Поволжский филиал «Комстар-ОТС», наоборот, открыл вакансии и заполнил их в том числе и сокращенными специалистами «ЭР-телекома», за что очень благодарен конкуренту. «За счет увеличения штата снизилась нагрузка на сотрудников, увеличилась скорость реакции на запросы, улучшились стандарты обслуживания. Лояльность клиентов существенно возросла, что позволило, в свою очередь, поднять зарплату сотрудникам на 20−30 процентов по сравнению с прошлым годом», — говорит директор «Комстар-Поволжье» Александр Курочкин. В «Комстаре» также отмечают, что им удалось существенно сэкономить на стоимости входящего трафика, которая за последнее время снизилась в 5−6 раз.

У большинства компаний под сокращением оказались инвестиционные программы, например, во многих городах присутствия она приостановлена у «ЭР-телекома». В «Ростелекоме» особо отмечают, что продолжают вкладываться в развитие сети; инвестиционная программа осталась на уровне 2008 года — 8,9 млрд рублей. Родственный «Комстару» по АФК «Система» сотовый оператор «МТС» не собирается останавливать запуск новых сетей третьего поколения. «Инвестиции оптимизированы на стратегических позициях, которые максимально быстро дадут отдачу – на строительстве и запуске новых сетей 3G, вложениях в новые услуги и цифровой контент», — поясняет коммерческий директор самарского филиала МТС Владислав Щавелев. В «Билайне» продолжают интеграцию с «Голден Телеком» и ждут от нее синергетического эффекта.

Несмотря на некоторое снижение финансовых показателей в конце прошлого года, сотовики в целом чувствуют себя вполне уверенно, во всяком случае, в корпоративном секторе. Так, никто из потребителей, присутствовавших на круглом столе, организованном журналом «Эксперт Волга», не признался, что начал существенно экономить на мобильной связи. Но и операторам мобильной связи приходится идти навстречу своим клиентам. Рецепты лояльности просты – снижение стоимости разговоров внутри сети, как поступили в СМАРТСе, МТС и «Ульяновск GSM» («антикризисные» тарифные планы «Первый семейный», «Супер ноль» и Mix соответственно), или тарифный план-конструктор от «Билайна» «Твои правила».

Несомненна применимость новых сотовых тарифов в корпоративном секторе, но, по словам связистов, бизнес-единицы в условиях кризиса могут рассчитывать и на большее – кто-то обещает сходу скидки на МГ/МН связь («Ростелеком», «Арктел»), другие просто многообещающе произносят: «Приходите, договоримся».
И швец, и жнец

В ситуации, когда каждый потребитель стремится сэкономить, а каждый оператор готов уступить, особым почтением вроде бы должна пользоваться роль системного интегратора как посредника между желаниями потребителя и техническими возможностями. Например, генеральный директор ИАЦ «Самара-Интернет» Андрей Санников отмечает, что «на рынке системной интеграции и построения корпоративных сетей тоже стало меньше феодальных отношений, когда кто-то построил узел связи, окучивает вокруг него клиентов и больше туда никого не пускает». То есть операторы научились договариваться между собой. Но директор самарского филиала компании «АйТи» Александр Сова сетует, что многие проекты заморожены, то есть интеграторам тоже недолго остаться без работы.

Гораздо надежней выглядит позиция универсальных (или мультисервисных) операторов – «Комстар-ОТС» (в связке с МТС), «Вымпелком» («Билайн» и «Голден Телеком») и «Мегафон». Придя к ним, бизнес-клиент сможет получить исчерпывающий набор услуг, лишь бы корпоративный отдел оператора в результате оказался достаточно гибким. В этом контексте наметившееся слияние «Ростелекома» и МРК «Связьинвест» (в Поволжье — «ВолгаТелеком») выглядит несколько запоздалым, но правильным ответом государства на набирающую силу тенденцию образования умеющих все компаний. А привлечение свежих менеджерских сил позволяет даже неповоротливых «телефонных монстров» постепенно превратить в клиентоориентированные компании: существенное улучшение сервиса «ВолгаТелеком» было особо отмечено потребителями, а в своих регионах НСС и «Ульяновск GSM» вполне успешно конкурируют с частными компаниями.
А был ли мальчик

Скорее всего, дела телекомов Поволжья идут далеко не так плохо, как все опасались в конце прошлого года. В этом в первую очередь убеждает то, что многие участники довольно категорично отрицают само существование кризиса. Никита Синяев из «Арктела» утверждает, что все снижения тарифов и скидки в компании являются результатом планового мониторинга рынка, а не прямым последствием финансовых трудностей. В «Самтелеком» также отрицают наличие антикризисных мер, а заместитель генерального директора по развитию MetroMax (Самара) Игорь Овчинников настойчиво призывал коллег «не делать безумных антикризисных предложений, не рушить тарифы пополам, не сокращать издержки на техподдержке клиентов», отчего «услуги деградируют и рынок катится в одну большую яму». Гораздо осторожнее в оценках руководство филиалов федеральных компаний, а клиенты операторов приводили очевидные признаки снижения платежеспособного спроса. Называть ли  кризисом текущую ситуацию на рынке или нет, но для потребителей она во многом окажется выгодной – операторы становятся сговорчивей, охотно снижают цены, стараются бороться за каждого клиента и активно внедряют эффективные услуги. Стагнация рынка когда-то закончится, преференции останутся за потребителями, а новые технологии — в арсеналах связистов.

Геннадий Анисимов

Тематики: Фиксированная связь

Ключевые слова: безлимитный Интернет, фиксированная связь, ЭР Телеком, кризис