Сотовый июль Петербурга: битвы гигантов

Не слишком жаркое лето не стало причиной для уменьшения накала страстей на сотовом рынке как России в целом, так и Петербурга. Причем если в масштабах страны основная борьба развернулась между операторами, то на поле битвы в Северной столице к ним присоединились и ведущие дилерские сети города. Подробнее о маркетинговой активности игроков в июле, распределении подключений у сотовых операторов и ведущих дилеров на местном рынке – читайте в ежемесячном отчете spbIT.ru.

По данным аналитического агентства AC&M Consulting, к концу июля число сотовых абонентов (то есть учитываемых операторами SIM-карт) в России превысило отметку в 100 млн. По оценкам аналитиков агентства, в июле не произошло замедления роста числа пользователей сотовой связью: чистые подключения по итогам месяца были более чем на 500 тыс. больше, нежели в июне, что соответствует тенденции последних лет. При этом два ведущих оператора, ОАО «ВымпелКом» (торговая марка «Билайн») и «Мобильные ТелеСистемы», в июле приложили большие усилия для того, чтобы сгладить возможный негативный эффект от высокого уровня оттока абонентов, который должен был стать результатом кампании по раздаче SIM-карт в рамках новогодних акций. Для того чтобы сохранить позиции лидера в России, «Мобильные ТелеСистемы» приложили в июле значительные усилия по активизации продаж как в обеих столицах, так и в регионах за счет различных маркетинговых инициатив. А «ВымпелКом» обеспечил рост числа своих пользователей, помимо органического прироста абонентской базы, путем приобретения сахалинского оператора «СТ-Мобайл» (100 тыс. абонентов).

Как подсчитали аналитики AC&M Consulting, по чистому приросту в России в июле лидировали МТС (34,2%), за ними с минимальным отрывом следовал «Билайн» (34,0%), а «МегаФон» взял 19,8% новых абонентов в стране. При этом доли рынка в общероссийском масштабе распределились следующим образом: МТС продолжают лидировать - 34,9% абонентов, «Билайн» - 34,5%, «МегаФон» - 18,7%. Изменения по сравнению с июньскими показателями весьма незначительны, но отражают некоторые тенденции: лидер потерял 0,1%, второй игрок – «Билайн» - остался при своей доле, а «МегаФон» увеличил свое присутствие на рынке на 0,1%. В результате проникновение услуг сотовой связи в России выросло до 70,6%, что больше результатов прошлого месяца на 3,4%. На конец июля уровень проникновения мобильной связи в двух столицах составил 121,6% и 105,5% соответственно (напомним, июньские показатели – 118,2% и 102,3%).

В конце июля в Петербурге насчитывалось 6,687 млн абонентов всех сотовых сетей, что превысило показатели прошлого месяца на 199 тыс. При этом чистый прирост абонентской базы операторов с учетом оттока составил, по данным AC&M Consulting, у МТС – 48,2%, у «Билайн» - 26,9%, у Северо-Западного филиала ОАО «МегаФон» - 14,8%. Прирост Теле2 GSM (вместе с абонентами Fora) и CDMA-сети «Скай Линк» составил 5,1% и 5%, соответственно. Напомним, что в прошлом месяце по приросту как в России, так и в Петербурге лидировал «Билайн», на втором месте по Петербургу шел «МегаФон», а МТС замыкали тройку. В результате изменения показателей прироста несколько изменились и доли петербургского рынка. Лидирующий Северо-Западный филиал ОАО «МегаФон» имел на конец июля 40,5% рынка, МТС обладали долей в 32,5%, «Билайн» - 19,9%, «Теле2 GSM» - 5,5%, «Скай Линк» – 1,6%. Показатели прошлого месяца были таковы: Северо-Западный филиал ОАО «МегаФон» занимал 41,3% рынка, «Мобильные ТелеСистемы» – 32,1%, «Билайн» - 19,7%. 5,4% абонентов у «Теле2 GSM», 1,5% - у «Скай Линк».

Маркетинговая активность операторов, весьма заметная в течение первого летнего месяца, продолжилась и в июле. Так, в самом конце июня «Билайн» запустил новый тарифный план «Простые вещи», основной особенностью которого стала стоимость исходящих соединений в $0,02 после трех минут разговоров в день. Первые три минуты могут накапливаться из нескольких совершенных разговоров, а при достижении ежедневного трехминутного порога абонент получит соответствующее SMS-уведомление о снижении тарифа. Правда, цена в $0,02 действительна лишь до конца октября, но сам принцип сниженной тарификации всех соединений после трех минут в сутки останется и дальше. А в первых днях июля этот же оператор запустил новую услугу "Сити", в рамках которой пользователи предоплатной системы расчетов могут воспользоваться безлимитной связью на определенный период по своему усмотрению (см. выпуск новостей от 5 июля 2005 г.).

В начале июля Северо-Западный филиал ОАО "МегаФон" ввел бесплатный трехсекундный интервал на шести тарифных планах (несколько тарифов семейства «Лайт» и тариф «Комфорт». Спустя примерно неделю лидер рынка запустил также тарифную опцию «Все входящие бесплатно» для абонентов тарифных планов с городской и федеральной нумерацией (включая тарифы «Презент.ru», Extra.ru, «Комфорт.ru», «Триумф.ru», «Семья.ru», «Первый Федеральный», «Индивидуальный», «Зеро.net», «Контакт.spb», «Комфорт.spb», «Триумф.spb», «Семья.spb», VIP, а также корпоративные тарифные планы) в Петербурге и Ленинградской области. Абоненты, заказавшие опцию, получают возможность не платить за все входящие вызовы - как с мобильных, так и со стационарных телефонов (при условии нахождения в зоне действия домашней сети – в Петербурге и Ленинградской области). Абонентская плата за пользование тарифной опцией «Все входящие бесплатно» составляет $15 в месяц на тарифных планах с федеральной нумерацией и $25 – с городской (все цены указаны без учета налогов). Подключение опции – бесплатно (см. выпуск новостей от 14 июля 2005 г.).

Буквально через несколько дней оператор «Мобильные ТелеСистемы» запустил в Петербурге очередное специальное предложение для абонентов, заключивших или продливших «срочный контракт» с оператором. В рамках нового предложения абоненты тарифных планов группы «МТС. Оптима» и «Корпорация» с федеральными номерами, заключившие или продлившие в период по 31 августа соглашение на обслуживание в компании на срок не менее года, в дополнение к скидкам, предусмотренным условиями «срочного контракта», смогут до 31 декабря 2005 года бесплатно пользоваться услугой «Мобильный Петербург». При подключении этой услуги исходящие вызовы абонентам всех мобильных операторов Петербурга тарифицируются по стоимости внутрисетевых звонков. Эта акция направлена на повышение лояльности абонентов, обслуживающихся на тарифных планах с абонентской платой (см. выпуск новостей от 19 июля 2005 г.). Кроме того, в июле продолжалась крупная BTL-акция МТС - «Джинс-Фиеста». Эта акция проходит в течение летнего сезона по всему Северо-Западному региону (за исключением Коми). Она включает в себя два этапа SMS-викторины – первый закончился 17 июля, следующий пройдет по 31 августа. В рамках акции также осуществляется продвижение тарифа «Джинс». По словам специалистов МТС Северо-Запад, данная акция направлена, помимо стимулирования спроса, и на повышение лояльности постоянных абонентов (см. выпуск новостей от 21 июля 2005 г.).

С началом третьей недели июля Северо-Западный филиал ОАО «МегаФон» запустил ряд новых дополнительных услуг, объединенных под названием «Приоритет», для своих корпоративных клиентов. Корпоративным абонентам сети «МегаФон Северо-Запад» стали доступны несколько новых услуг, которые в основном направлены на оптимизацию исходящего голосового трафика абонентов. Так, в рамках услуги «Городской Приоритет» стоимость исходящих местных вызовов на номера городской телефонной сети административного центра субъекта РФ (в Вологодской области, в том числе, любые областные номера) и номера мобильных телефонов сотовых операторов субъекта РФ, на территории которого были заключены договоры на обслуживание, снижена до 50%. Подписчик услуги «Корпоративный Приоритет» получит стоимость исходящих вызовов в рамках единого корпоративного счета в $0,01 за минуту разговора (цены приведены без учета НДС). В рамках услуги «Внутрисетевой Приоритет» стоимость исходящих вызовов всем абонентам общероссийской сети «МегаФон» (включая вызовы на голосовую почту) приравнивается к стоимости вызовов в рамках услуги «Бизнес группа» (это составляет $0,05-0,06 в зависимости от тарифа, см. выпуск новостей от 22 июля 2005 г.).

А в самом конце месяца, 25 июля, «Мобильные ТелеСистемы», взяв на вооружение элементы технологии многоуровневого маркетинга (MLM), запустили федеральную акцию «Подключи друга!», благодаря которой абоненты тарифов серии «Джинс» могут получить бонус на сумму до $25. Для участия в акции достаточно порекомендовать знакомым подключиться на один из тарифных планов семейства «Джинс». Новый абонент должен отправить SMS на единый для всей России короткий номер 111 с указанием номера абонента МТС, который порекомендовал ему выбрать «Джинс». После этого обоим абонентам в течение 5 месяцев начисляются бонусы, которые составят в сумме эквивалент $5, то есть $10 на двоих. Акция проводится по 31 августа (см. выпуск новостей от 28 июля 2005 г.).

Однако, кроме усилий операторов на ниве новых подключений свое веское слово сказали и дилерские сети. Эти игроки также проводили акции, направленные на увеличение числа подключений. Так, федеральная сеть салонов «Ультра» продолжала акцию совместно с оператором "Мобильные ТелеСистемы" (МТС) и компанией Siemens, в рамках которой действует бонусное предложение - возможность бесплатно загрузить мобильный контент на сумму 3000 рублей. Кроме нее, была продлена акция, проводимая с 5 мая совместно с оператором Tele2. При подключении к Tele2 и покупке карты оплаты стоимостью 300 рублей в сети салонов «Ультра» клиент получает в подарок 150 минут (см. выпуск новостей от 14 июля 2005 г.). «Связной» проводил акцию с Теле2: дилер вручал по три подарочных сертификата каждому, кто покупал в «Связном» любой контракт этого оператора в период с 10 июля по 10 августа 2005 года. Подарочные сертификаты давали право на 20%-ную скидку на приобретение трех карт оплаты Tele2 номиналом 100 рублей. «Телефорум» в течение всего июля проводил акцию по стимулированию подключений к МТС. В ее рамках каждый подключившийся к сети МТС на любой тарифный план семейства «Джинс» в салоне связи «Телефорум» получал 100 рублей на счет.

При этом, по оценкам экспертов, общее число новых подключений в городе выросло по сравнению с июнем незначительно, и составило 260 тыс. Однако, более показателен тот факт, что снизилась общая доля традиционных лидеров рынка, которые вкупе подключили порядка 195 тыс. абонентов. Напомним, что в прошлом месяце при общем показателе в 255 тыс., игроки первой пятерки подключили около 205 тыс. Как полагают участники рынка, тенденция по снижению доли компаний, традиционно входящих в первую пятерку, связана с приходом в Петербург двух достаточно крупных федеральных игроков - компаний «Цифроград» и «Телефон.Ру.». Последний, правда, не является полноценной федеральной сетью, имея в большинстве городов незначительное число салонов, но ведет на рынке Северной столицы достаточно активную маркетинговую политику.

При оценке июльского рынка подключений также заслуживает внимания и тот факт, что вновь, как и примерно год назад, наблюдается обострение борьбы между двумя ведущими игроками – компаниями «Евросеть» и «Ультра». Если в июне разрыв между объемом новых подключений, произведенных в салонах этих компаний, был достаточно заметен (52,8 и 45,5 тыс., соответственно), то в июле обе компании подключили примерно по 52 тыс. абонентов. Следующим значимым изменением стало более заметное отставание от лидеров третьего игрока – компании «Связной», которой удалось подключить лишь 38,5 тыс. абонентов при июньском показателе в 44,6 тыс. На четвертом месте – компания «Телефорум», которой удалось реализовать 28 тыс. контрактов, а «Диксис» подключил примерно 25 тыс. абонентов (в июне – без малого 30 тыс.).

Обращает на себя внимание и некоторое изменение производительности каждой торговой точки дилерских сетей. Напомним, что предыдущее такое сравнение мы проводили в мае при обзоре апрельских результатов рынка (см. выпуск новостей от 23 мая 2005 г.). Тогда (данные приведены на конец апреля) «Евросеть» владела в Петербурге и Ленобласти 74 точками, «Ультра» - 69, «Связной» - 73, «Телефорум» - 70 точками продаж, «Диксис» - около 80. При этом, по данным апрельского обзора, наиболее высокие показатели по результативности каждого салона были у компании «Евросеть» - в среднем, этот дилер реализовал 700 контрактов на одну точку. «Ультра» немного уступала лидеру с показателем 615 контрактов на точку, «Связной» имел 465 подключений на точку, «Телефорум» - 364 подключения на точку, а «Диксис» - 312 подключений на один салон – при самом большом количестве салонов в регионе. Итоги июля в этом плане таковы: «Евросеть» обладает 78 салонами и ее показатель – 667 подключений в среднем на один салон, «Ультра» - 77 точек, а значит показатель этого дилера – 675 подключений на салон, «Связной» - 75 салонов и 513 проданных контрактов в среднем на один салон, «Телефорум» - 67 салонов, 417 продаж на точку, а «Диксис» имеет 83 магазина (как и в апреле – больше всех из лидеров рынка), при этом показатель – 301 подключение на салон.

Автор: Юрий Мальцев.

Тематики: Мобильная связь, Торговые сети, Финансы

Ключевые слова: