Несмотря на кризис. Рынок ERP-систем продолжает пополняться

На российском рынке ERP-систем появилось два новых имени. Это новое отечественное решение OrganicERP от петербургского разработчика «Фаст Финанс», предназначенное для автоматизации основных бизнес-процессов предприятий малого и среднего бизнеса, и новая для российских заказчиков ERP-система NetSuite OneWorld, работающая по модели SaaS. Оба они нацелены на средний сегмент. Наблюдатели рынка оценивают перспективы этих продуктов по-разному, но в целом выказывают довольно сдержанный оптимизм.

Создатель ERP-системы Organic – петербургская компания «Фаст Финанс» – была основана в 2007 году. Как рассказали в «Фаст Финанс», в результате маркетингового исследования, проведенного разработчиком в 2008 году среди предприятий Петербурга и Москвы, было выяснено, что на рынке не удовлетворен спрос на комплексные информационные системы, доступные для неторговых предприятий малого и среднего бизнеса. «С одной стороны, существует множество тяжелых ERP-систем (в основном зарубежных), которые в большинстве своем очень дороги по разным причинам для малого и даже среднего бизнеса, с другой – множество различных узкоспециализированных решений, в том числе для малого бизнеса, которые фокусируются на какой-либо одной или двух функциях (например, бухгалтерский и налоговый учет или CRM). Но практически невозможно найти доступный для СМБ коробочный, готовый продукт, который бы, с одной стороны, обладал всем необходимым функционалом для комплексной автоматизации среднестатистического предприятия (например, строительного, производственного или из сферы услуг), а с другой – мог бы быть внедрен в кратчайшие сроки без глубокого консалтинга и анализа бизнес-процессов, без дополнительного программирования», – рассказал руководитель отдела маркетинга ООО «Фаст Финанс» Даниил Першин. С целью заполнить эту незанятую нишу был создан программный продукт OrganicERP, первая версия которого вышла в декабре 2008 года.

В едином информационном поле OrganicERP собраны основные модули для управления и учета бизнес-процессов: финансовый учет, бюджетирование, управление персоналом, документооборот, управление проектами, управление личным временем и интерактивность, управление отношениями (CRM) и управление основными средствами. Как говорит Даниил Першин, идеология продукта исходит из того, что бизнес-процессы у большинства компаний малого и среднего бизнеса в сфере услуг, строительстве и производстве достаточно стандартные и возможно создать систему, которая бы сразу учитывала все эти базовые процессы и могла бы с минимальными оговорками «лечь» на бизнес-модели этих предприятий. Продукт рассчитан на внедрение в масштабах от 10 до 50 рабочих мест. Эффективнее всего OrganicERP работает на предприятиях с практикой проектных задач. Для минимизации рисков клиентов был разработан инструмент пробного внедрения TasteIT, предложение было озвучено 5 февраля 2009 года.

На сайте компании приведен пример расчета стоимости OrganicERP для 14 рабочих мест, согласно которому запуск системы и обучение пользователей обойдутся в общей сложности в 470 тыс. рублей. «В период стабильности и роста предприятия могли себе позволить обойтись без комплексной автоматизации отделов или, наоборот, приобрести дорогое ERP-решение и внедрять его годами. В условиях кризиса ситуация иная. Компании, безусловно, будут сокращать и уже сокращают ИТ-бюджеты, и если раньше они могли рассматривать решения за сотни тысяч евро, то теперь готовы выделять в несколько десятков раз меньшие средства на автоматизацию. Именно в этот момент наше решение окажется востребованным», – уверен Даниил Першин. Продвижение продукта планируется, в частности, в ходе профильных выставок, таких как «Автоматизация-2009».

Одним из первых заказчиков OrganicERP стала «Генподрядная компания СТЭП». На первом этапе внедрения были запущены модули «Документооборот» и «Управление персоналом», а также прошел перенос данных из предшествующей системы. Об этом сообщалось 20 января 2009 года. На данный момент продукт рассматривают ряд компаний, таких как ОАО ММЗ «Знамя», группа компаний «Панельгард» и «Мастерпрофиль». Наиболее интересной для потенциальных заказчиков оказалась интегрированная в OrganicERP система бюджетирования.

«Среди конкурентных решений, сопоставимых с нашим по функционалу и целевой аудитории, мы можем назвать Microsoft Dynamics NAV, однако данный продукт все-таки достаточно дорог для СМБ (велика, например, брендовая составляющая стоимости). Также идеология этого продукта такова, что стоимость внедрения для клиента в несколько раз превышает совокупную стоимость лицензий, тогда как у нас стоимость внедрения, наоборот, в несколько раз ниже, не говоря уже о самой стоимости лицензий. Мы также считаем, что программа бесплатного пробного внедрения TasteIT ставит нас впереди большинства конкурентов», – говорит Даниил Першин.

До конца 2009 года планируется завершить разработку 2-го релиза продукта, где в полном объеме будет реализован модуль «Производство» как для компаний с дискретным типом производства, так и для производств непрерывного цикла. Расширится функционал CRM-модуля и модуля управления временем: будут добавлены, например, такие функции, как встроенный почтовый клиент и возможность осуществлять маркетинговые рассылки, функции управления рекламными кампаниями и т. п. В системе появится модерируемый форум в модуле управления проектами. Также планируется начало разработки нового программного продукта под брендом OrganicERP, назначение которого пока не разглашается.

Еще одну знакомую мировому рынку, но новую для российского рынка ERP-систему – NetSuite OneWorld – начала продвигать в России московская компания «АйГейт» (iGate ltd.). Игрок ведет свою историю с августа 2001 года, когда под брендом «Точная автоматика» фирма специализировалась на автоматизированных системах управления технологическими процессами (АСУ ТП) непрерывных производств. Компания внедряла системы управления технологических процессов, построенных на промышленных контроллерах реального времени и SCADA-системах GE Fanuc. В 2002 году специалистами «Точной автоматики» было разработано собственное программное обеспечение Everest, относящееся к классу MES-систем для непараметрической оптимизации непрерывных технологических процессов. В 2006 году компания начала развивать новое направление бизнеса OnDemand – предоставление услуг «по требованию», в рамках которого с 2007 года становится авторизованным бизнес-партнером поставщика решений «по требованию» для среднего бизнеса и подразделений крупных организаций NetSuite. Один из основных продуктов NetSuite – работающая через Интернет ERP-система NetSuite.

О доступности в России и СНГ решения NetSuite OneWorld, которое является расширением системы NetSuite, было объявлено 11 февраля 2009 года. Как сообщалось в «АйГейт», NetSuite OneWorld – первое решение по требованию, позволяющее работать с множеством юридических лиц в единой базе данных. Система позволяет заказчикам работать на локальном/национальном уровне по своим правилам (валюты, налоги, языки, отчеты, информационные панели и т. д.) и моментально сводить данные на локальном, региональном и глобальном уровнях по другим правилам. Для работы с системой пользователю требуется только браузер и доступ в Интернет. NetSuite OneWorld дает средним компаниям возможность иметь полностью интегрированную глобальную систему за $1999 в месяц. Так как решение поставляется по модели «программное обеспечение как услуга» (SaaS), клиентам не приходится платить за сопровождение и поддержку, а внедрение занимает несколько недель. В решении также есть полноценная функциональность CRM и электронная коммерция. В настоящее время NetSuite OneWorld используют 30 компаний, в 50 идет внедрение. О внедрениях у российских заказчиков «АйГейт» не сообщает.

Наблюдатели рынка оценивают перспективы двух описанных выше продуктов несколько по-разному, но в целом довольно сдержанно. «В принципе, основное преимущество этих систем заключается в том, что они позиционируются в наиболее привлекательном среднем сегменте. Сейчас он сокращается, но в перспективе именно отличается наибольшей емкостью. Скорее всего, в ближайшие пять лет он будет расти заметно быстрее рынка. Правда, конечно, в этом заключаются и риски – конкуренция в данном сегменте уже достаточно велика, она будет расти высокими темпами. Если говорить конкретнее, то плюсом решения от NetSuite, которое представлено на рынке достаточно давно, является последовательная ориентация на средние компании и экономная модель поставки – через Интернет, у Organic удобная архитектура и настройка, что благоприятно для игроков, не имеющих большого штата собственных ИТ-специалистов», – комментирует аналитик ИК «ФИНАМ» Владислав Исаев.

«Несомненно, сейчас хороший шанс для российских разработчиков бизнес-ПО: заказчики всех отраслей сокращают ИТ-бюджеты, в пересчете на валюту это сокращение составляет 50 % и более. Т. е. лицензии даже на MS Dynamics уже с трудом вписываются в ИТ-бюджеты российских компаний и организаций. Тем не менее для российских разработчиков конкурировать «в лоб», пытаясь «на коленке» создать за несколько месяцев полнофункциональную ERP-систему, – занятие совершенно бесперспективное. А вот что действительно нужно – это узкоспециализированные отраслевые системы из области ERP, BI, систем документооборота, систем проектного управления и ряда других, «заточенные» под вполне конкретные потребности (не все!) одной или очень ограниченного круга отраслей и пригодные для тиражного (не разового!) внедрения. Кстати, во многих отраслях еще до кризиса именно узкоспециализированные отраслевые приложения отечественных разработчиков имели довольно сильные позиции на рынке, зачастую не конкурируя, а дополняя функциональность ERP-систем международных вендоров. Сейчас позиции таких разработчиков, несомненно, будут только укрепляться. Впечатления таковы, что Organic ERP больше похожа на заказную разработку, нежели на тиражируемое решение. В любом случае, это система «легкого» класса – не более 50 пользователей, ничего общего с полнофункциональными многопользовательскими ERP-системами не имеющая и попадающая в нишу «1С» и разработок на ее базе, конкурировать с которыми, очевидно, не в состоянии. ERP NetSuite на «поляне» в России не замечена и каких-либо видимых преимуществ перед уже представленными в нашей стране ERP-системами NetSuite OneWorld не имеет», – считает директор по маркетингу BCC Александр Герасимов.

«Нельзя отказывать в праве на существование небольшим системам, выводимым на рынок локальными разработчиками ПО. В России достаточно примеров таких успешных нишевых систем – «Малахит», «Монолит», Global ERP. По сравнению с западными системами они обладают меньшей стоимостью, преимущество же перед крупными отечественными системами заключается в большей клиентоориентированности небольших компаний-разработчиков – клиентам уделяется больше внимания, быстрее осуществляется доработка систем. Маркетинговые материалы российской системы Organic говорят о более точном отраслевом позиционировании, нежели у NetSuite OneWorld. Однако этой информации явно недостаточно для какого-либо технического или функционального сравнения возможностей этих систем», – полагает руководитель направления «Промышленность» компании «КОРУС Консалтинг» Андрей Михлин.

«Система Organic вполне может стать интересной небольшим компаниям, ведущим проектные работы и оказывающим услуги. Скорее всего, большинство из них составят предприятия, которых по той или иной причине не устраивает «1С». В нише ERP-решений для торговли, в которой компания Ansoft позиционирует свои продукты под брендом AVARDA, система Organic не сможет конкурировать с основными игроками – слишком далеки функциональные возможности от требований отрасли. Система NetSuite OneWorld, ориентированная на SaaS-архитектуру, наверняка найдет в России своих приверженцев. Но технология «по требованию», которую можно рассматривать и как преимущество, и как недостаток системы NetSuite OneWorld, может воспрепятствовать ее широкому распространению в нашей стране. Уровень доверия к существующим в России каналам связи пока невысок, и крупные российские компании, имеющие распределенную структуру, ориентируются в основном на распределенные решения, поддерживающие работу каждого подразделения даже при отсутствии связи», – резюмирует заместитель генерального директора группы компаний Ansoft Кирилл Синицын.

Автор: Анна Тумакова.

Тематики: Интеграция, Маркетинг, ПО

Ключевые слова: разработка программного обеспечения, интеграция, бизнес-решение, CRM, ERP, автоматизация, система управления