IDC исследовала российский рынок ИТ-услуг

По результатам нового исследования IDC, устойчивый рост российского рынка ИТ-услуг в 2004 году продолжился и составил 26,3%, что соответствует 1,9 млрд. USD. По темпам роста он значительно опережает рынки ИТ-услуг в странах, как Восточной, так и Западной Европы.

Российский рынок, как и в предыдущие годы, в значительной мере тяготеет к крупным проектам. Традиционно, крупнейшими потребителями ИТ-услуг были финансовый, производственный, государственный и телекоммуникационный секторы, суммарно обеспечившие чуть более 65% рынка.

Заметной тенденцией IDC считает значительный, по сравнению с 2003 годом, рост спроса на консалтинг и услуги по внедрению бизнес ориентированного ПО (аналитические программы, системы автоматизации документооборота, управления взаимодействием с клиентами и, традиционно, решения для автоматизации вспомогательных процессов).

Одной из основных движущих сил рынка ИТ-услуг в России в 2004 году IDC считает продолжающийся уже третий год бурный рост рынка ПО для автоматизированных систем управления предприятием. Ежегодный прирост объема этого рынка, главным образом за счет продажи лицензий, достиг в 2004 году почти 52%. Хотя конкуренция в 2004 году значительно усилилась, есть несколько компаний, которые доминируют во многих секторах рынка. В тройку лидеров, которая в прошлом году контролировала почти 10% рынка ИТ-услуг, входят только российские поставщики, а доля десяти ведущих компаний составляет 24%. Лидерами рынка (по объемам прибыли от ИТ-услуг, в порядке убывания) в 2004 году были: CROC, IBS, R-Style Group, HP, "Открытые Технологии", "Борлас", Optima, ЛАНИТ, "Техносерв", I-Teco.

"В 2004 году, впервые за годы наблюдений IDC, выросла активность зарубежных компаний, — отмечает Михаил Иванов, аналитик IDC по рынку услуг. — Четвертое место в группе лидеров заняла HP, высокие темпы роста продемонстрировали также IBM и Siemens Business Services. На российский рынок вышла компания Logica CMG — международный поставщик ИТ услуг — которой удалось выиграть несколько крупных тендеров в телекоммуникационном секторе".

Продолжаются и процессы консолидации — большие московские компании, расширяя зону охвата, приобретают региональные фирмы, а интеграторы, расширяя набор услуг и повышая их качество, поглощают небольшие узкоспециализированные компании.

Наибольшая часть расходов на ИТ-услуги — 30,7% (лишь немногим меньше, чем в 2003 году) приходилась в 2004 году на долю объединенного сектора системной и сетевой интеграции. Почти не изменились, по сравнению с прошлогодними, доли услуг по разработке и адаптации ПО и связанным с ними консалтингом (Customization), а также услуг технической поддержки.

Услуги аутсорсинга — наиболее динамичная составляющая рынка ИТ-услуг. Наиболее динамично развиваются аутсорсинг программного обеспечения, а также компьютеров и сетевого оборудования. Причем последняя услуга является логическим продолжением стандартных контрактов по установке и поддержке и, как считает IDC, будет основным источником доходов компаний-аутсорсеров. "Хотя услуги аутсорсинга растут быстро, это определяется, скорее невысоким уровнем развития, чем реальным спросом. Этот сектор, по крайней мере, в прогнозируемый период, не станет ведущей силой российского рынка ИТ-услуг", — считает Михаил Иванов.

По данным отчета, средний ежегодный прирост рынка ИТ-услуг в прогнозируемый пятилетний период составит 25,4%, а его объем к 2009 году достигнет 5,8 млрд. USD.

Тематики: Интеграция, Оборудование, ПО, Outsourcing

Ключевые слова: